Министерство культуры РСФСР ГОСУДАРСТВЕННАЯ ордена ЛЕНИНА БИБЛИОТЕКА СССР им. В. И. ЛЕНИНА

М. Е. ЗЕЛЕНИНА

искусство

кино

(РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ)

ИСКУССТВО» Москва 1961

Под общей редакцией кандидата филологических наук Ю С. ЗУБОВА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее издание предназначено для слушателей университетов культурьп, а также для читателей, интересующихся вопросами киноискусства. Оно поможет познакомиться с литературой, освещающей историю развития советского и зарубежного кино, деятельность выдающихся кинорежиссеров и актеров, основные течения и направления в современной кинематографии.

В первом разделе указаны общие работы, знакомящие с историей мирового киноискусства, с изобразительными средствами кино.

Второй раздел содержит краткие сведения об имеющейся литературе по истории развития нашего отечественного кино, о книгах и статьях, посвященных творчеству отдельных режиссеров, актеров и кинооператоров.

Ввиду отсутствия специальный трудов о творчестве М. Ромма, А. Зархи и некоторых других видных мастеров кино материал о них указан не в самостоятельных разделах, а среди общих работ по истории кино. Отыскание необходимых сведений облегчает помещенный в конце книги именной указатель.

Помимо книг и статей, освещающих вопрось» художественной кинематографии, в указателе дана литература о хроникально-документальном, научно-популярном и мультипликационном кино.

Специальный раздел посвящен киноискусству социалистических стран и крупнейших капиталистических государств (Англии, Италии, США, Франции и др.).

В разделе «Техника кино» содержится литература, которая в наиболее простой и доступной форме знакомит читателя с достижениями современной кинотехники, с

тем, кок демонстрируется

мультипликационные фильмы, а также со всеми новшествами в области стереофонического, широкоэкранного и панорамного кино.

Составление пособия в основном закончено в июле 1960 года.

При изучении вопросов истории и теории киноискусства следует пользоваться также книгами, указанными в первом выпуске нашей серии: «Основы марксистско-ленинской эстетики».

Отзывы о данном выпуске и всей серии просим направлять по адресу: Москва, Центр, Гос. библиотека СССР имени В. И. Ленина. Научно-методический отдел библиотековедения и библиографии.

ИСТОРИЯ КИНО. ТЕОРИЯ и СПЕЦИФИКА

КИНОИСКУССТВА

К« и г и:

Саду ль Ж. Всеобщая история кино. Пер. с франц., общ. ред. и вступит, статья С. Юткевича. Т. 1—2. М., «Искусство», 1958.

Т. 1. Изобретение кино. 1832—1897. — Пионеры кино (от Мельеса до Патэ). 1897—1909. 610 стр.

Т. 2. Кино становится искусством. 1909—1914. 523 стр.

Первые два тома «Всеобщей истории кино» французского историка и теоретика кино Жоржа Садуля охватывают период 1832—1914 гг. Ж. Садуль стремится с марксистских позиций рассмотреть сложный процесс возникновения и развития мирового киноискусства.

Садуль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. Пер. с 4-го франц. изд. М. Левиной. Ред., предисл. и примеч. Г. Авенариуса. М.( Изд-во иностранной литературы, 1957. 463 стр.

Книга знакомит с основными этапами развития кино в странах Европы, Америки, а также в Китае, Индии, Японии и других странах.

Мэнвелл Р. Кино и зритель. Пер. с англ. Ю. А. Смирнова. М., Изд-во иностранной литературы, 1957. 279 стр.

Книга, написанная одним из виднейших английских специалистов в области теории и истории киноискусства, представляет собой обзор основных этапов развития кино, начиная от его истокоз и кончая изобретением широкого экрана. В заключительных разделах книги Р. Мэнвелл рассматривает кино как один из видов промышленности, затрагивает проблемы влияния фильмов на различные слои общества, взаимоотношения кинематографии и телевидения.

Работа Мэнвелла содержит ряд неверных утверждений, часто автор неправильно обобщает интересно подобранный им фактический материал. Об этих недостат-

ках книги говорится в статье С. Гинзбурга «Книги для зрителей» («Искусство кино», 1959, № 1, стр. 108—117).

Линдгрен Э. Искусство кино. Введение в киноведение. Пер. с англ. М., Изд-во иностранной литературы,

1956. 192 стр.

Книга английского киноведа в основном посвящена художественным средствам киноискусства (монтаж, звук, изобразительное решение фильма). Во вводной части освещается процесс создания фильма на киностудиях капиталистических стран.

Рецензию на книгу см.: «Искусство кино», 1959, № 1, стр. 108—117 (С. Гинзбург. Книга для зрителей).

Мартен М. Язык кино. Пер. с франц. Вступит, статья и общ. ред. С. Юткевича. М., «Искусство», 1959. 292 стр.

Марсель Мартен — французский киновед. В своей книге он раскрывает специфику киноискусства, показывает средства и способы, которые используются в кино для выражения определенного содержания (изображение, монтаж, звук).

Написанная в целом с позиций прогрессивного киноискусства, книга содержит отдельные уступки буржуазно-формалистической эстетике, на что указывается во вступительной статье.

Герасимов С. О киноискусстве. (Очерк для молодежи). М., «Молодая гвардия», 1960. 144 стр.

Народный артист СССР С. А. Герасимов рассказывает молодым читателям о специфике кино, о том, как усилиями сценариста, режиссера, актеров и многих дру-I их создается фильм. Последние главы книги знакомят с лучшими произведениями мирового киноискусства и различными направлениями в современной кинематографии.

Власов А., Млодик А. Тихо! Идет съемка! М., «Искусство», 1960. 168 стр.

В популярной и увлекательной форме авторы рассказывают о процессе создания фильмов, раскрывают профессиональные «секреты» кинематографистов.

Ста тьи:

Дзиган Е. Особенности киноиску и. і ьа. ^Искусство кино», 1958, № 6, стр. 123—131.

Кино в современном обществе. [Запись бесед-дискуссий на Международном кинофестивале в Москве. 1959 г! «Искусство кино», 1959, № 11, стр. 54—71.

Разумный В. Этическое и эстетическое [в киноискусстве]. «Искусство кино», 1959, № 4, стр. 125—133.

Для дополнительного чтения

Лоусон Д. Теория и практика создания пьесы и киносценария. Пер. с англ- М., «Искусство», 1960. 562 стр.

Фельдман Д. и Фельдман Г. Динамика фильма. Пер. с англ. М., «Искусство», 1959. 211 стр.

МАСТЕРА КИНОИСКУССТВА И ДРУГИЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ О КИНО

Анри Барбюс о советском киноискусстве. «Искусств^ кино», 1959, № 9, стр. 111—112.

Вайсфельд И. Горький и кино. Новые материалы. «Искусство кино», 1958, № 3, стр. 128—133.

Дзаваттини Ч. Некоторые мысли о киноискусстве. Пер. с итал. «Искусство кино», 1957, № 7, стр. 106—116.

Довженко А. Избранное. М., «Искусство», 1957. 611 стр,

Из содержания: Раздел III. Статьи (стр. 577—610). Из рабочих тетрадей Дзиги Вертова. (Публикация). «Искусство кино», 1957, № 4, стр. 112—126.

Клер Р. Размышления о киноискусстве. Пер. с франц. Т. Ивановой. Вступит, статья С. Юткевича. М., «Искусство», 1958. 230 стр.

Пудовкин В. Избранные статьи. М., «Искусство»,

1955.    464 стр.

В. Стасов о кинематографии. «Искусство кино», 1957, № 3, стр. 127—141.

Эйзенштейн С. Избранные статьи. М., «Искусство»,

1956.    455 стр.

СОВЕТСКОЕ КИНОИСКУССТВО

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

ОБЩИЕ РАБОТЫ

Приветствие Центрального Комитета КПСС конференции работников советской кинематографии. — Обращение конференции к Центральному Комитету КПСС.— К новым творческим успехам (Резолюция конференции работников советской кинематографии). — Из дневника конференции. «Искусство кино», 1958, № 4, стр. 1—19.

То же. — В кн.: «Всесоюзная творческая конференция работников кинематографии». Стенографический отчет. М., 1959, стр. 5—9; 391—397.

Материалы Всесоюзной творческой конференции работников советской кинематографии, посвященной актуальным проблемам развития советского киноискусства.

Ответственность художника. [Передовая]. «Искусство кино», 1958, № 7, стр. 8—16.

Статья о задачах работников кинематографии в связи с постановлением ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца».

Всю силу киноискусства — делу строительства коммунизма! На втором пленуме Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР. «Искусство кино», 1959, № 3, стр. 21—29.

О задачах киноискусства в предстоящем семилетии.

Сурин В. В общенародном строю. [Советская кинематография в 1959—1965 гг.]. «Искусство кино», 1959, № 2,

птп. 3—9

Михайлов Н. Искусство, любимое народом. К дальнейшему подъему советского киноискусства. М., «Искусство», 1958. 42 стр.

Н. А. Михайлов характеризует особенности развития советской кинематографии и период ішслс XX съезда КПСС, отмечает ряд выдающихся ее достижений.

Юренев Р. Всегда с народом. «Искусство кино»„ 1957, № 10, стр. 15—32.

В статье освещаются основные этапы развития советского киноискусства в период 1917—1957 гг.

Юренев Р. Кино — важнейшее из искусств. М., «Знание», 1959. 32 стр.

Краткий очерк развития советского кино за сорок лет. Автор рассказывает о лучших фильмах и ведущих мастерах нашей многонациональной кинематографии. Охарактеризовано современное состояние кино и работы молодого поколения его мастеров.

Искусство миллионов. Советское кино. 1917—1957. М., «Искусство», 1958. 624 стр.

Книга представляет собой своеобразную летопись со ветского киноискусства за сорок лет. Она принадлежит перу многих авторов, среди которых — поэты, писатели, художники, режиссеры и другие деятели искусств, делящиеся впечатлениями о творчестве своих собратьев.

Открывает книгу исторический очерк Р. Юренева, дающий картину развития нашей кинематографии с 1917 по 1957 год. Очерк сопровождается небольшими статьями и заметками других авторов, посвященными наиболее выдающимся явлениям киноискусства того или иного периода. Помимо статей книга содержит и большой изобразительный материал — кадры из лучших фильмов.

Небольшие статьи, дополняемые фотоматериалами, знакомят с деятельностью крупнейших кинорежиссеров — С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, Г. Александрова, С. Герасимова, И. Пырьева, М. Ромма-, М. Донского, С. Юткевича и др.; с лучшими фильмами этих лет («Броненосец «Потемкин», «Мать», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики», трилогия о Максиме, «Петр I», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Великий гражданин», трилогия о Горьком, «Алек-

лпттттг» 14лплтгтттт« ГУ Т Т ТТГ’ТТ г»ПОПТ1ТЛТТТ ПФГ> О NN //ТНлПР’Ч //Кпг ‘ Cl il/J, 1 AV^U^lVllll//, Чч AWlV^ll liJ^UUlllVytllUCliJUr/, \ч Д-1-t, vy V* // , ‘.’UWl

дан Хмельницкий», «Иван Грозный», «Сельская учительница», «Молодая гвардия», «Дело Румянцева», «Отелло»; «Летят журавли», «Тихий Дон» и др.).

3421—2

Помещены также статьи о художественных фильмах молодых режиссеров, о кинохронике, научно популярных, мультипликационных и широкоэкранных фильмах.

Грошев А. Образ В. И. Ленина на экране. М., «Знание», I960. 39 стр.

В брошюре рассказано о том, как советская кинематография решала проблему воплощения на экране образа В. И. Ленина. Автор знакомит с хроникальными кино-документами, запечатлевшими Ленина, подробно останавливается на создании образа Владимира Ильича в художественных фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (артист Б. Щукин), «Человек с ружьем» и «Рассказы о Ленине» (артист М. Штраух) и др. Прослежена история создания документальных фильмов о Ленине.

Для дополнительного чтения

Ежегодник кино. 1955. М., «Искусство», 1956. 267 стр. Ежегодник кино. 1956. М., «Искусство», 1957. 280 стр. Ежегодник кино. 1957. М., «Искусство», 1960. 320 стр. Ежегодник кино. 1958. М., «Искусство», 1960. 467 стр. Мосфильм. Статьи, публикации, изобразительные материалы. Вып. 1. Работа над фильмом. М., «Искусство». 1959. 391 стр.

. Очерки истории советского кино. В 3-х т. Под ред. Ю С. Калашникова [и др.]. М., «Искусство».

Т. 1. 1917—1934. 1950. 524 стр.

T.    2. 1935—1945. 1959. 869 стр.

Садуль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. Пер. с 4-го франц. изд. М. К. Левиной. Ред., предисл. и примеч. Г. А. Авенариуса. М., Изд-во иностранной литературы, 1957, стр. 170—182; 296—307; 363—366; 389—390.

КИНОИСКУССТВО СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

Кладо Н. Национальное — в конкретном! [Заметки о советском киноискусстве]. «Дружба народов», 1959,

п — і сп 10п

U,    Cip. 1UJ— і ио,

Шалуновский В. Годы и люди. [О кинофильмах республиканских студий]. «Искусство кино», 1959, № 8, стр. 97—103.

Вчера, сегодня и завтра. [О киноискусстве прибалтийских республик]. «Искусство КИІІО», 1960, ЛЬ 8, СТр. 10— 15.

Эрштрем А. Прибалтийская киновесна. [О кинофестивале Латвии, Литвы, Эстонии и Белоруссии]. «Искусство кино», I960, № 5, стр. 111—114.

Азербайджан

У кинематографистов Азербайджана. [Статьи: И. Тол-ченова. На экране и рядом. — От фильма к фильму]. «Искусство кино», 1959, № 10, стр. 139—147.

Армения

Погожева Л. Весна запаздывает. [О недостатках новых армянских художественных фильмов]. «Искусство кино», 1960, № 6, стр. 21—23.

Грузия

Всмотритесь в сегодняшнюю Грузию. [О развитии киноискусства Груз. ССР]. «Искусство кино», 1958, № 2, стр. 74—84.

Гогодзе К. Грузинское кино. Тбилиси, «Заря Востока», 1959. 23 стр.

Кузнецова К. Встреча с кинематографистами Грузии. [К итогам Декады грузинского искусства и литературы]. «Искусство кино», 1958, № 6, стр. 74—75.

Казахстан

Сиранов К. Казахское киноискусство. Алма-Ата, Каз-госиздат, 1958. 67 стр.

Киргизия

Кладо Н. Навстречу будущему. [О новых киргизских фильмах]. «Искусство кино», 1959, № стр. 97—100.

Таджикистан

Киноискусство советского Таджикистана. Сталина-бад, 1957. 16 стр.

Узбекистан

Каланов 3. Кинематография Узбекистана. Ташкент, 1958. 29 стр.

Творческие поиски, раздумья, планы. [У кинематографистов Узбекистана]. «Искусство кино», 1959, № 7, стр. 76—83.

Украина

Чабаненко И. Пути украинского киноискусства. «Искусство кино», 1958, № 10, стр. 111—114.

Ромицин А. Намерения и результаты. [О недостатках украинских кинофильмов на современную тему]. «Искусство кино», 1958, № 11, стр. 36—42.

Кузнецов В. Искусство или искусственность? «Искусство кино», 1958, № 12, стр. 101—109.

В статьях А. Ромицина и В. Кузнецова продолжается обсуждение вопросов развития украинской кинематографии, начатое статьей И. Чабаненко.

Левада А. О некоторых проблемах украинской кинодраматургии. «Искусство кино», 1959, № 6, стр. 97—104.

Эстония

Киноискусство советской Эстонии. Таллин, 1956-16 стр.

РЕЖИССЕРЫ

О времени и о себе. [Автобиографические заметки мастеров советского кино]. «Искусство кино», 1957, № 10, стр. 33—70.

Среди авторов: Ф. Эрмлер, С. Васильев, Г. Козинцев, С. Юткевич.

Александров Г. В.

Поставил фильмы: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Встреча на Эльбе», «Композитор Глинка» и др.

Заславский Д. Комедии Г. Александрова. — В кн.: «Искусство миллионов». М., 1958, стр. 232—240.

Васильев Г. Н. (1899—1946) и Васильев С. Д. (1900—1959)

Поставили фильмы: «Чапаев», «Волочаевокие дни», «Фронт» (совместно) и др.

Оттен Н. Сергей Васильев. «Советский экран», 1958, № 1, стр. 8—9.

Бабочкин Б. Большой человек, большой художник. [Памяти С. Д. Васильева]. «Искусство кино», 1960, №1, стр. 14.

Автобиография С. Д. Васильева. Написана в 1946 г. [совместно с Г Н Васильевым]. Там же, стр. 15—16.

Герасимов С. А.

Поставил фильмы:    «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учи

тель», «Маскарад», «Молодая гвардия», «Сельский врач», «Освобожденный Китай», «Тихий Дон» и др.

Фрейлих С. Искусство кинорежиссера. Творчество народного артиста СССР С. А. Герасимова. М., «Искусство», 1954. 272 стр.

Фрейлих С. Сергей Герасимов и его фильмы. «Советский экран», 1958, № 4, стр. 10—11.

Дзиган Е. Л.

Поставил фильмы: «Мы из Кронштадта», «Пролог», «В едином строю» (совместно с Ган Сюэ-веем) и др.

Михайлов А. Ефим Дзиган. «Советский экран», 1959, № 22, стр. 6—7.

Фонштейн А. Ефим Дзиган. М., Госкиноиздат, 1940. 52 стр. (Мастера киноискусства).

Довженко А. П. (1894—1956)

Поставил фильмы: «Арсенал», «Земля», «Аэроград», «Щорс», «Мичурин», «Поэма о море» и др.

Юренев Р. Александр Довженко. М., «Искусство»,

1958. 192 стр. (Мастера киноискусства).

Довженко А. Избранное. Вступит, статья Н. Тихонова. М., «Искусство», 1957. 611 стр.

Сборник сценариев, рассказов и статей Довженко.

Писаревский Д. Александр Довженко и его «Поэма о море». М., «Знание», 1959. 32 стр.

Донской М. С.

Поставил фильмы: «Детство Горького», «В людях», «Мои университеты», «Как закалялась сталь», «Радуга», «Непокоренные», «Сельская учительница», «Мать», «Фома Гордеев» и др.

Зоркая Н. Марк Донской. «Советский экран», 1960, № 16, стр. 10—11, 13.

Калатозов М. К.

Поставил фильмы: «Мужество», «Валерий Чкалов», «Заговор обреченных», «Верные друзья», «Летят журавли», «Неотправленное

UiriiJDiviG;? И Др.

Сосновский И. Михаил Калатозов. «Советский экран», 1959, № 7, стр. 8—9.

Козинцев Г. М.

Поставил фильмы: трилогия о Максиме (совместно с Л. Траубергом), «Пирогов», «Дон-Кихот» и др.

Погожева Л. Григорий Козинцев. «Советский экран», 1959, № 17, стр. 14—15.

Вайсфельд И. Г. Козинцев и Л. Трауберг. Творческий путь. М., Госкиноиздат, 1940. 63 стр.

Протазанов Я. А. (1881—1945)

Поставил фильмы:    «Отец Сергий», «Закройщик из Торжка»,

«Его призыв», «Пронесе о трех миллионах», «Дон Диего и Пелагея», «Праздник св. йоргена», «Бесприданница» и др.

Яков Протазанов. О творческом пути режиссера. Сост. М. Алейников. Изд. 2, переработ. и доп. М., «Искусство», 1957. 414 стр.

Швейцер В. Мастер. (Из воспоминаний кинодраматурга). «Искусство кино», 1956, № 11, стр. 60—71.

Пудовкин В. И. (1893—1953)

Поставил фильмы: «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингис-хана», «Суворов», «Адмирал Нахимов», «Возвращение Василия Бортникова» и др.

Марьямов А. Народный артист СССР Всеволод Пудовкин. М., Госкиноиздат, 1952. 286 стр.

Памяти великого мастера. [Статьи]. «Искусство кино», 1958, № 7, стр. 97—117.

Пудовкин В. Избранные статьи. М., «Искусство», 1955. 464 стр.

Пырьев И. А.

Поставил фильмы:    «Партийный билет», «Богатая невеста»,

«Трактористы», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «Идиот», «Белые ночи» и др.

Михайлов А. Народный артист СССР Иван Пырьев. М., Госкиноиздат, 1952. 170 стр.

Мачерет А. Иван Пырьев. «Советский экран», 1958, №11, стр. 8—9.

Райзман Ю. Я.

і іисі сшил фильмы. ччЗсмлл жаЖДСТ^, «ГІОСЛСДІІПЯ IICTILVN, »2-

шенька», «Урок жизни», «Коммунист».

Зак М. Юлий Райзман. «Советский экран», 1959, № 10, стр. 10—11.