§ 28. ПОСТАНОВКА СОЮЗОК

Рассмотрим постановку новых союзок и кожаных подметок к юфтевым прикройным сапогам деревянношпилечного крепления.

Перед разборкой изношенных деталей ремонтируют верхнюю часть сапог: выполняют ушивки, ставят пришивные заплаты, затем переднюю часть сапог увлажняют погружением в воду на 10—-15 мин и провяливают в течение 1,5—2 ч.

Для разборки и последующего ремонта сапоги надевают на колодки, точно подобранные по размеру и фасону обуви. Положение на колодке фиксируют двумя проволочными гвоздями, вбитыми в крылья задника.

Разборка. Старую подошву отделяют до каблука от следа обуви, отрезают изношенную подметочную часть по линии пучков, отгибают геленочную часть на каблук и временно прикрепляют к нему одним гвоздем. Удаляют простилку и обводку, отделяют затяжную кромку

159

от стельки и очищают от затяжного текса. Отгибакм ш* ред к голенищу.

Изношенную переднюю часть стельки отрезаю i им линии пучков. Если у линии пучков стелька повреж п ни ремонтами (прибивание прямого среза подметки), ы

линию отреза стельки переносят на 20—25 мм к ……

Стельку спускают по прямому срезу на нет с бахтарми ной стороны на ширине 12—15 мм.

Вставка полустельки. По размеру отрезанной ч.т« m стельки с припуском по длине 12—15 мм вырезают пч лустельку из стелечной кожи толщиной 2,7 мм, на к ли дывают лицевой стороной на след колодки и временим укрепляют двумя проволочными гвоздями в носке и пучках, затем обрезают по грани колодки и спускают пн грани с бахтармы на 1/3 толщины на ширине 2—2,5 м н

По прямому срезу полустельку спускают на нет пт ширине 12—15 мм и скрепляют со стелькой одним ри дом деревянных шпилек, проходящих на расстоянии 7—8 мм от края.

Затяжка поднаряда и старого переда. Если старый поднаряд частично изношен, его ремонтируют: отреза ют изношенное место, спускают на нет старый поднаряд по месту отреза на ширине 5—7 мм, заменяют отрезай ную часть новой кожей, подобрав ее в соответствии ‘ видом кожи и плотностью старого поднаряда. Край за платы спускают на нет на ширине 5—7 мм и приклей вают к старому поднаряду нитроцеллюлозным клеем Промазывают декстриновым или казеиновым клеем край стельки в носочной и пучковой части. Затягивают подла ряд, загибают его край на край стельки и временно за крспляют двумя шпильками в носочной части и четырь мя в пучковой. По высыхании клея удаляют шпильки затяжки поднаряда и переходят к затяжке старого переда.

Носочная часть старого переда часто бывает изноше на, ее отрезают на 10—15 мм впереди линии носка и спускают на нет срезанный край переда с лицевой сто роны на ширине 5—7 мм. Затяжную кромку поднаряда и прилегающую к грани его часть на ширине 20— 25 мм промазывают казеиновым или декстриновым клеем. Накладывают старый перед на поднаряд и за тягивают клещами затяжную кромку, закрепляют шпильками, вбитыми на 2/3 их Длины, последовательно

160

вдвигаясь от носка к переймам сначала по внутренней, затем по наружной стороне. Закончив затяжку старо-Р переда, его околачивают и ставят обувь на просушку.

Накладка и затяжка союзки. Союзка закрывает элько нижнюю, наиболее изношенную часть переда, ее ‘докраивают по лекалу из кожи, однородной с материалом переда, увлажняют и провяливают.

Промазывают декстриновым или казеиновым клеем атяжную кромку старого переда и поднаряда, их носочную часть до линии носка и боковую поверхность, прилегающую к грани на ширине 20—25 мм. Накладывают союзку на старый перед, закрепляют металличе-кой шпилькой № 15 середину ее заднего края, вытя-ивагот по заднему краю, загибают на стельку концы рыльев и закрепляют шпильками. Убедившись в правильном положении союзки на сапоге, закрепляют че-ырьмя-пятыо шпильками ее задний край и приступают к обтяжке.

Вытягивают клещами, загибают на стельку и закрепляют шпилькой середину союзки в носке, внутреннюю, а затем наружную сторону у линии носка. Еще раз проверяют правильность расположения союзки на колодке, и переходят к накладке и обтяжке союзки на второй полупаре.

Убедившись в том, что обе полупары обтянуты оди-‘наково, выполняют затяжку союзки, в обеих полупарах, продвигаясь от середины носка к крыльям союзки, сначала по внутренней, а затем наружной стороне. Затянутые союзки околачивают», до получения отчетливой грани и ставят на просушку.

Затяжную кромку пришивают к стельке обметочным швом проваренными льняными нитками № 7,5/5 или 7,5/6. По мере продвижения шва удаляют затяжной текс. После удаления всего текса затяжную кромку околачивают молотком.

Прикрепление обводки и простилки. Прибивают деревянными шпильками обводку. Для водонепроницаемости полустельку заливают расплавленным варом, заполняют пространство внутри затяжной кромки отходами кожи или берестой, которые укрепляют деревянными шпильками, и также заливают расплавленным варом. Если теленок сапога разрушен, то заменяют и его. Край простилки спускают.

6- 1342

161

Прикрепление подошвы. Геленочную часть подиипт освобождают от временного крепления гвоздями, шш бают на след обуви и прибивают двумя рядами дертии ных шпилек, проходящих параллельно урезу. Спуск.им, край подошвы по прямому срезу до половины толппшп на ширине 15—20 мм.

Накладка и прикрепление подметки. Подбирают ihm метку из подошвенной кожи для деревянно-шпилечп.. крепления толщиной не менее 4 мм. Прямой срез шн метки спускают до половины толщины на ширине 1()

15 мм. Подметку накладывают на след обуви, закреп ляют пятью деревянными шпильками, обрезают по кии туру и прибивают двумя рядами деревянных шпилек: ми контуру и прямому срезу.

Пришивание союзки. После отделки низа вынимаич металлические шпильки, которыми зафиксированы n.i колодке крылья задника и задний край союзки, сними ют обуйь с колодки и пришивают союзку к переду с а пога на швейной машине двухрядным швом хлопчати бумажными нитками в шесть или девять сложении № 10. Количество стежков — три-четыре на 10 мм. строчки, расстояние первой строчки от края 2—3 мм. расстояние между строчками — 3—7 мм. Места возле затяжной грани, недоступные для машины, пришиваю! ручным однорядным швом проваренной и провощенной ниткой № 1. Количество стежков — два с половиной—три на 10 мм длины строчки, расстояние строчки от края-2—3 мм.

Применение машин и клеевого крепления

в крупном ремонте

Весьма перспективным является применение современных клеев. Быстросхватывающий наиритовый клей используют для закрепления затяжной кромки как при механической, так и при ручной затяжке, для крепления подошв и резиновых каблуков. Нитроцеллюлозный клей — для крепления подошв, каблуков, заплат верха, а также для прикрепления новых союзок к старому переду и закрепления затяжной кромки. Находят применение в операциях крупного ремонта и другие клеи, перхлорвиниловый, 88-й композиции и др.

Для выполнения операций крупного ремонта и в особенности для постановки новых головок могут быть использованы обувные машины. Для затяжки — затяжные машины с закреплением затяжной кромки тексом или быстросхватывающим наиритовым клеем; пришивания рантов — прошивные машины, а пришивания подошв к ранту — машины СПР. Для прибивания подошв или подметок можно использовать машины, прикрепляющие подошву металлическими гвоздями или деревянными шпильками, для прикрепления каблуков — машины для прибивания каблука.

Ремонт обуви, Левигурович Е. И., 1969