§ 8. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Вспомогательные материалы

Для выполнения операций ремонта большое значение имеет правильной выбор и надлежащее качество применяемых вспомогательных материалов и фурнитуры.

Нитки хлопчатобумажные применяются для пришивания заплат, соединения деталей заготовки и пр. По чи слу сложений нитей, образующих нитку, различают нит-ки в 3, 6, 9, 12 сложений. Для ремонта обуви можно применять нитки в 6, 9 и 12 сложений. Нитки различают по цвету (белые, черные, цветные), отделке (глянцевые и матовые). Толщина ниток определяется их торговым номером, чем выше номер, тем тоньше нитки.

17

Промышленность выпускает хлопчатобумажные ши ки, намотанные на деревянные катушки или бобнмм Длина намотки на катушки 200 м, на бобины — 200, 500 1000, 2500 м.

По наличию пороков хлопчатобумажные нитки делю на 2 сорта.

Для выполнения ушивок и заплат ручным способом применяют концы варные — хлопчатобумажные, кап роновые или льняные нитки, покрытые воском; если же обувь предназначена для систематического ношения в сырых условиях, нитки покрывают варом, а затем вое ком. Для этого нитки нарезают на отрезки нужной дли ны, так называемые концы, проводят несколько раз по ним куском черного вара, охватив его лоскутком кожи или ткани и, нажимая на нитку, таким же порядком протирают нитку тряпкой, а затем куском пчелиного воска.

Проваривание нитки предохраняет ее от гниения, заполняет прокол в материале и препятствует проходу воды через прокол.

Вощение после проваривания облегчает скольжение нити, предотвращает ее растрепывание при шитье, помогает получить хорошую утяжку шва. Вощение без проваривания способствует лучшему скольжению нити и частично предохраняет нить и обувь от воды.

Края варного конца (около 15 см) не покрывают варом и воском, их заправляют в иголку. Для этой цели движением ладони поперек лежащей на колене нитки раскручивают край до разъединения его на отдельные ниточки. Часть волокон выдергивают до получения плавного спуска края на нет — так называемая вы-чинка — обратным движением ладони снова скручивают край нитки, вдевают его в ушко иглы, перегибают нитку в ушке и скручивают вычинку с основной ниткой; игла оказывается закрепленной в петле (рис. 24).

Для закрепления петли возле нее прокалывают нитку шилом и продергивают в прокол иглу с ниткой.

Заправку вычинки в иглу можно заменить присучи-ванием щетинки. Для этого раздваивают кончик щетинки, вычинку скручивают в два конца, скручивают каждую половину щетинки с половинкой вычинки, а затем обе половинки кончика щетинки скручивают вме-

48

ft’*, делают в нитке прокол и продергивают в него щетину г НИТКОЙ. ;

Сапожный вар — черная смолистая масса, состоящая И основном из смолы — пека с добавкой минеральных

Масел.

Носк пчелиный — добывается из вощины. Твердая мттл желтого цвета, размягчается при ,30°, плавится При (>3—68°, не растворяется в воде. При ремонте обуви применяется для вощения ни пж, а также входит в состав отделочных материалов, полировочного воска, восковых красок и обувных кремов.

Нитроцеллюлозный клей для заплат, или клей «Геркулес», готовят, растворяя нитроцеллюлозу в смеси органических растворителей. Нитроцеллюлоза — продукт обработки целлюлозы смесью серной н азотной кислот. Нитроцеллюлозный клей дает прочную, но жесткую склейку кожи с кожей.

Резиновый (каучуковый) клей — 6—

8%-ный раствор натурального каучука в бензине. После нанесения клея и испарения растворителя на поверхности деталей остается пленка, не липнущая при пробе к сухому пальцу, но прилипающая к такой же высушенной каучуковой пленке.

Резиновый клей отличается большой скоростью схватывания, что исключает возможность смещения только что наложенных деталей; при ремонте верха и подкладки применяется для предварительного прикрепления пришитых заплат и вклейки мягкого задника.

Блочки и крючки предназначены для шнурования обувй на нбге; их изготовля- yj уесто ют из стальной н и 3 к оу г л е р о д и с то й ленты ‘ ^ »укола’

холодного проката. Поверхность блочек и крючков отделывают цветной эмалью или никелируют.

Корпус пуговицы изготовляют из Рис24За

стальнои низкоуглеродистои ленты толщи- ного К0Нца

ной 0,2—0,3 мм и окрашивают лаком или в иглу

эмалью, ушко — из стальной низкоуглеродистой прово i ки диаметром 1,0—1,2 мм\ общая высота пуговицы

8,5 мм.

Пряжки, застежки и украшения разнообразны конструкции: их изготовляют из стали, латуни, алюми ния и пластмасс и тщательно отделывают.

Швейная машина для ремонта верха

и подкладки

В ремонтно-обувных предприятиях применяют маши ны различных марок: ОП-I завода «Леншвеймаш>\

78 класса Подольского машиностроительного завода, марки «Перси III» — 0I204/P5 чехословацкого произвол ства, старые машины марки 29к31, 29к1 фирмы «Зингер». Машины более легкой конструкции предназначены для ремонта хромовой обуви, более тяжелой — для юфтевой.

Машины различных фирм мало отличаются друг от друга. Важнейшие их особенности — универсальный транспортер, который позволяет изменять направление шва и выстрочить любой криволинейный контур, не поворачивая изделие, и рогообразная форма платформы, на которую надевают обувь во время шитья.

Машина состоит из головки, в ней размещен основной механизм, образующий шов, и станины, которая является основанием для головки и местом для привода.

Машина приводится в движение ножным приводом, который от педали через два шкива и шнуровой ремень передает вращение главному валу машины, скрытому в ее рукаве. При вращении главного вала механизм машины приводит в движение ее исполнительные органы, которые и образуют шов.

Исполнительные органы машины. Исполнительными органами машины являются: игла, челнок, нитепритя-гиватель, лапка. Шов образуется двумя нитками: игольной и челночной (рис. 25).

Для машин этого класса пользуются прямой иглой типа 2, группы Г. В игле различают колбу — место закрепления иглы и лезвие, обрабатывающее материал. На лезвии имеются острие, ушко для нитки и два же лобка: длинный и короткий. Острие заточено косой лопаточкой. Номер иглы указывает диаметр лезвия в мм

50

||н\nil’ll ппий в 100 раз. Например, игла № 120 имеет ь Н41П- ‘|,п а метр ом 1,2 мм, ее полное обозначение — 2г ftl’ I ‘D

111 .ну (рис. 26) вставляют в отверстие иглодержатели Л до упора, она должна быть обращена коротким

Рис. 25. Строение челночного шва

/колобком в сторону челнока и закрепляется в этом положении винтом 2,

Иглодержатель прикрепляют винтом 4 к нижнему концу длинного цилиндрического стержия-игловодителя, который вместе с иглой совершает движения вверх и вниз. Материал, прокалываемый иглой, лежит на игольной пластинке 7.

Игольная пластинка имеет на концах отверстия и может быть повернута к игле одним из концов в соответствии с толщиной иглы. Ее закрепляют в этом положении подпружиненным штифтом 8 и кнопкой 9.

Челнок 5 свободно закладывается при повернутой игольной пластинке в предназначенное для него гнездо. Он совершает качания по часовой и против часовой стрелки. Внутрь челнока закладывают шпульку 6 с ниткой. Нитепритягивающий рычаг 18 вместе с продетой через его ушко ниткой совершает качания вверх и вниз. Поднимаясь вверх, он выбирает все свободные излишки игольной нити, а опускаясь вниз, подает нитку к игле во время ее опусканий.

Лапка 12 прикреплена к нижнему плечу рычага лапки. Под давлением плоской пружины она прижимает прошиваемый материал к игольной пластинке, а в соответствующий момент перемещает материал на длину стежка. Лапку можно повернуть в любую сторону за крыльчатую рукоятку 11, поворот может быть выполнен также на ходу машины, что дает криволинейную строчку.

51

Зафиксировав положение лапки винтом 10, мол.и» транспортировать материал по прямой линии в одним направлении.

Заправка нити. Заправка игольной нити показана iu рис. 27. С катушки 5 нить проходит к тормозу 1, огибао направляющую шпильку 8, проходит через проволочт» ушко 2 в ушко нитепритягивателя 4 и оттуда при пи

W

Рис. 26. Исполнительные орТаны швейной машины для ремонта верха и подкладки:

/—игла, 2— винт для закрепления нглы, 3—иглодержатель, 4—внит для закрепления иглодержателя, 5—челнок, 6—шпулька, 7—игольная пластинка, в—штифт, 9—кнопка для отжима штифта, 10—винт, фиксирующий направление транспортирования, 11—крыльчатая рукоятка поворота лапки, 12—лапка, 13—хомутик для изменения длины стежка, 14—внит. фиксирующий положение хомутика, 15—гайка, фиксирующая положение рычажка, 16—рычажок для изменения хода нитепритягивателя, 17—тормоз нити, 18—нитепрнтягиватель

52

Рис. 27. Заправка игольной нити:

/-тормоз нити (пропитанной), 2—прополочное ушко, 3—игловодитель, 4~нитенритягиватель, 5—катушка с нитками, 6— сосуд для пропитывания нити. Г—тормоз нити (сухой), напрапляющая шпилька

мощи тонкой плоской проволочки заправляется в осевой канал иглободителя 3.

По выходе из нижнего конца игловодителя нитку пропускают со стороны длинного желобка в ушко иглы, а со стороны короткого желобка оставляют свободный конец длиной до 6 см.

На рукаве машины имеется небольшой сосуд 6 для пропитки нити маслом или каким-либо консервирующим составом. Свежепропитанную нитку пропускают через тормоз, находящийся на верхней плоскости головки машины. Если игольную нить применяют в сухом виде, ее пропускают через второй тормоз нити 7, помещенный на передней поверхности головки.

Челночную нить наматывают с катушки на шпульку с помощью моталки,, имеющейся при машине. Намотав вручную несколько оборотов нити, шпульку надевают на ось моталки, ролик моталки подводят к маховику вплотную и, вращая вручную маховик, наматывают нить на шпульку.

Шпульку вставляют в челнок (рис. 28) так, чтобы при сматывании нити вращение шпульки происходило по часовой стрелке. Заправляют конец нити в прорезь

53

Z челнока и в отверстие 0 и подводят под пружин\ тормоза натяжения нити.

Для более тяжелых машин применяют челноки боль шего размера и более сложной конструкции.

Пуск машины. Пуск происходит следующим обра зом. Левой рукой придерживают свободный коти игольной нити после выхода его из иглы, правой дели ют оборот главного вала машины и вытягивают с л*» мощью игольной нити свободный КО нец челночной нити на игольную пластинку. Свободные концы обеих нитей заправляют под лапку. Пр" игле,,поднятой в верхнее положение, надевают обувь на платформу машины, подводят место, подлежащее ушивке, опускают лапку и делают первый прокол, вращая маховик рукой. Не давая машине остановиться, включают в работу педаль, причем легче работать, когда одна нога нажимает на ближний, а другая па дальний конец педали.

Закончив ушивку, останавливают машину при крайнем верхнем положении иглы; взяв игольную нитку несколько ниже нитепритягнвателя, оттягивают с катушки нитку длиной до 10 см, поднимают лапку, снимают обувь с рога, оттягивают игольную и челночную нити и отрезают их у обуви. Оставшиеся над игольной пластинкой свободные концы обеих нитей опять заправляют под лапку.

Регулировка машины. При выпуске машины с завода или из ремонта проверяется правильность взаимодействия ее исполнительных органов и точность выполняемой работы. В ходе эксплуатации машины возникает необходимость в дополнительном ее регулировании в связи с разнообразием обрабатываемой обуви и необходимостью обработки материалов разной толщины и плотности.

Регулировка длины стежка. Выполняется путем перемещения хомутика 13 (см. рис. 26) кверху

Рис. 28. Заправка челночной нити:

/—челнок для хромовой обуви, 2—шпулька, 3—регулировочный винт тормоза челночной нити.

4—пружина тормоза челночной нити, 5—челнок для юфтевой обуви, 6— пружина, удерживающая шпульку в челноке, z—прорезь в челноке, 02. 0\, 0—отверстия для нити

54

iли уменьшении стежка или книзу для его увеличения. Положение хомутика фиксируется винтом 14.

Регулировка высоты подъема лапки. Кроме рабочего хода, лапка совершает по горизонтали щкже возвратное движение. Регулировка высоты подъема лапки (рис. 29) выполняется путем перемещения по пружине 1 лапки подлупа 4, фиксируемого им игом 5 с крыльчагой головкой. Перемещение ползуна в сторону маховика вызывает увеличение высоты подъема, а перемещение в обратную сторону — уменьшение высоты подъема.

Регулировка давления лапки. Давление лапки на прошиваемый материал уплотняет соединение слоев, фиксирует положение материала на игольной пластинке, препятствует подъему материала при выходе иглы. Чем толще и жестче материал, тем сильнее должно быть давление лапки. Регулируют давление поворотом винта 2 (см. рис. 29), который фиксируется гайкой 3.

Регулировка утяжки шва. Правильно ли утянут шов можно определить по двум признакам: узел переплетения игольной и челночной нити должен находиться в толще материала, а нити — игольная и челночная — несколько углубиться в материал. Каждый стежок должен представляться глазу несколько выпуклой линией с уходящими в глубь материала концами.

Если нитки не одинаково утянуты, то на стороне с более сильной утяжкой видна лежащая на поверхности прямая нитка (игольная или челночная) и прошедшие с противоположной стороны петли второй нитки. Если обе нитки утянуты одинаково, но недостаточно сильно, то стежки лежат на поверхности материала, уход их концов в глубь материала для глаза незаметен и стежки кажутся плоскими.

Рис. 29. Регулирование силы давления и высоты подъема лапки (вид сзади):

/—плоская пружина лапки, 2—впит для затяжки пружины лапки, 3—гайка, 4— ползун для регулирования высоты подъема лапки, 5—винт, фиксирующий поло жение ползуна

Плохо утянутый шов недолго служит, слабо сжатии друг с другом слои материала при носке многократно смещаются и перетирают нитку.

На рис. 30 представлена схема механизма, опредс ляющего утяжку шва. Нитепритягиватель 1 резким подъемом кверху натягивает игольную нить, а через пег и челночную нить. В механизме машины предусмотрен.!

Рис. 30. Схема действия механизма для утяжки стежка:

7J—катушка с игольной нитью, £—прошиваемый материал; /—нитепритягиватель, 2—шайбы тормоза игольной нити,

3— игольная пластинка, 4—пружина тормоза челночной инти,

5—регулировочный винт, 6—челнок, 7—шпулька, 5—лапка

регулировка в трех точках. Ход иитепритягивателя может быть увеличен или уменьшен путем перемещения по шкале рычажка 16, фиксируемого гайкой 15 (см. рис. 26). При прошивании тонкого материала, когда на образование стежка расходуется мало нитки, перемещением рычажка кверху ход иитепритягивателя уменьшается, соответственно уменьшается количество вытягиваемой им нитки. При прошивании толстого материала на образование стежка требуется много нитки, ход иитепритягивателя должен быть увеличен, это достигается перемещением рычажка 16 по шкале вниз.

В некоторых конструкциях машин рычажок отсутствует и изменение хода нитепритягивателя достигается поворотом регулировочного винта.

56

Тормоз игольной нити регулируется поворотом гай ни При этом изменяется давление пружины на шайбы штжения 2 и на нить. Чем сильнее сжата пружина трмоза, тем сильнее натяжение игольной нити, что со-огиетствует условиям прошивания тонкого материала При переходе к более толстому материалу пружина должна быть ослаблена.

Тормоз челночной нити регулируется путем поворо-m находящегося на челноке регулировочного винта б. При этом изменяется давление пластинчатой пружины 4 на челночную нить. Так же, как и для игольной нити, более тонкому материалу соответствует более сильная затяжка пружины и, наоборот, для толстого материала — ослабление затяжки.

Работа иитепритягивателя и обоих тормозов нитей происходит в тесном взаимодействии, и наилучший эффект достигается при их совместном использовании.

При неодинаковом натяжении обеих нитей необходимо усилить натяжение соответствующего тормоза, или ослабить натяжение второго тормоза.

. Если при выравнивании натяжения нитей утяжка получается настолько сильной, что нити рвутся, то необходимо увеличить количество нити, вытягиваемой ни-тепритягивателем. При переходе от прошивки тонкого материала к более толстому регулировку натяжения нити следует начать с увеличения хода нитепритягива-теля и, наоборот, при переходе от толстого материала к более тонкому необходимо уменьшить ход нитепритя-гивателя.

Регулировки, связанные с и з м е н е н и е м номера иглы. Правильно установленная игла проходит через центр отверстия в игольной пластинке на определенном расстоянии от челнока. Однако при замене иглы расстояние между иглой и челноком изменяется, а размер отверстия в игольной пластинке может оказаться для новой иглы недостаточным или, наоборот, слишком большим. Изменение диаметра отверстия достигается поворотом игольной пластинки второй ее стороной под иглу.

Слишком большое по отношению к диаметру иглы отверстие в игольной пластинке может быть причиной пропуска стежей, а слишком малое—причиной поломки иглы и обрыва нитки. Расстояние между иглой и

57

челноком регулируется путем горизонтального пере щения иглодержателя (см. рис. 26) по нгловодите.П" Для этого освобождают винт 4, передвигают игл одер жатель в нужное положение и вновь затягивают вит

В новой или малоизношенной машине между иглой и челноком поддерживают расстояние 0,1 мм. В изш> шейных машинах, где между деталями появились люф ты (зазоры) и точность хода деталей понизилась, пол держивают во избежание частых поломок иглы межл\ иглой и челноком расстояние 0.2 и в отдельных случайно 0,5 мм.

Слишком малое расстояние между иглой и челноком может вызвать поломку иглы, слишком большое — бып. причиной пропуска стежей, вследствие незахвата иголь ной нити носиком челнока.

Ремонт обуви, Левигурович Е. И., 1969