§ 17. МЕХАНИЧЕСКОЕ PAHTOBOI КРЕПЛЕНИЕ ПОДМЕТКИ

Основную операцию рантового крепления — пришн вание подметки к ранту выполняют на машине для при строчки подошв. Операция пришивания и укреплении рантов может быть выполнена на прошивной машине, и операции обрезки наложенной подметки — на машит для обрезки края. Механическое рантовое крепление t применением этих трех машин является весьма эф фективным, позволяет ремонтировать обувь в короткий срок при высокой производительности труда и хорошем качестве.

Оборудование

На наших ремонтно-обувных предприятиях испож зуются для пристрочки подошв и подметок машини двух типов: быстроходные фабричного типа марки СП11 и небольшие машины для мастерских марки КД. ОГн эти машины сшивают детали двухниточным (доппеж ным) челночным швом, строение которого показано ш рис. 25, льняными или капроновыми нитками, челночна» нитка проваривается машинным варом, разогретым /И’ температуры 75—80°; игольная— пропитывается мыль ной эмульсией или раствором трДганта.

Машина для пристрочки подошв СПР. Выпускаете Ленинградским заводом «Вперед», аналогичные машит. выпускает Чехословацкий комбинат «Свит». Машин выполняет до 1000 стежков в минуту. Суммарная тол1 щина скрепляемых материалов — при кожаной подмен

ЮГ)

ке — до 12 мм, при резиновой —до 18 мм. Длина стежка 1,5—8 мм; расстояние строчки от грани обуви не менее 2 мм.

Иглы и шилья машины СГ1Р изогнутые по окружности; применяют иглы типа 29, группы Б № 165, 175, 200, 206; шилья типа 18, группы В № 140, 155, 165, 180. Игла имеет круглое сечение и крючок у острия. Шило имеет сечение в виде ромба, конец его затачивают по диагонали ромба. Челнок вращается в одном направлении, делает два оборота за один оборот главного вала. Толщина ниток подбирается с учетом толщины и упругости сшиваемых материалов, а номер шила и иглы определяют по номерам ниток, в соответствии с табл. 6.

Таблица 6

Подбор ниток, шильев и игл машины для строчки подошв

Номера ниток

и гольной

челночной

СЗ

А

Характео выполняемой работы

льняной

капроно

вой

1

льняной

капроно

вой

В

а

о.

о

§

к

ч

и

В

о.

о

55

О

X

Пришивание подметок к ранту женской обуви ….

9,5/6

2,0

7,5/5

2,0

155

175

Пришивание подметок к ранту мужской обуви ….

9,5/7

1,8

7,5/6

1,8

165

200

Пришивание подметок к ранту или подложке специальных видов мужской обуви

9,5/8

1,3

7,5/7

1,3

180

206

Машина СПР имеет ряд съемных приспособлений: упор для уреза помогает правильно вести ботинок при прошивке; лапка с ножом позволяет делать в подметке прямую порезку для укладки шва; лапка со скосом служит для подъема и отгибания губы предварительно сделанной косой порезки; столик с направляющим пазом для накладки ранта применяется при пришивании подметок к обуви сандального и полусандального крепления.

В машине предусмотрена централизованная смазка основных трущихся деталей, автоматическая подача масла к челноку и игле.

101

х; Машина состоит из станины изголовки. На станине размещены головка, электродвигатель, прочее электро оборудование, стол, бачок для пропитки игольной нит ки, коробка для бобины, две педали — левая для пуска в ход главного пела машины, правая для подъема прижимной лапки.

На головке находятся исполнительные органы машины, главный вал и механизмы для передачи движения от 4 привода к главному валу и от главного вала к исполнительным органам.

При выключении машины главный вал всегда останавливается в начальном положении. На одном из кулачков главного вала помещена шкала с делением круга на 100 частей и стрелка-указатель. При начальном положении главного вала указатель стоит на нуле и положение это называют нулевым. Стрелка показывает, на сколько сотых долей полной окружности вал повернулся от нулевого положения.

Исполнительные органы машины и их взаимодействие. Образование каждого стежка может быть расчленено на следующие отдельные действия: спрессовывание материала, прокалывание отверстия в материале, образование игольной нитью петли, протягивание ее через проколотое отверстие и переплетение с челночной нитью, ‘утягивание стежка, транспортирование материала.

Для выполнения этих действий предназначены исполнительные . органы машины (рис. 48): прижимная лапка, шило, игла, челнок, нитепакидыватель, верхний и нижний крючки, нитеутягивающий рычаг.

Взаимодействие исполнительных органов следующее: при нулевом положении главного вала материал спрессован лапкой, шило и игла находятся вне материала. При вращении главного вала шило поднимается, прокалывает материал и перемещается справа налево, увлекая материал; происходит транспортировайие изделия, а лапка освобождает прижатый материал. Дойдя до конечной точки, шило опускается, выходит из материала, и совершает обратный ход.

При опускании шила вслед за ним через проколотое отверстие опускается игла. При обратном движении вверх она захватывает своим крючком игольную нитку, поданную ей совместным действием нитенакидывателя и нижнего крючка, и продвигает образовавшуюся петлю

СК1юзь отверстие в материале к челноку. Верхний крючок подхватывает нитку и расширяет петлю, а челнок Перебрасывает" се через себя. Так образуется переплете-ие игольной и челночной нити.

Утяжку стежка выполняет нитеутягивающий рычаг, избирающий излишки нити по мере освобождения ее

Рис. 48. Исполнительные органы машины СПР в момент захвата петли носиком челнока:

/—игла, 2—прижимная лапка, 3—столик, 4— шило, 5—нитеутягивающий рычаг. 6—ните-накидыватель, 7—нижний крючок, 8—челнок,

9—верхний крючок

челноком. Во время его работы вспомогательный орган— задний тормоз нити — наглухо зажимает нить между бачком для проваривания нити и нитеутягивающим рычагом, исключая тем самым возможность сматы->ания в этот момент дополнительного количества нити ( бобины.

Сматывание игольной нити с бобины происходит под 1ействием другого вспомогательного органа — рычага тмера нити, который выполняет свою работу одновре

103

менно с прокалывающим ходом шила при прижат! книзу лапке.

Рычаг отмера нити связан с механизмом лапки: чгм выше стоит лапка в момент отмера, тем больше шип сматывается со шпули, таким путем осуществляется ап тематическое регулирование количества нити, подавай мой на стежок в соответствии с толщиной материала

Рис. 49. Заправка игольной нити;

/—столик, 2—интеиаки дывате л ь, 3—отверстие для прохода нити, 4—ролик, 5—передний тормоз нити, 6— нитеутягивающий рычаг, 7—ролик, 8—тяга, 9—воронка, 10—отверстия для прохода нити, //—задний тормоз нити, 12—проволочное ушко, /3—коробка с бобиной, 14—входное отверстие пропиточного бачка, /5—кольцо, /5—пропиточный бачок, 17—выходное отверстие пропиточного бачка, 18—ролик тормоза нити,

19—пружина тормоза нити, 20—регулировочная гайка тормоза нити

Механизм машины позволяет производить и ручное pi’ гулирование отмера нити при значительном изменении длины стежка.

Во время работы рычага отмера нити на участке между этим рычагом и нитенакидывателем нить еще за жата передним тормозом нити, поэтому действие рычаг,i распространяется только от рычага до шпули. На этом участке нить по выходе из пропиточного бачка проходит через подпружиненный тормоз нити. Чем туже затянути пружина тормоза, тем сильнее утянута игольная нить и тем меньше ее сматывается со шпули.

Заправка игольной нити (рис. 49). Бобину с ниткой

104

Помещают в коробку 13, расположенную на столе машины с левой стороны, пропускают через отверстие в ге крышке и через направляющее проволочное ушко 12 «сдут к пропиточному бачку 16. Здесь нитка проходит через отверстие 14 в крышке бачка к кольцу 15, погруженному в мыльную эмульсию, и к выходному отверстию 17, где резиновая пробка снимает излишек эмульсии. После пропитки нитку обводят вокруг ролика 18 Тормозного устройства, размещенного на крышке пропиточного -бачка. Ролик 18 заторможен пружиной 19, Затяжка которой регулируется гайкой 20.

Для дальнейшей заправки игольной нити необходимо от руки провернуть за маховик главный вал до положения, при котором стрелка-указатель на круговой Шкале остановится против деления 95. Пропускают проволоку с ушком на конце сквозь отверстие в тяге 8, воронку 9, два отверстия 10 и просвет под задним тормозом нити 11. Нить вдевают в ушко проволоки и протаскивают на переднюю сторону машины. Здесь нить пропускают между роликом 7 и передним тормозом нити 5, вокруг ролика 4 и ролика нитеутлгивающего рычага 6 через направляющее отверстие 3 и ушко нитенакиды-вателя 2 в отверстие столика 1. Свободный конец нити длиной 8—12 см оставляется висящим у столика.

При замене бобины нить перерезают у бобины, привязывают ее нижний конец к концу нити новой бобины и с помощью старой протягивают новую нить через все нитепроводящие отверстия, после чего*узел отрезают.

Заправка челночной нити. Челночная нить (рис. 50) заблаговременно проваривается варом и наматывается на шпульку. В ожидании заправки в челнок шпульку держат на штыре возле челнока в обогреваемом месте. При заправке при помощи ручки 4 отводят рычаг 3, вынимают из челнока шпульный колпачок 2, ножом утоняют конец нити со шпульки и вводят его изнутри колпачка сквозь отверстие А, заправляют под пружину 1, выводят через отверстие Б и одевают шпульку на ось цшульного колпачка, оставив снаружи колпачка свободный конец нити длиной 6—8 см. Затяжка пружины / регулируется винтом. Шпульный колпачок вставляют в челнок и вновь закрепляют рычагом 3. Вставив новую шпульку, выключатель переставляют на более сильный нагрев до полного обогрева шпульки.

105

Технологические регулировки. В зависимости ш \.\ рактера поступающей в ремонт обуви, вида и толщами прошиваемых материалов при работе на машине ( III’ может возникнуть необходимость в замене иглы и пт м изменении длины стежка, расстояния шва от уреза, n.i тяжения игольной и челночной нити. Эти регулириньи выполняются машинистом.

Рис. 50. Заправка челночной нити:

А В — отверстия для пропуска нити под пружину; /—пружина тормоза нити, 2—шпульный колпачок, 3—рычаг, 4—ручка;

Более сложные регулировки выполняют механик, об служивающий машину, или машинист, если он приоб рел достаточный опыт.

Номера иглы и шила подбирают в соответствии <■ табл. 5. При изменении номера иглы необходимо заме нить также иглонаправитель, вспомогательный орган, предохраняющий иглу" от отклонений, изгибов, полом ки. Заменяют его так. Главный вал машины поворачн > вают от руки до совмещения указателя с делением 70 на шкале. Снимают иглонаправитель и устанавливают новый, нужного размера. Поворотом главного вала переводят иглу в крайнее нижнее положение и окончательно закрепляют сектор с иглонаправителем так, что расстояние между иглонаправителем и иглодержателем равно 1 мм.

При замене иглы главный вал поворачивают до совмещения указателя с делением 88 на шкале. Вынимают старую иглу. Через прорезь столика и иглонаправитель вставляют иглу в гнездо иглодержателя так, чтобы углубление крючка иглы находилось на уровне верхней

106

плоскости столика. Точность установки иглы проверяют пробной строчкой.

При замене шила главный вал поворачивают до совмещения указателя с делением 37 на шкале, вынимают старое шило, ставят новое нужного размера и слабо Чакрепляют. Проворачивают главный вал до совмещения указателя с делением шкалы 48 и проверяют положение шила по игле — расстояние между острием этих деталей должно равняться 5-—6 мм. Уточнив положение шила, снова совмещают указатель с делением 37 на шкале и окончательно закрепляют шило.

Если на машине установлен направляющий упор для уреза обуви, его нужно снять до замены шила и вновь установить после его закрепления.

Шило нужно затачивать не менее одного раза в I мену, причем наружная- грань его острия должна быть сточена несколько больше, чем внутренняя.

Для изменения длины стежка главный вал"проворачивают дс тех пор, пока шило не придет в свое крайнее левое положение и передвигают регулировочную рукоятку на себя для увеличения длины стежка или от се-Т)я — для его уменьшения.

Расстояние шва от уреза изменяют перемещением упора уреза ближе или дальше от прорези столика. Если упором не пользуются, изменение расстояния шва от грани может быть осуществлено путем замены столика.

Изменение натяжения игольной нити (см. рис. 49) осуществляют путем затяжки пружины 19 гайкой 20 на тормозном устройстве, помещенном на крышке нитепропиточного бачка. ,

Натяжение челночной нити (см. рис. 50) изменяют винтом затяжки плоской пружины 1 на шпульном колпачке 2.

При переходе к обработке более толстого материала затяжка пружины 19 тормоза игольной нити и пружины 1 тормоза челночной нити должна быть ослаблена, а при обработке тонкого материала, наоборот, усилена.

При неравномерной затяжке обеих пружин места сплетения игольной и челночной нитей перемещаются в сторону более натянутой нити и могут оказаться на поверхности материала со стороны подошвы или со сто-4 роны ранта. Основы утяжки машинного челночного

107

шва рассмотрены в главе 11 при описании швейной m.i шины для ремонта верха и подкладки.

Машина для пристрочки подошв и подметок 1\Д предназначена для той нее технологической операции что и машина СПР, но конструкция ее значительно проще и производительность меньше. Машина вын\ скается в Германской Демократической Республике выполняет до 120 стежков в минуту. Длина стежка 3 9 мм. Игла для машины КД имеет сквозное ушко и два желобка для нитки. Сходна по конструкции с ш лой швейной машины, но больше ее и изогнута по ок ружности с радиусом 46 мм, причем длинный желобок находится на ее наружной, а короткий на внутренней стороне.

Нитки и иглы для работы на машине КД подбира ют в соответствии с характером выполняемой работы по данным табл. 7.

Таблица 7

Подбор ниток и игл для работы на машине КД

Иглы

Номера ниток

и гольной

челночной

Характер выполняемой работы

толщина

лезвия,

мм

льняной

капроно

вой

льняной

капроно

вой

Пришивание подметок к ранту женской обуви …….

4

2,1

9,5/6—

2,0

7.5/5-

2,0

Пришивание подметок к ранту мужской обуви ….

5

2,5

9,5/5

9,5/7—

1,8

7,5/4

7,5/6—

1,8

9,5/6

7,5/5

Прошивная машина используется при ремонте обуви для укрепления подошв и подметок из пористой резины, для пришивания и укрепления ранта, для пришивания войлочных подошв к тонким валенкам. Машина шьет одной ниткой, дает шов цепного строения (рис. 51). Крепление является сквозным, нить проходит насквозь на внутреннюю сторону стельки.

Прошивные машины марки 03012/Р2 поставляются в настоящее время чехословацким комбинатом «Свит»,

108

к

ф на обувно-ремонтных предприятиях имеются также Яншины отечественного производства марки ПНК, выпускавшиеся прежде заводом им. Энгельса в Ленин-ф.’|де. Машины 03012/Р2 и ПНК по конструкции очень значительно отличаются друг от друга. Они имеют 9 скорости — малую и большую. При ремонте обуви

Рис. 51. Строение одиониточного цепного шва прошивной машины

ф

пользуются только малой скоростью, которая позволяет выполнить 440—320 стежков в минуту.

Игла прошивной машины прямая с крючком на конце (Тип 12, гр. А). Нитка пропитывается расплавленным варом, для чего в машине имеется пропиточное устройство, и по всему пути нити расположены электрические подогреватели, поддерживающие вар в расплавленном состоянии (температура 60—70°). Номера игл и ниток подбирают в соответствии с табл. 8.

Т -а б л и ц а 8

Подбор ниток и игл для работы на прошивной машине

L.

К

Номер нити

Характер выполняемой работы

сх

аз

S

о23 £

льняной

капроно

вой

Пришивание рантов к женской обуви …….

268

9,5/7

1.8 .

Пришивание рантов к муж-

284

9,5/8

1.3

ской обуви …….

Укрепление подошв из по-

1,3

ристой резины …..

284

9,5/8

109

Длина стежка прошивной машины 6—12 мм. С\ч марная толщина скрепляемых материалов до 18 мм Обувь надевают для обработки на рог.

Машина состоит из станины и головки. На станин, размещены головка, стол, рог, устройство для пропитки нити, электродвигатель, прочее электрооборудовани. педаль. Педаль имеет два рабочих положения: в левом при нажиме она включает машину на рабочий ход, .. при перемещении ее ногой вправо при нажиме подин мает прессующую лапку для одевания обуви на рог мл шины или снятия ее с рога.

На головке размещены исполнительные органы ми шины (кроме нитеводителя), главный вал, механизмы для передачи вращения от электродвигателя к глав ному валу и передачи движения от главного вала к исполнительным органам.

При выключении машины главный вал всегда оста навливается в одном начальном положении, при кото ром удобно одевать и снимать обувь, начинать и кон чать прошивку, i

Исполнительные органы и их взаимодействие. Ис полнительными органами прошивной машины (рис. 52) являются игла, сбрасыватель петли, нитеводитель, транспортер, лапка.

Рис. 52. Взаимодействие исполнительных органов прошивной

а—набрасывание нити иитеводителем, б—вывод нити из материала, в—начало опускания Иглы—запаздывание сбрасывателя петли: /—лапка, 2—нитеводитель, 3—транспортер, 4—игла, 5—сбрасыватель петли

машины:

ПО

Рог служит опорой обуви и местом для механизма иитеводителя, он вращается вручную, положение рога при повороте н,е оказывает влияния на положение ните-водителя и ход прошивки.

При вращении главного вала игла опускается вниз, прокалывает материал, проходит сквозь отверстия в накладке рога и в нитеводителе и останавливается в нижнем положении. При последующем подъеме игла вытаскивает нить в виде петли и проводит ее сквозь материал и сквозь еще не утянутую предыдущую петлю.

Проходя сквозь предыдущую петлю, игла могла бы захватить и ее своим крючком, но этого не происходит благодаря действию сбрасывателя петли. Его рабочий конец плотно прижат к игле, при выходе иглы из материала он прикрывает крючок (рис. 52,6) и при последующем подъеме иглы поднимается вместе с ней, изолируя друг от друга последнюю и предпоследнюю петли.

Во время нахождения иглы в материале прессующая лапка прижимает его к рогу, по при выходе иглы прессующая лапка приподнимается, предоставляя материалу свободу перемещения. В это время транспортер вкалывается в материал и продвигает его влево. Продолжающийся подъем иглы кверху в сочетании с перемещением материала истощает свободный запас нити, происходит утяжка предпоследнего стежка и сматывание с бобины недостающего количества нити для образования следующего стежка.

Крайнее нижнее положение иглы является постоянным, но ее верхнее положение зависит от материала. Чем толще материал, тем выше стоит лапка, тем выше окажется игла и тем больше нити смотает она с бобины. При следующем обороте главного вала цикл повторяется.

Игла вместе с висящей на ее крючке петлей спускается вниз, но к началу опускания сбрасывателя петли запаздывает, и на некоторое время крючок иглы остается незакрытым (см. рис. 52,в), за это время петля отделяется от крючка, а опускающийся сбрасыватель снова прикрывает освободившийся крючок, сопровождает его до встречи с материалом и останавливается в ожидании выхода крючка с новой петлей.

При заправке нити (рис. 53) бобина с нитью помещается в коробку 7 с левой стороны в нижней части

111

машины; пройдя через крышку коробки и два напрли ляющих ушка, нить опускается к бачку с расплавлен ным варом. У входа в бачок она заправляется под пла станку, тормоза нити 10, прижатую пружиной. После тормоза нить пропускают внутрь бачка, обводят вокр\т погруженного в вар ролика 8, пропускают между пла стинкой 6 и пальцем 5, и с- помощью проволоки проти гивают сквозь осевой канал валика 4. После выхода

Рис. 53. Заправка нити:

/—наконечник рога, 2—рог, 3—направляющие ролики, 4—валик с осевым каналом, 5—палец, 6—пластинка, 7—коробка с бобиной, 5—ролик в бачке с варом, 9—регулировочная гайка тормоза нити, 10—пластинка тормоза нити. //—отверстия для пропуска нити

Рис. 54. Установка иглы и сбрасывателя петли:

а—взаимное расположение иглы и иитеводителя, б—взаимное

расположение сбрасывателя петли и иглы;

/—сбрасыватель петли, 2—игла, 3—нитеводител ь

нитки из верхнего отверстия осевого канала ее пропус-кают под двумя роликами 3 сквозь наконечник рога 1 в отверстия иитеводителя и рога. Конец нити длиной 5—6 см должен свободно висеть у конца рога.

При замене бобины нить у бобины перерезают, привязывают ее нижний конец к концу нити новой бобины и с помощью остатка старой нити протягивают через

П2

исе нитепроводящие отверстия до иитеводителя; здесь отрезают узел и пропускают конец нити в ушко ните-водителя.

Технологические регулировки. Замена иглы. При нулевом положении машины останавливают мотор и снимают накладку рога; поворачивая главный вал рукой за Шнуровой ремень, переводят игловодитель в крайнее нижнее положение, вынимают старую иглу и вставляют • новую. Игла должна быть обращена крючком в правую сторону, верхний конец крючка должен находиться [ на одном уровне с верхней плоскостью иитеводителя (рис. 54).

Проверка высоты сбрасывателя петли. Произведя замену иглы, переводят иглу в такое положение, когда ее крючок закрыт сбрасывателем. При этом конец сбрасывателя должен быть прижат к игле и перекрывать крючок на длине 2 мм (см. рис. 54).

Проверка положения иитеводителя. При остановке | машины в нулевом положении ушко иитеводителя должно быть обращено к корпусу машины за осевой линией , иглы.

Изменение длины стежка в машине марки 03012/Р2 достигается путем перестановки в другое отверстие пальца 4, соединяющего рычаг 5 с шатуном транспортера. При перемещении пальца вверх в сторону стрелки Л (рис. 55) стежок уменьшается, а при перемещении вниз в сторону стрелки Б увеличивается. В машине марки ПНК длина стежка* изменяется перестановкой кулачка на эксцентрике, сидящем на главном валу машины.

Регулирование утяжки шва достигается путем поворота гайки 9, регулирующей давление пружины на тормозную пластинку 10 (рис. 53).

Регулирование длины петли. При значительных ‘изменениях длины стежка, что вызывается необходимостью обработки различных материалов, например при переходе от войлока к коже и наоборот, изменяется расход нити на стежок и соответственно изменяется утяжка шва. Регулирование утяжки путем торможения нити пластинкой 10 оказывается недостаточным, поэтому в машине кроме автоматического регулирования ко-I " личества сматываемой с бобины нити по толщине материала предусмотрена также ручная регулировка пу-

тем поворота винта 3 (рис. 55). При повороте вшил по часовой стрелке длина петли и соответственно коли чество сматываемой нити увеличиваются, а при поворо те в обратную сторону — уменьшаются.

Рис. 55. Технологические регулировки прошивной машины: а—регулировка давления прессующей лапкн, б—регулировка длины нити, в—регулировка длины стежка;

I—пружина прессующей лапки. 2 -регулировочное кольцо к пружине,

S—регулировочный винт длины петли, 4— палец, соединяющий рычаг транспортера с шатуном, 5-рычаг транспортера

Регулирование давления прессующей лапки на материал осуществляется путем изменения кольцом 2 затяжки пружины 1 лапки.

Машины для обрезки подметок действуют либ^ путем обрубки излишней ширины края с помощью узкого прямого ножа, делающего по контуру подметки ряд

114

коротких прямых прорезов, либо непрерывного резания вращающимся круглым ножом, дающим по контуру подметки плавный криволинейный рез.

По первому, принципу действуют машины, разрабо-_ тайные Московским объединением «Труд» (рис, 56,а), и машины Ростовского механического завода.

Рис. 56. Обрезка края подметки на машине:

а—прямым ножом, б—дисковым ножом:

/-рант или обводка, 2—упор, 3—подметка, 4— нож. 5—шайба

Обувь прижимают краем обводки, ранта или старой подошвы к упору 2 и вручную перемещают вдоль упора; нож 4, совершая возвратно-поступательное движение, срезает край подметки вровень с краем обводки, ранта или старой подошвы. Второй нож, движущийся одновременно с первым, может быть использован для спускания края прикрепленной подметки по прямому срезу.

Схема обрезки края подметки дисковым ножом представлена на рис. 56,6. Обувь помещают на шайбу 5 и заправляют край подметки, подлежащей обрезке, под дисковый нож 4. Напротив лезвия ножа на шайбе находится выточенная канавка. При вращении ножа и шайбы край подметки захватывается ножом и шайбой и отрезается.

Для обрезки края подметки дисковым ножом в настоящее время в СССР выпускают ручное приспособление, которое может быть также использовано для вы

П5

резки подметок или других детален из кожи, резины, пласткожи, для спускания края детали, для прижатия к ранту края наложенной подметки.

Для спускания края детали и прижатия края подметки к ранту на приспособлении, кроме механизма дискового ножа, смонтированы еще два несложных механизма.

Выполнение подготовительных операций

При использовании прошивной машины для пришивания рандов обувь надевают на колодки после обработки на прошивной машине. Операции, предшествую щие обработке на прошивной машине, в этом случае выполняются без колодок. Для удаления изношенных деталей обувь надевают на металлическую лапу.

Укрепление затяжной кромки. Если затяжная кромка требует укрепления на небольшом участке, ее подтягивают затяжными клещами, укладывают на край стельки, предварительно подмазанный клеем, и закрепляют ручным обметочным швом без смещения затяжной кромки на стельке.

Если по состоянию обуви требуется укрепить затяжную кромку на значительном участке, обувь надевают на колодки, выполняют затяжку и прикрепляют затяжную кромку обметочным швом. При ширине затяжной кромки 10 мм и более ее можно прикрепить глухим способом одним рядом тексов № 7—9, вбитых на расстоянии 8—9 мм от грани стельки. После укрепления затяжной кромки обувь снимают с колодки.

Укрепление или пришивание рантовГ Подбор или выкрой, увлажнение и спускание нового- ранта выполняют так же, как описано для ручного рантового крепления. Стельку смачивают кистью изнутри обуви вдоль грани. Начальный конец ранта спускают на нет по торцу с бахтармяной стороны на ширине 6—8 мм.

Прошивная машина должна быть разогрета и полностью подготовлена к работе. Включают электродвигатель и, подняв при помощи педали прессующую лапку машины, надевают обувь на рог, подводят под иглу начальную точку прошивки, нажав на педаль, делают 2—3 стежка, не накладывая ранта. Затем накладывают рант лицевой стороной на затяжную кромку

116

так, чтобы внутренний край его проходил на расстоянии 6—7 мм от грани стельки.

Шов прошивной машины должен захватить стельку и пройти параллельно ее краю на расстоянии от него 3—5 мм. Если стелька имеет губу, шов должен попасть во внешний угол, образованный губой и стелькой (рис. 57). Чтобы шов не прошел мимо стельки, обувь держат ;с уклоном в сторону рабочего; точка, в которой происходит образование стежка, должна занимать более высокое положение по отношению к остальной поверхности следа обуви. В начале прошивки, т. е. когда строчка перемещается по направлению к носку, обувь держат носком направо, каблуком налево; шов перемещается по следу по часовой стрелке, а ботинок — навстречу" шву, т. е. против часовой стрелки. При прошивании носочной части Ъбувь поворачивают вместе с рогом ратины. От своевременного поворачивания рога зависит точность размещения шва на следе обуви.

Длина стежков, равняется 6—7 мм; стежки должны быть туго утянуты; линия шва должна быть ровной. При прошивании пучковой части рант с усилием вытягивают по длине. Не дойдя до конца прошивки, маши* ну останавливают, отрезают излишнюю длину ранта, спускают конец его с бахтармяной стороны на нет на ширине 6—8 мм, укладывают на затяжную кромку и заканчивают прошивку, сделав два-три стежка за пределами ранта.

Если рант заменяется частично, то на стыках старого и нового ранта начальный край нового участка ранта заправляют под старый рант, а конечный край

117

Рис. 57. Крепление ранта на прошивной машине:

1—Dor, 2—стелька, 3—раит, 4—игла прошивной машины, 5—верх обуви

накладывают на старый рант, иначе он при прошикм будет поднят лапкой машины. Если старый рант сип пригоден к использованию, но ослабело его креплеши то его укрепляют на прошивной машине так же, каь пришивают новый рант.

По окончании прошивки машину останавливаю! подрезают ножом ближайшую к машинисту нитку и<> следней петли и снимают обувь с рога. На наконечни ке рога остается свободный конец нцтки достаточном длины для начала прошивки следующей полупары. Спя тую обувь осматривают, исправляют дефекты прошив ки — пропуски, неутянутые места, срезают внутри обу ви начальный конец нити, надевают обувь на металли ческую лапу и околачивают рант и след.

При околачивании достигают плотного прилегания ранта к затяжной кромке, частичного уплотнения нити прошивного шва как на внутренней, так и на внеш ней стороне обуви, исправления формы следа, частим но деформированного при надевании на рог.

При исправлении дефектов шва повторная прошивка допускается только по старым проколам, появление в шве новых проколов приводит к пересечению мате риала.

Надевание на колодку. При механическом рантовом креплении предъявляются повышенные требования к точности подбора колодки, при неточном подборе ма шинный шов пристрочки подметки пойдет неверно и обувь будет испорчена. В последнее время на ряде предприятий операция надевания обуви на колодки при механическом креплении подметок к ранту исключается.

Отлаживание, обрезка ранта и простилание выполняются таким же порядком, как и при ручном рантовом креплении.

Прикрепление подметки

Накладка подметки. При накладке под машинную строчку подметка должна быть приклеена к ранту бы-стросхватывающим клеем, не допускающим смещения склеенных деталей. Если применить для этой цели мучной, казеиновый, декстриновый клей, рант во время машинной строчки будет смят и сдвинут по подметке

118

к грани обуви. Наиритовый клей Нитхи-62 обеспечивает высокую прочность крепления.

Старую подошву у прямого среза, рант и неходовую сторону подметки взъерошивают, наносят и втирают кистью тонкий слой клея, просушивают его, разогревают клеевую пленку, накладывают подметку и помещают обувь в пресс в соответствии с методом крепления подметки наиритовым клеем.

Приклеить подметки можно также резиновым клеем, общая прочность крепления низа при этом ниже, чем при использовании наиритового клея.

Прикрепление прямого среза подметки. Если накладка подметки выполняется с применением быстро-схватывающего наиритового клея, то дополнительного прикрепления подметки по прямому срезу не требуется. Если при накладке подметки был использован резиновый клей, прямой срез пробивают деревянными шпильками так же, как при ручном креплении. Подкраива-ние подметки в качестве отдельной операции при механическом й^еплении не делается, так как на кожаной и пласткожаной подметке эту работу попутно выполняет машина для пристрочки подметок, а на резиновых пористых подметках подкраивание заменяют наклейкой наружной подметки.

Пришивание подметки к ранту. Подготовленная обувь с наложенной прикрепленной по прямому срезу и приклеенной к ранту подметкой подается к машине для пристрочки подметок СПР или КД- Машина должна быть подготовлена к работе, челнок разогрет.

Пришивание на машине СПР. На машине должна быть поставлена лапка с подкройным ножом (для подметок из кожи или пласткожи). Упор для уреза следует установить в соответствии с шириной ранта.

Поднимают педалью прижимную лапку, поворачивают обувь подметкой кверху, заправляют край подметки с рантом между лапкой и столиком машины. Пальцем прижимают к ранту свободный конец игольной нити, нажимают на пусковую педаль, делают первый стежок, отнимают палец, придерживающий нитку, и продолжают строчку по контуру подметки до конца. Поднимают лапку, оттягивают обувь н-а расстояние 8— 10 мм от столика машины, отрезают1 ножом вровень с поверхностью материала обе нитки — у ходовой поверх-

119

иости и у ранта и оставляют свободные концы у ма шины для начала шитья следующей полупары.

Во время пристрочки обувь держат с небольшим наклоном в сторону машины, так что точка, в которой присходит образование стежка, находится ниже осталь ных точек ходовой поверхности. При работе с упо ром урез обуви должен быть все время прижат к упору, при работе без упора грань обуви должна быть прижата к столику машины. При ремонте обуви для на правления строчки более целесообразно пользоваться упором, так как грань может оказаться изношенной и неровной, кроме того, неточно подобранная колодка может помешать прилеганию грани к столику.

Во время строчки обувь перемещается справа налево действием транспортирующего механизма машины, задача машиниста — поддерживать и поворачивать обувь в соответствии с кривизной контура. Чем больше кривизна контура, тем быстрее должен быть выполнен поворот. Если повороты выполняются с недостаточной скоростью, строчка сойдет с обуви, вели поворачивать обувь с избыточной скоростью, строчка повернет ближе к колодке, транспортирование обуви замедлится или прекратится, материал будет пересечен проколами. Шов должен пройти плавной линией параллельно грани обуви на расстоянии от нее 2—3 мм. Длина стежков на кожаной подметке 3—3,5 мм, на пласткожа-ной и резиновой 4—5 мм. Глубина порезки при кожаной и пласткожаной подметке 0,8—1,2 мм. Стежки должны быть хорошо утянуты, узел переплетения челночной и игольной нити находиться в толще подметки; не должно быть пропусков, обрывов нити, пересечения материала. В начале строчки и в конце ее должны быть сделаны 2—3 стежка по старому шву.

Пришивание на машине КД- Упор для уреза устанавливается на прижимной лапке в соответствии с шириной ранта. На механизме транспортирования должен быть закреплен- нож для подкраивания. Высоту столика машины регулируют в соответствии с глубиной подкроя, требующейся на данной полупаре. Правой педалью поднимают прижимную лапку, устанавливают обувь на столик подметкой книзу,- заправляют край подметки с рантом между лапкой и столиком машины и опускают лапку. Прижимают пальцем к ранту свободный конец

120

игольной нити. Нажимом на левую педаль пускают машину в ход, после первого стежка отнимают палец, придерживающий нитку, и продолжают строчку до конца.

Поскольку в машине КД отсутствует механизм для останова машины в нулевом положении, то после окончания строчки это нужно сделать вручную: главный вал поворачивают рукой за приводной шкив в направлении основного движения, пока рычаг иитеутягива-теля не поднимется в свое крайнее верхнее положение и утянет последний стежок; затем несколько поворачивают приводной шкив в обратную сторону, при этом лапка независимо от действия педали поднимается кверху и освобождает материал.

Обувь оттягивают на расстояние 6—8 мм от столика машины, отрезают ножом обе нитки и оставляют свободные концы у машины. Во время работы нужно держать обувь с небольшим уклоном в сторону рабочего, так что точка, в которой происходит образование стежка, находится выше остальных точек ранта.

В остальном приемы работы на машине КД и нормативы выполнения строчки совпадают с изложенным для машины СПР.

Околачивание. При работе на машинах СПР или КД низ обуви несколько деформируется — рант отжимается от верха обуви. Восстановление правильной формы и одновременно закрытие порезки, в которую уложен шов, достигается околачиванием. Подметочную и геленочную части низа основательно околачивают молотком.

Ранто-клеевое крепление

Обувь ,с двуслойным низом ранто-клеевого крепления ремонтируют ранто-клеевым способом. Когда изношена подметочная часть наружного слоя подошвы и требует ремонта рант, простилка сбилась или выкрошилась, между подошвой и стелькой образовался воздушный пузырь, подметочную часть внутреннего слоя подошвы отделяют от ранта, отгибают, временно прикрепляют к каблуку проволочным гвоздем, удй’ляют про-стилку, устраняют повреждение ранта — укрепляют старый рант или пришивают новый полностью или частично, приклеивают и спускают простилку и взъерошивают след обуви. Затем внутренний слой подошвы отделяют

бт каблука, к которому он был временно прикреплен, приклеивают резиновым клеем к следу обуви, при этом следят, чтобы между ними не образовался воздушный п\ зырь. Приклеенный внутренний слой подошвы околачи вают молотком.

Ходовую поверхность внутреннего слоя подошвы вы равнивают, для чего наиболее толстые места срезают ножом, впадины взъерошивают и приклеивают к ним вкладки из такого же материала, из которого состоит внутренний слой подошвы. Края вкладок спускают, на нет в соответствии с формой впадин. При выравнивании добиваются равномерной толщины внутреннего слоя подошвы и плавной его формы. Выровненный внутренний слой подошвы пришивают к ранту на машине или вручную.

Наружную подметку подбирают или вырезают из такого же материала, из какого состоит наружный слой подошвы, или близкого но свойствам материала. Подметку по прямому срезу спускают на нет на ширине 12—15 мм, это может быть сделано или до приклейки подметки или одновременно с обрезкой приклеенной подметки.

Неходовую поверхность наружной подметки и ходовую поверхность подметочной части обуви взъерошивают и приклеивают подметку к внутренней подошве и прямому срезу наружной подошвы клеем Нитхи-62, а подметку из натурального каучука — клеем 88-й композиции.

Если в обуви связь внутренней подошвы со следом не нарушена, рант в хорошом состоянии, то ремонт значительно упрощается. В этом случае наружный слой подошвы отделяют от внутреннего, отрезают по линии пучков и спускают на нет край наружного слоя подошвы по прямому срезу. В случае необходимости внутренний слой подошвы выравнивают путем наклеивания вкладок на изношенные места, укрепляют места, в которых ослаблена связь подошвы с рантом, и наклеивают новую наружную подметку.

Обувь ранто-клеевого крепления часто изготовляют с широким открытым рантом. Такой рант при прессовании обуви отгибается кверху, низ обуви заоваливает-ся по краю. Для предотвращения этого дефекта могут быть использованы подкладки из топких стальных пла

122

щ

пин, обшитых парусиной, их закладывают при прессовании между подметкой и подушкой пресса.

Ремонт обуви с закрытым рантом можно выполнить рантовым или клеевым способом. Если рант прочно пришит к затяжной кромке и стельке, но имеет дефекты по линии шва, скрепляющего его с подошвой, например местами пересечен строчкой, целесообразно применить клеевое крепление, так как в этом случае оно может быть выполнено без замены ранта. Его очищают от остатков нитей, вклеивают и спускают простил -ку, взъерошивают рант и подметку и приклеивают подметку клеем Нитхи-62.

Ремонт обуви, Левигурович Е. И., 1969