ЗАРУБЕЖНОЕ КИНОИСКУССТВО

КИНОИСКУССТВО СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Ефимов Н. Киноискусство стран народной демократии. Л., 1957. 51 стр.

Счастье художника — служить делу социализма.

[Первая конференция кинематографистов социалистических стран в Праге]. «Искусство кино», 1958, № 3, стр. 1—25.

Преданность делу обновления мира. [Вторая конференция кинематографистов социалистических стран в Синае]. «Искусство кино», 1959, № 2, стр. 13—16.

Албания

Андриканис Е. Записки кинооператора. Из опыта работы над фильмом «Великий воин Албании Скандербег». М., «Искусство», 1956. 218 стр.

Пандо И. Пора юности. «Искусство кино», 1958, № 12, стр. 135—136.

Статья албанского кинорежиссера об успехах молодой кинематографии страны, о работе первой в Албании киностудии «Новая Албания».

Болгария

За новый подъем болгарского киноискусства! (По материалам постановления ЦК Болгарской коммунистической партии по вопросам кинематографии). «Искусство кино», 1958, № 10, стр. 155—156.

Богомазов И. У болгарских друзей. «Искусство кино», 1956, № 6, стр. 100—107.

И. Богимавов, побывавший в Болгарии в 1356 г. во время проведения там Недели украинского фильма, рассказывает об оборудовании болгарских киностудий, о беседах с деятелями кино и кинозрителями.

Захариев К. Наши поиски. Письмо из Болгарии. «Искусство кино», 1957, № 9, стр. 136—139.

Статья о поисках болгарских кинематографистов в области документальных фильмов.

Погожева Л. Заметки о киноискусстве Болгарии. «Искусство кино», 1958, № 3, стр. 145—149.

В статье разбираются достоинства и недостатки болгарских фильмов «Гераковы», «Гайдуцкая клятва», «Неспокойный путь», «Две победы» и др.

Венгрия

Нечаева М. V фестиваль фильмов Венгерской Народной Республики (декабрь 1955 г.). «Искусство кино», 1956, № 2, стр. 106—110.

В статье кратко охарактеризован семилетний путь развития венгерской кинематографии, рассказано о фильмах «Будапештская весна», «Особая примета», «День гнева», «Лилиомфи».

Фабри 3. Первое десятилетие. «Искусство кино», 1959, № 1, стр. 141 — 143.

Статья о развитии венгерской кинематографии в 1948—1958 гг.

Шаш Д. На экранах Венгрии. (Письмо из Будапешта). «Искусство кино», 1960, № 5, стр. 148—150.

ГДР

Абуш А. Актуальные проблемы немецкой социалистической кинематографии. [Сокращенный доклад на конференции деятелей кинематографии ГДР. Июль 1958 г. Пер. с нем.]. «Звезда», 1958, № 12, стр. 136—146.

Абуш А. Современные проблемы и задачи кинематографии ГДР. «Искусство кино», 1959, № 1, стр. 129—140.

Известный немецкий публицист и художественный критик А. Абуш говорит о состоянии и задачах киноискусства Германской Демократической Республики. Он анализирует фильмы, выпушенные киностудией ДЕФА на протяжении 1953—1958 гг. («Восточный экспресс», «Дворцы и хижины», «Лисси», «Место преступления — Берлин» и др.), отмечает благотворное влияние на дея-тслеп немецкого кино советских и итальянских фильмов.

Григорьев Р. Фильмы борются! [На студии документальных фильмов ДЕФА]. «Искусство кино», 1959, № 4, стр. 106—114.

Писаревсяий Д. Сатира без преувеличения. ГО кинофильме «Капитан из Кельна»]. «Искусство кино», 1958, № Зі стр. 42—48.

Хермингхауз Р. На студиях ДЕФА. (Письмо из Берлина). «Искусство кино», 1958, № 1, стр. 146—149.

Р. Хермингхауз рассказывает о фильмах, выпущенных студией ДЕФА в 1957 г., — «Дворцы и хижины», «Лисси», «Искатели солнца» и др.

Чекин И. Голос свободного немецкого народа. [О сценарии и фильме «Эрнст Гельман—сын своего класса»]. «Искусство кино». 1956. № 3, стр. 31—36.

Кейш X., Чесно-Хелл М., Дудов Э. Капитан из Кельна. Литературный сценарий. Пер. с нем. И. Карин-цевой и Г. Рудого. «Искусство кино», 1956, № 11, стр. 3-—51-

Китай

Линник Г. Киноискусство народного Китая. «Искусство кино», 1959, № 10, стр. 4—9.

Краткий очерк истории развития китайской кинематографии за период 1938—1958 гг.

Севостьянов Ю. На китайских киностудиях [Пекина и Шанхая]. «Искусство кино», 1959, № 3, стр. 140—146.

Сурин В. Новая жизнь — новое искусство. [О поездке делегации советских кинематографистов в Китай]. «Искусства кино», 1958, № 1, стр. 132—142.

Чекин И. Летящий конь. Заметки о киноискусстве КНР. «Искусство кино», 1959, № 6, стр. 151—157.

О фильмах «Новая жизнь старого солдата» и «Ветер с Востока».

Юткевич С. В театрах и кино свободного Китая. (Путевые заметки). М., «Искусство», 1953. 174 стр.

Автор книги, известный советский кинорежиссер С. Юткевич, производивший в 1950 году в Китае съемки фильма «Пржевальский», знакомит читателя с современным. китайским искусством. Ряд глав книги посвящен молодой кинематографии, стремящейся отразить великие преобразования, начавшиеся в Китае с приходом к власти народа.

Сценарии китайского кино. Предисл. Юань Вэнь-чжу. М., «Искусство», 1959. 215 стр. (Зарубежная кинодраматургия).

Содержание: «Семья профессора Цзяна», «Моление о счастье», «Партийны на равнине», «Хасан и Камила»

КНДР

Антонов С. У корейских кинематографистов. «Искусство кино», 1956, № 9, стр. 93—98.

Статья посвящена состоянию, техническому и художественному уровню современной корейской кинематографии. Описаны деятельность Пхеньянской киностудии-и поставленные на ней фильмы:    «Юные партизаны»,.

«Снова на фронт», «Разведчики», «Они защищают Родину» и др.

Польша

Собаньский О. История оживает на экране. [О кинофильме «Крестоносцы»]. «Искусство кино», 1959, № 12. стр. 159—161.

Шевкуненко Ю. Искусство Адольфа Дымши. «Искус^ ство кино», 1957, № 7, стр. 55—56.

Шитова В. Будни подвига. (О кинофильме «Покушение»). «Искусство кино», 1960, № 5, стр. 109—ПО.

Сценарии польского кино. Вступит, статья Р. Мерки-ной. М..«Искусство», 1956. 348 стр. (Зарубежная кинодраматургия).

Содержание: «Дорога жизни», «Под фригийской звездой», «Случай на Мариенштате», «Карьера».

Румыния

Ион С. Кинематография Румынии. «Искусство кино», 1956, № 6, стр. 96—99.

В статье прослежен путь развития румынской кинематографии начиная с 1948 года. Рассказано о фильмах «Внуки горниста», «Потерянное письмо», «Разворот», «Тревога в горах» и др.

Корня П. Румынская студия сегодня. Пер. с румын. «Искусство кино», 1959, № 11, .стр. 143—144.

Попеску-Гопо И. Языком рисунка. [Беседа с режис-

сером-мультипликатором]. «Искусство кино», 1960, № 2,

-— 1/11 1/10 Сір. і II »

Ростоцкий С. Заметки о румынском кино. [О работе-киностудии «Бухарест»]. «Искусство кино», 1960, № 7, стр. 130—134.

39‘

Чехословакия

Бернштейн И. «І ражданин Ьрихт» — фильм и роман. «Искусство кино», 1960, № 7, стр. 36—38.

Брагин А. Гибель Вацлава Малого. [О кинофильме «Черный батальон»]. «Искусство кино», 1960, № 2, стр. 52—53.

Козлов Л. Жюль Верн, 1958. [О кинофильме «Тайна •острова Бэк-Кап»]. «Искусство кино», 1959, № 8, •стр. 107—109.

Московский П. Эпопея о рабочем классе. [О кинофильме «Зарево над Кладно»]. «Искусство кино», 1957, № 5, стр. 73—77.

После фестиваля. [Об итогах Второго фестиваля чехословацких фильмов]. «Искусство кино», 1960, № 7, стр. 134—135.

Райский В. Под знаком роста. [О творческих замыслах Баррандовской киностудии в Праге]. «Искусство кино», 1958, № 5, стр. 152—154.

Штейн А. О фильме и по поводу… [О кинофильме «Такая любовь»]. «Искусство кино», 1960,    №    4,

стр. 115—118.

Сценарии чехословацкого кино. Вступит, статья П. Московского. М., «Искусство», 1957. 463 стр. (Зарубежная кинодраматургия).

Содержание: «Над нами рассвет», «Фрона», «Женщина с гор», «Ангел в отпуске», «Штрафная площадка», «По следам врага».

КИНОИСКУССТВО КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН Англия

Монтегю А. Звезды в сумерках? (Статья из Лондона). «Иностранная литература», 1959, № 4, стр. 249— 258.

А. Монтегю говорит о «сумерках», в которых находится современная английская кинематография из-за конкуренции с американским кино и телевидением.

РобйпСОи Д. Новые іеченим и молодые і аланіы їв английской кинематографии]. «Искусство кино», 1960, № 4, стр. 156—159.

Туровская М. Вопросы без ответов. Заметки об английском кино. «Искусство кино», 19G0, № 2, с і р. 12G—-133.

В статье рассмотрены фильмы, показанные на Декаде английского киноискусства в Москве, — «Женщина в халате», «Путь в высшее общество» и др.

Шагинян М. Несколько английских фильмов. (Раз мышления писателя). «Искусство кино», 1957, № 7, стр. 73—87.

Известная советская писательница, не раз бывавшая в Англии, живо и интересно рассказывает о национальных особенностях английского кино, сравнивая его с итальянским и французским. Наиболее подробно М. Ша-. гинян останавливается на фильмах «Лэсси возвращает-, ся» и экранизации романа Диккенса «Записки Пикквик-. ского клуба».

Авенариус Г. Английская кинематография и ее мастер Александр Корда. «Искусство кино», 1950, № 7, стр. 92—101.

Одно из центральных мест в истории английской кинематографии по праву занимает режиссер-продюсер А. Корда (1893—1956), знакомый советским зрителям по фильмам «Леди Гамильтон», «Багдадский вор».

В статье прослежен творческий путь Корда и рассказано о его многочисленных фильмах («Маленький погонщик слонов», «Призрак едет на Запад», «Частная жизнь Генриха VIII», «Облик грядущего» и др.).

Кукаркин А. Чарли Чаплин. М., «Искусство», 1960. 327 стр.

Садуль Ж. Жизнь Чарли. Чарльз Спенсер Чаплин, его фильмы и его время. Пер. с франц. Р. Линцер и И. Грушецкой. Вступит, статья Г. Александрова. Ред. Г. Авенариус. М., Изд-во иностранной литературы, 1955. 292 стр.

Садуль Ж. Я видел новый фильм Чаплина. [«Король в Нью-Йорке»]. «Искусство кино», 1958, № 1, стр. 143— 145.

Утилов В. Вивьен Ли. «Советский экран», 1960, № 7, стр. 16—17.

іреция

Встреча с Зервосом. «Искусство кино», 1959, № 3, стр. 147.

Интервью греческого кинорежиссера И. Зервоса о развитии национальной кинематографии.

Индия

Гарга Б. и Гарги Бальвант. Кино Индии. Пер. с англ. О. Грузииовой. М., «Искусство», 1956. 76 стр. (Киноискусство зарубежных стран. Популярные очерки).

Книга написана деятелями индийской кинематографии, которые знакомят советского читателя с происхождением и развитием индийского кино, с его социальной основой и условиями работы кинематографистов. Дан исторический обзор развития индийского кино начиная с 1913 года и кончая современностью.

Кратко охарактеризовано творчество лучших режиссеров и актеров —Бимала Роя, X. А. Аббаса, Раджа Капура, Наргис и др.

Аббас X. Заметки об индийской кинематографии. «Иностранная литература», 1956, № 1, стр. 257—261.

Аббас X. Новые работы индийских кинематографистов. [«Господин 420», «Два бигха земли», «Мунна»]. «Искусство кино», 1956, № 2, стр. 86—89.

Гарга Б. Музыка в индийских фильмах. «Искусство кино», 1956, № 2, стр. 90—93.

Аббас X. и Смирнова М. Хождение за три моря •(Афанасий Никитин). Киноповесть. М., «Искусство», 1958. 86 стр. (Б-ка кинодраматургии).

Тоже: «Искусство кино», 1956, № 7, ар. 34—82.

Испания

Злочевская Т. Хуан Антонио Бардем. «Искусство «ино», 1957, № 4, стр. 132—135.

Статья о творческом пути режиссера, знакомого советским зрителям по фильмам «Смерть велосипедиста» и «Главная улица».

Бардем X. Главная улица. (Либретто фильма). «Искусство кино», 1957, № 4, стр. 135—138.

Италия

Лидзани К. Итальянское кино. Пер. с итал. Г. Богемского. Предисл. А. Вилесова. М., «Искусство», 1956. 194 стр.

В своей книге Карло Лидзани, известный прогрессивный итальянский режиссер, сценарист и кинокритик дает общий обзор истории развития итальянского кино за последние сорок лет.

Основное внимание Лидзани уделяет тем прогрессивным явлениям, которые привели к возникновению неореализма.

В заключительной главе (опубликована также в журнале «Иностранная литература», 1955, № 4, стр. 262— 268) рассказано о фильмах «Похитители велосипедов», «Нет мира под оливами», «Рим в 11 часову «Дорога

надежды» и др.

Зингерман Б. Кругозор неореализма. «Искусство кино», 1958, № 4, стр. 152—168.

Статья напечатана в порядке обсуждения. Анализируя целый ряд фильмов («Похитители велосипедов», «Умберто Д.», «Дорога» и др.), автор высказывает свои мысли о природе, сущности и дальнейших путях развития неореализма в Италии.

Коган Л. Что же такое неореализм? (В порядке обсуждения). «Искусство кино», 1958, № 9, стр. 143—147.

Дискуссия об итальянских фильмах. «Искусство кино», 1957, № 1, стр. 129—154.

Помещены статьи:    Г. Бояджиев. Любить челове

ка.— А. Галич. Я за «Два гроша надежды». — А. Арбузов. В защиту Маленького Человека. — Л. Сухаревская. Впечатления и размышления. — Ю. Глизер, М. Штраух. О юм, что нам дорого. — А. Консовский. «Чужое» п «свое». — М. Прилежаева. Естественность. — "С. Гиацинтова. Черты стиля. — Назым Хикмет. Не сбиваться с пути. — 3. Аграненко. Беспокойные художники. — Л. Косматов. Мастерство оператора.

Сценарии итальянского кино. Вступит, статья Г. Богемского. М., «Искусство», 1958. 575 стр. (Зарубежная кинодраматургия).

Содержание: «Похитители велосипедов», «Нет мира под оливами», «Повесть о бедных влюбленных», «Полицейские и воры», «Машинист», «Дорога» и др.

Де Сантис Дж., Гуерра Т., Петри Э. Люди и волки. «Искусство кино», 1956, № 1, стр. 63—92.

Де Сантис Дж., Петри Э., Пуччини Д. Дорога длиною в год. Киноповесть. «Иностранная литература», 1956, № 6, стр. 44—119.

Дзаваттини Ч. Умберто Д. «Искусство кино», 1957, № 6, стр. 108—134; № 7, стр. 88—105.

Дзаваттини Ч. (При участии Нелли П. и Муцци Э.). Я продаю свой глаз. «Искусство кино», 1958, № 9, стр. 148—171.

Рим, 11 часов. Предис- Дж. Де Сантис и Ч. Дзаваттини. Материалы Э. Петри. Сценарий Ч. Дзаваттини (и др.). М., «Искусство», 1958. 323 стр.

Мексика

Белоусов С. Мексиканская кинематография. «Искусство кино», 1955, № 5, стр. 104—109.

Лищинский И. С любовью к народу. [О творчестве режиссера Э. Фернандеса и оператора Г. Фигероа]. «Искусство кино», 1956, № 2, стр. 94—100.

Осповат Л. Свидание не состоялось. [О фильме «Любовное свидание»]. «Искусство кино», 1959,    № 2,

стр. 104—105.

США

Полевой Б. Американские дневники. М., «Советский писатель», 1956. 385 стр.

Отдельные страницы дневника (стр. 217—239) посвящены посещению студии Голливуда, встречам с работниками американского кино.

Келли Д. Бэтт Дэвис. «Советский экран», 1960. № 15, стр. 16—17.

Статья о творчестве актрисы, снимавшейся в фильмах «Все о Еве», «Бремя страстей человеческих», «Лисички».

Лоусон Д. Кинофильмы в борьбе идей. Пер. с англ. И. Боронос и Н. Лосевой. Вступит, статья А. Роома. М., Изд-во иностранной литературы, 1954. 147 стр.

Анализируя многочисленные фильмы, выпущенные после второй мировой войны различными студиями Голливуда, автор показывает, как некоторые круги в США используют кино в целях пропаганды войны, расовой ненависти, насилия. Большое внимание Лоусон уделяет вопросам создания прогрессивных фильмов, ставящих важные социальные проблемы и способных противостоять стандартной продукции Голливуда.

Лоусон Д. Голливуд меняет ориентацию. [Американское кино с точки зрения искусства и бизнеса]. «Иностранная литература», 1959, № 11, стр. 255—263.

, Львов Ю. Тучи над Голливудом. «Искусство кино», 1958, № 6, стр. 155—157.

Мекас Д. Кинематография США сегодня. [Письмо из Нью-Йорка]. Пер. с англ. «Искусство кино», 1958, № 12. стр. 136—140.

Пырьев И. Мехико, 1958. «Искусство кино», 1959, № 3, стр. 131—139.

Рассказывая о международном кинофестивале в Мексике, И. Пырьев значительное внимание уделяет прогрессивному американскому фильму «Бегство в кандалах».

Сценарии американского кино. Вступит, статья В. Ко-лодяжной. М., «Искусство», 1960. 638 стр.

Содержание: «Осведомитель», «Как зелена была моя долина», «Гражданин Кей», «Все, что молено купить за деньги», «Двенадцать разгневанных мужчин», «Лицо в толпе», «Прощай, оружие!», «Скованные цепью».

Шкловский В. «Война и мир» Кинга Видора. «Искусство кино», 1958, № 11, стр. 123—126.

Уилсон М. Соль земли. Пер. И. Кулаковской и М. Тарховой. М., «Искусство», 1957. 134 стр. (Б-ка кинодраматургии).

ФРГ

Абуш А. Актуальные проблемы немецкой социалистической кинематографии. (Глава «Каково положение западногерманской кинематографии»), «Звезда», 1958, № 12, стр. 136—138.

Вилесов А. Кинематография Федеративной Республики Германии. «Искусство кино», 1956, № 11, стр. 94— 101.

Сашенков Е. Опасный путь. «Искусство кино», 1958, № 2, стр. 145—148.

іСтатьи посвящены развитию послевоенного западно-германского киноискусства. Авторы подчеркивают все усиливающееся влияние нацистских элементов в киноис-А)»СийС осшЗдпии    И аНЗЛИЗИруїОТ фіІЛЬМЬІ,

поставленные прогрессивными режиссерами («Рай холостяков», «Признания авантюриста Феликса Круля» и др.).

Сергеев Ю., Яковлев В. Снова «Уфа». [О деятельное сти западногерманского киноконцерна]. «Искусство кино», 1960, № 6, стр. 152—154.

Франция

Французское киноискусство. Сборник с атей. О і в. ред. С. Юткевич. М., «Искусство», 1960. 496 стр.

Книга знакомит с наиболее значительными явлениями во французской кинематографии.

В сборнике помещены статьи С. Юткевича «Новая школа французского короткометражного фильма», С. Мокульского «Экранизация французской классики», В. Васиной-Гроссман «Заметки о музыке французских фильмов», Ю. Шер «Французская кинематография в борьбе за свою национальную самостоятельность. Даны творческие портреты кинорежиссеров Жака Фейдера, Рене Клера, Марселя Карне, Жана-Поля Ле Шануа и киноактеров Франсуазы Розэ, Жана Габена, Симоны Синьоре- Книга снабжена фильмографией и обширной библиографией книг и статей на русском языке о французском киноискусстве.

Ильинская О. Стендаль на экране. [О кинофильме «Красное и черное»). «Искусство кино», 1956, № 2, стр. 41—53.

Львов-Анохин Б. Заметки о французских фильмах [«Плата за страх», «Тереза Ракэн», «Красное и черное», «Жюльетта», «Большие маневры»]. «Искусство кино», 1956, № 5, стр. 94—101.

Садуль Ж. Имена, которыми мы гордимся. «Иностранная литература», 1957, № 5, стр. 246—255.

Краткие характеристики творчества Р. Клемана, М. Карне, Р. Клера, А. Кайятта, И. Аллегре, Ж- Гра-мийона и других.

Заметки о французских фильмах [демонстрировавшихся во время Недели французского фильма в Москве в 1959 г.]. «Искусство кино», 1959, № 7, стр. 138—148.

Содержание:    Г. Бояджиев. Жюжю и другие [«В

квартале Порт де Лила»]. — С. Мокульский. Фильм, вызвавший разочарование [«Собор Парижской богема тери»]. — Т. Мотылева. Неполная правда [«Мари-Октябрь»].—И. Соловьева. Встреча с человеком [«Встреча с дьяволом»]. — Г. Троицкая. Реплика о музыке.

Комаров С. Неделя французских фильмов [«Мари-Октябрь», «Монпарнас, 1У-й», «В квартале Пор г де Лила» и др.]. «Советский экран», 1959, № Ю, стр. 10—13.

Садуль Ж. Новые режиссеры, новые фильмы. Письмо из Парижа. [О новых работах французских кинематографистов]. «Искусство кино», 1959, № 9, стр. 125— 133.

Блех Р. Жерар Филип. Пусть появляются молодые. «Театральная жизнь», I960, № 5, стр. 27.

Сокращенный перевод статьи Рихарда Блеха «Завещание Жерара Филипа, художника и человека».

Жерар Филип. [Памяти актера]. «Искусство кино», 1960, № 1, стр. 146 с портр.

Жерар Филип. [Памяти актера]. «Театр», 1960, № 3, стр. 188—189 с портр.

Образцова А. Улыбка Фанфана. [Ж. Филип]. «Советский экран», 1960, № 6, стр. 18—19. ,

Реми Ж. Если парни всего мира../ [киносценарий]. Пер. с франц. Ю. Шер. Предисл. Кристиан-Жака. М., «Искусство», 1957. 237 стр. (Б-ка кинодраматургии). .

Спаак Ш., Триоле Э., Симонов К. «Нормандия — Неман». [Киносценарий]. «Искусство кино», 1958, № 7, стр. 17—60.

Япония

Ивасаки А. Год японского кино. [Современное состояние японской кинематографии]. «Искусство кино», 1960, № 4, стр. 151 —155.

Ивасаки А. Тема войны и мира в японских фильмах. «Иностранная литература», 1960, № 6, стр. 254—259.

Погожева Л. Заметки о японском киноискусстве. «Искусство кино», 1959, № 9, стр. 133—136.

Ханютин Ю. Не лишнее доказательство. [О фильме «Сводные братья»]. «Искусство кино», 1959, № 2, стр. 102—104.

Юренев Р. С любовью к людям. [О фильме «Когда любишь»]. «Искусство кино»; 1958, № з, стр. 49—51.

ТЕХНИКА КИНО

Федоров А. и Григорьев Г. Как кино служит человеку. Под ред. Е. Голдовского. Изд. 2, доп. М.—Л., Гос-техиздат, 1950. 71 стр. (Научно-популярная б-ка).

Шорин А. Как экран стал говорящим. (Воспоминания изобретателя). М., Госкиноиздат, 1949. 96 стр.

Болоховский А. Как демонстрируются кинофильмы. М., Госкиноиздат, 1952. 80 стр.

Золотницкий А. Как дублируются кинофильмы. М., «Искусство», 1954. 64 стр.

Туликова В. Так создается мультфильм. «Советский экран», 1958, № 16, стр. 7—9.

Парфентьев А. Новое в технике кино. [Широкоэкранное и панорамное кино]. М., «Знание», 1955. 32 стр.

Новый вид кино. [Круговая кинопанорама]. «Советский экран», 1959, № 15, стр. 8—10.

Монтегю А. Динамическая рамка. «Искусство кино», 1959, № 9, стр. 143—147.

Блуждающая маска — ее настоящее и будущее. [Статьи мастеров кино]. «Искусство кино», 1959, № 11, стр. 105—115.

Для дополнительного чтения

Вольфсон И. В павильоне «Ленфильм». «Советский экран», 1958, № 8, вкл. между стр. 8 и 9.

Высоцкий М. Широкоэкранное стереофоническое кино. М., «Искусство», 1957. 160 стр.

{Голдовский Е. Панорамный кинематограф. М., «Искусство», 1959. 31 стр.

Комар В. Новые горизонты кинотехники. [О широкоэкранном и панорамном кино, о круговой кинопанораме]. «Искуггтво кино», 1959, № 7, стр. 121—127.

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ К РАЗДЕЛУ «СОВЕТСКОЕ КИНОИСКУССТВО*

Абашидзе Л. М. — 24 Абуладзе Т. Е. — 24 Александров Г. В.-—9, 12 Андреев Б. Ф. — 16 Андриканис Е. Н.— 22, 23 Арепина И. А. — 25 Баталов А. В. —24 Белов Ю. А. — 24 Бернес М. Н.— 16 Блюменталь-Тамарина М. М. — 16 Боголюбов Н. И.— 16, 17 Бондарчук С. Ф. — 17, 29 Борисов А. Ф.— 17 Ванин В. В. — 17 Васильев Г. Н. — 12 Васильев С. Д.— 12, 13 Вертов Д. 7, 32.

Веселовская Н. В. — 24 Гардин В. Р. — 17 Герасимов С. А. — 9, 13, 28 Глебов П. П. — 25 Головня А. Д. — 23 Гурченко Л. М. — 24 Данелия Г. Н. — 30 Дзиган Е. Л. — 13 Довженко А. П. — 9, 13, 27 Долин Б. Г. — 34, 35 Донской М. С. — 9, 13 Жаков О. П.— 18 Жаров М. И.—18 Зархи А. Г. — 25 Згуриди А. М. — 35 Ивченко В. И. — 28 Извицкая И. В. — 24 Ильинский И. В.— 18 Кадочников П. П. — 18 Калатозов М. К.— 13, 26 Кармен Р. Л.— 33 Кириенко 3. М. — 24, 25 Козинцев Г. М.—12, 14. 15. 26 Конюхова Т. Г. — 25 Косматов Л. В. — 23 Крючков Н. А.— 18, 19 Кузнецов М. А. — 19 Кузьмина Е. А.— 19 Кулиджанов Л. А. — 24. 25. 29 Ладынина М. А. — 19 Ливанов Б. ЇІ.— 19 Лучко К. С. — 24 Макарова И. В.— 24 Макарова Т Ф — ]9, 29

Марецкая В. П. — 20 Мартинсон С. А. — 20 Миронер Ф. Е. — 24 Монахов В. В. — 29 Москвин А. Н. — 23 Невзоров В. А. — 26 Нифонтова Р. Д. — 24 Орлова Л. П. — 20 Охлопков Н. П. — 20 Протазанов Я. А. — 14 Пудовкин В. И. — 7, 9, 14 Пырьев И. А. — 9, 14, 27 Райзман Ю. Я. — 14, 27 Раневская Ф. Г. — 21 Ритенбергс Д. — 24 Ромм М. И./—9 Рошаль Г. Д. — 15, 29 Рыбников HL Н. — 24 Рязанов Э. А. — 26 Савченко И. А.— 15 Самойлов Е. В. — 21 Самойлова Т. Е. — 24 Самсонов С. Н. — 24 Свердлин Л. Н. — 21 Сегель Я. А. — 24, 25 Скобцева И. К. — 24 Стриженов О. А. — 24 Сухаревская Л. П. — 21 Таланкин И. В. — 30 Тиссэ Э. К. — 23 Тихонов В. В. — 24 Трауберг Л. 3. — 14, 15 Урбанский Е. Я. — 24, 25 Урусевский С. П. — 23 Филиппов С. Н. — 21 Харитонов Л. В. — 24 Хейфиц И. Е. — 15, 26 Хуциев М. М. — 24 Черкасов Н. К. — 21 Чирков Б. П. — 22 Чулюкин Ю. Ф. — 28, 29 Чухрай Г. Н. —24, 28 Чхеидзе Р. Д. — 24 Швейцер М. А. — 24 Шенгелая А. Н. — 24 Штраух М. М. — 10, 22 Шуб Э. И. — 33 _

Щукин Б. Б. — 10, 22 Эйзенштейн С. М. — 7, 9, 15 Эрмлер Ф. М. — 12, 16 Юткеви« С И.— 9. 12, 16. 27

КНИГИ, ВЫШЕДШИЕ В СВЕТ ПОСЛЕ СОСТАВЛЕНИЯ ДАННОГО УКАЗАТЕЛЯ

Арнхейм Р. Кино как вид искусства. Пер- с англ. М, Изд-во иностранной литературы, 1960. 206 стр. с илл.

Бутовский Я. Л. и Славский Р. Е. Новое в кино. (Кинотехника сегодня и завтра). Л., 1960. 63 стр.

Дзаваттини Ч. Умберто Д. От сюжета к фильму. Пер. с итал. М., «Искусство», 1960. 238 стр. с илл.

Ильин Р. Н. и Сидоров Ю. Ю. Студия кинолюбителей МГУ. М., «Искусство», 1960. 75 стр. с илл. (Б-ка кинолюбителя).

Калистратов Ю. А. Советское кино и семилетка. М-, «Искусство», 1960. 160 стр. с илл.

Крючечников Н. Композиция фильма. М., «Искусство», 1960. 205 стр- (Б-ка молодого кинематографиста).

Кулибеков Э. А. Киноискусство Азербайджана. Баку, 1960. 116 стр. с илл.

Лепроон П. Современные французские кинорежиссеры. Пер. с франц- М., Изд-во иностранной литературы, 1960. 842 стр. с илл.

Соколов И. В. История изобретения кинематографа. Под общ. ред. Б. Н. Коноплева, М., «Искусство», 1960. 198 стр. с илл.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……. S

История кино. Теория и специфика киноискусства    5

Мастера киноискусства и другие выдающиеся деятели культуры о кино……….7

Советское киноискусство    8

Художественная кинематография    8

Общие работы ………    8

Киноискусство союзных республик…..10

Режиссеры……. 12

Актеры .    .    ……..    16

Кинооператоры……. ….    22

Молодежь в кино………23

Лучшие фильмы 1957—1960 годов…..25

На международных кинофестивалях 1956—1959 годов    30

Хроникально-документальная кинематография ….    31

Общие проблемы .     31

Книги об отдельных фильмах    .    .    . —    .    32

Режиссеры……. 32

Научно-популярная кинематография …    …    33

Общие проблемы ….    3?

Книги об отдельных фильмах .    ….    34

Режиссеры ….     34

Мультипликационная кинематография……35

Зарубежное киноискусство    36

Киноискусство стран народной демократии…..36

Киноискусство капиталистических стран .    .    40

Техника кино ….. 48

Именной указатель к разделу «Советское киноискусство»    49

Государственная ордена Ленина библиотека СССР им. В. И. Ленина и издательство «Искусство» выпускают в 1960—1961 гг. серию рекомендательных библиографических указателей в помощь слушателям народных университетов культуры. Серия состоит из десяти выпусков:

Вып. 1. Основы марксистско-ленинской эстетики.

Вып. 2. Классики русской литературы.

Вып. 3. Классики литературы народов СССР.

Вып. 4. Советские писатели.

Вып. 5. Классики зарубежной литературы.

Вып! 6. Современные зарубежные писатели.

Вып. 7. Искусство кино.

Вып. 8. Театр.

Вып. 9. Музыка.

Вып. 10. Изобразительное искусство.

Пособия этой серии помогут слушателям университетов в выборе литературы для самостоятельных занятий.

Указатели можно получить в любой массовой библиотеке или приобрести в личное пользование в магазинах Книготорга.

Марина Евгеньевна Зеленина ИСКУССТВО КИНО Редактор В. А. Рязанова

Оформление художника В. В. Савченко, художественный редактор Г. К. Алек-сандров, технический редактор В. И. Сушкевич, корректоры Б. Б. Федотов и В. П. Акулинина.

Сдано в набор 27/XII I960 г.    Поди, в печ. 10/Ш 1961 г.

Формат Оумаги Ь4ХШ«‘/з2. Печ. л 1,62э (усл.-n. л. 2,ь/). Уч.-изд. л. 2,41 Тираж 20 000 экз. А-04383.    Изд. № 15362.    Зак тип. № 3421

«Искусство», Москва И-51, Цветной бульвар, 25 Цена 7 коп.