Глава VI

отделка и окраска ОБУВИ

Отделочные операции трудоемки, по многие из ни могут быть механизированы. В настоящее время значп тельная часть отремонтированной обуви отделывается механическим путем, ручная отделка систематически сокращается.

§ 29. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОТДЕЛКИ

Вспомогательные материалы

Шкурка шлифовальная. Шкурка представляет собой полотно из ткани или бумаги, на которой при помощи мездрового или другого клея закреплен слой зерен аб рдзивного материала. Абразивными называют материалы высокой твердости, используемые для шлифования более мягких материалов (кремень, корунд, электроко рунд, стекло и др.). Абразивы измельчают, сортируют по размеру зерен, пропуская через систему сит, после чего наносят на промазанную клеем основу— ткань или бумагу.

Шкурки различают по номерам зерен, которые соответствуют выраженному в сотых долях мм размеру ячеек контрольного сита. Таким образом, шкурка № 50 имеет зерно размером около 0,5 мм. В ремонте обуви пользуются шкурками № б, 8 для самого тонкого шлифования (пемзование), № 10, 12 для тонкого, № 16—20 для среднего и № 32—50 для грубого шлифования и взъерошивания. Шкурки выпускают в рулонах и листах.

164

ш

Воск полировочный. Выпускается в виде плиток. Представляет окрашенный или неокрашенный сплав различных восков (пчелиный, карнаубский, монтано-вый) с воскообразными материалами (церезин, парафин), предназначенный для полирования уреза кожа-

1гцых и пласткожаных подметок и подошв, боковой поверхности каблука. Воск наносят на полируемую поверхность в разогретом виде. Разогревают его, втирая в материал (за счет трения), такая полировка называется холодной; или предварительно расплавляя электронагревателем или соприкосновением с горячим инструментом, такая полировка называется горячей. Горячая, полировка дает более сильный и более устойчивый блеск, а также содействует длительному сохранению детали.

Краска подошвенная для кожи. Представляет водный раствор, в котором присутствуют в растворенном или взвешенном виде воск, красящие вещества (красители, пигменты), пленкообразующие вещества (казеин, воски, природная смола — шеллак и др.) и вспомогательные компоненты, служащие для растворения материалов и сохранения краски. Используется при ремонте, обуви для окраски урезов и боковых поверхностей каблука, а если требуется, то и ходовых поверхностей кожаного низа обуви. Присутствие в краске воска и пленкообразующих веществ создает на окрашенной поверхности пленку, которая может быть отполирована сухой волосяной щеткой.

Краска подошвенная для резины. Раствор синтетических смол (перхлорвиниловой, глифталевой и др.) в органических растворителях, приготовленных с добавлением красящих веществ. При высыхании такая краска образует на поверхности блестящую окрашенную пленку, нс требующую полировки.

Обувной крем. Окрашенная или неокрашенная смесь восков различной твердости, находящаяся в пастообраз-I ном состоянии. При втирании в кожу обувного крема на поверхности образуется тонкая пленка воска, легко поддающаяся полировке трением; она слабо закрашивает изъяны. Специальный пигментированный крем содержит

I повышенное количество окрашивающих веществ — пигментов, что позволяет закрасить пятна и потертости кожи.

165

Отделочные машины

На обувно-ремонтных предприятиях, преимуществ» и но на фабриках, где работают конвейеры, использхин однооперационные машины, снабженные рабочими <»р ганами для выполнения одной операции, например, д.м фрезерования уреза и каблука — машина ФУП-1, дл-i шкурения каблука — машина СКП, для горячей поли ровки уреза — машина ГП, для холодной полировки ни за и чистки верха обуви — машина ХПГ1-0.

В ремонтно-обувных мастерских среднего и мало:» размера большей частью применяют многооперациои ныс комбинированные отделочные машины, на которых один или два рабочих могут выполнить все операции механической отделки, пользуясь разными исполнитель ными органами машины.

Комбинированная отделочная машина СКО-Р вы пускается Грибановским машиностроительным заводом Имеет •восемь исполнительных органов для обработки обуви, расположенных на трех рабочих валах, и на от дельном валике механизм для заточки фрезеров.

На главном рабочем валу размещены: конус для об работки фронта каблука, два диска для шлифования боковой поверхности каблука и взъерошивания, валик для шлифования или взъерошивания подошв, три щетки для вощения и полировки обуви. На фрезерном валу расположен один фрезер; на вертикальном пемзоваль-ном валу расположен волчок для пемзования, на станине подвешен сосуд для воска с электронагревателем мощностью 0,07 кет.

Машина имеет аспирационнуц) систему для очистки воздуха от пыли с вентилятором, пылесборником, пылеприемными кожухами и воздуховодами. Привод машины осуществляется тремя электродвигателями. Основной двигатель мощностью 1 кет приводит в движение главный рабочий вал и вентилятор. Фрезерный вал и вал для пемзования имеют свои самостоятельные двигатели мощностью 0,4 и 0,18 кет.

Исполнительные органы отделочных

машин

Фрезер обувной представляет собой многозубый вращающийся нож, срезающий с боковой поверхности

166

(уреза) подошвы, подметки, каблука тонкую стружку определенного профиля. Состоит из ступицы и зубьев, характеризуется числом зубьев, контуром и профилем зуба. Контур зуба фрезера (рис. 68) в основном определяется двумя углами — передним а и задним (3. В настоящее время делают передний угол равным 15—20° и задний — 12—14°.

Чем выше скорость вращения фрезера, тем тоньше снимаемая стружка, тем глаже и точнее получается поверхность уреза и тем легче работать рабочему. Фрезеры современных машин вращаются со скоростью 8000—

12 000 об/мин.

При ремонте обуви применяют фрезеры для уреза,

В) г)

Рис. 68. Контур зуба фрезера:

а—передний угол,

3—задний угол

Рис. 69. Профили зуба различных фрезеров:

о -фрезера урезного (пучкового); б—каблучного: в—набоечного, г—геленочного:

/ полка. 2—перья, 3—жилки

каблука, набойки, а при крупном ремонте также фрезеры для геленков (см. рис. 69). Они характеризуются различным профилем зуба.

На профиле зуба урезного фрезера различают основную рабочую часть—полку, перо малое, перо большое и два желобка между полкой и перьями, образующие на обуви две жилки. Полка фрезера может быть прямой или выпуклой, что дает соответственно урез прямой или вогнутый. Урезные фрезеры изготовляют с шириной полки от 2 и до 12 мм и имеют 16, 12 или 8 зубьев.

Высота малого пера урезного фрезера, срезающего фаску с неходовой стороны уреза равна: в обуви кле

евого крепления—0,75 мм, в обуви рантового крешп ния—1,5 мм, в обуви винтового, деревянно-шпилечно! < крепления — 1,5—3,5 мм.

Для обработки боковой поверхности каблука, .i также пяточной части подошв промышленность выпу< кает восьмизубые фрезеры без жилок (рис. 69,6)

Рис. 70. Фрезер, надетый на вал: Рис. 71. Схема заточки фрезера

/—шайба, 2—наперсток, 5—винт, 4—фрезер, 5—патрон •

с прямой полкой шириной 6,5; 12,5; 13,5; 24,3; 29,3; 34,3; 39,3 мм.

Для обработки набоек предназначены двенадцати -зубые фрезеры с одним пером (рис. 69,в) и одной жилкой с прямой полкой шириной от 3,5 до 7 мм.

Для обработки геленочной части уреза служат семизубые фрезеры (рис. 69,г) сложного профиля с шириной полки 5 и 8,5 мм.

Перья фрезера должны резать своей наклонной гранью, но не острием. Чтобы острие пера не царапало обувь, его прикрывают со стороны большого пера патроном, а со стороны малого — шайбой (рис. 70). Для отделочной машины необходимо иметь комплект из 5— 6 шайб разного диаметра от 43 до 49 мм. Для надевания фрезера на конец фрезерного вала служит так называемый наперсток—разрезная втулка, расширяющаяся при надвигании на конический конец вала и зажимающая фрезер изнутри. Закрепляют фрезер на валу винтом.

168

Режущая кромка фрезера быстро тупится и требует систематической заточки. При заточке необходимо сохранить без изменения первоначальный передний угол и равномерно стачивать все зубья. Заточку (рис. 71) производят на специальном профильном точильном камне, вращающемся со скоростью до 5800 об/мин. При надевании на вал с обеих сторон камня ставят кожаные

Рис. 72. Шлифовальные органы отделочных машин:

а—диск Для шлифования каблука, б—валик для шлифования подметки, в—волчок для пемзования подметки, г—конус для шлифования фронта каблука, д—бесконечная лента для шлифования каблука и подошвы

шайбы для предохранения его от раскалывания. Точильный стержень устанавливают, чтобы камень соприкасался с зубом по всей его передней плоскости, и ведут заточку, перемещая фрезер по стержню вверх и вниз с равномерным нажимом на камень. Заточив один зуб, выводят фрезер из соприкосновения с камнем, поворачивают на стержне и затачивают следующий зуб.

Точильный камень имеет круговое металлическое ограждение. Работать со снятым ограждением нельзя, так как возможен разрыв камня.

Шлифовальные органы отделочных машин. Диски предназначены для шлифования каблуков (рис. 72,а].

169

Валики — для шлифования подметок и набоек (рис. 72,6), волчки —для пемзования, т. е. шлифования мелкозернистой шкуркой подметок и набоек (рис. 72,в), конусы — для шлифования фронтальной поверхности каблука и набойки деревянного каблука (рис. 72,г), бесконечные абразивные ленты — для шлифования каблуков и подошв (рис. 72,д).

Полировочные органы отделочных машин — щетки: кожаные (рис. 73,а) для втирания воска в полируемую поверхность низа, волосяные (рис. 73,6) для полирова-

Рис. 73. Полировочные органы отделочных машин:

а—щетка кожаная, б—щетка волосяная, е-~фумель качающийся, г—фу мель качающийся с накатным колесиком, д—фумель вращающийся

170

ния навощенных поверхностей низа, чистки и полировки деталей верха. Фумели служат для полировки уреза горячим способом. Качающийся фумель (рис. 73,в,г) делает около 75 возвратных колебаний в минуту, что позволяет ему отформовать урез, втереть и отполировать воск. Качающийся фумель нагревают при помощи электронагревателя до температуры 105—115°. Вращающийся фумель (рис. 73,д) нагревается трением о металлический стержень или даже трением об обувь. Для лучшего формования уреза по окружности вращающегося фумеля делают канавки или плоские срезы.

Ремонт обуви, Левигурович Е. И., 1969