Глава IX

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

§ 40. ПРЕДПРИЯТИЯ ПО РЕМОНТУ ОБУВИ Типы предприятий

Размеры ремонтно-обувных предприятий зависят от потребностей обслуживаемого ими населения. В сельских местностях преобладают небольшие ремонтные точки, в городах — крупные мастерские и фабрики по ремонту обуви.

В условиях крупного предприятия имеется возможность применить современное оборудование и использовать новейшую технологию, соответственно создаются условия для более высокой производительности труда и лучшего качества ремонта.

Практически сложились следующие типы мастерских:

1. Фабрики по ремонту обуви, располагающие всеми видами современного технологического ремонтно-обувного оборудования. Производство строится по принципу непрерывного потока, процесс ремонта разделен на операции. Транспортирование обуви между операциями выполняется механическим транспортером. Такие ^фабрики ремонтируют от 200 до 2000 пар обуви в смену (средний ремонт). Прием обуви и сдача ее заказчикам осуществляется через сеть приемных пунктов.

Фабрики по ремонту обуви успешно работают в столицах республик, областных центрах и многих городах.

2. Механизированные мастерские, так же как и фабрики, оснащены современным технологическим оборудованием, но не располагают механическими транспортерами. Весь процесс ремонта разделен на небольшое количество операций. Прием обуви в ремонт

208

и сдача ее заказчикам осуществляется через центральный приемный пункт, находящийся при мастерской, и приемные пункты, расположенные в смежных районах.

Такие мастерские организуются в городах районного значения с численностью населения 50—100 тыс. человек.

3. Полумеханизированные мастерские, располагающие относительно простым оборудованием: швейная машина, комбинированная отделочная машина, пресса для приклейки подметок, приспособления для выполнения ремонтно-обувных операций: отрывания изношенных деталей, вырезания деталей и спускания их края, двоения деталей, прижатия подметок к ранту, прикрепления каблуков и др. Приемный пункт находится при мастерской.

Такие мастерские организуются в небольших населенных пунктах.

По мере расширения выпуска ремонтно-обувного оборудования оно поступает также и в небольшие мастерские, и круг ручных операций систематически сужается. Все ремонтно-обувные мастерские СССР будут иметь возможность выполнять ремонт в основном механическим способом.

4. Приемные пункты, связывающие население с крупными ремонтно-обувными предприятиями.

5. Специализированные мастерские по ремонту резиновой и окраске кожаной обуви — в некоторых городах эти виды ремонтного производства выделены в самостоятельные мастерские.

Прием обуви в ремонт

Важным звеном в системе обслуживания населения являются приемные пункты. Хорошо поставленная работа приемного пункта — необходимое условие организованного прохождения обуви в производстве, своевременной сдачи заказов потребителю и авторитета предприятия у населения.

Немалое значение имеет внешний вид приемного пункта. Приемный пункт должен быть рассчитан на создание максимальных удобств для заказчика. Помещение должно быть хорошо отделано и оформлено как внутри, так и по фасаду. Обстановка приемного пункта должна отвечать эстетическим требованиям. Необходи

209

мо в помещении иметь удобные кресла, стол с журналами, радио. Для заказчиков, ожидающих срочного выполнения ремонта с ноги, должна быть предусмотрена временная обувь.

На сдачу обуви в ремонт и получение отремонтированной обуви заказчик Должен затрачивать минимальное время. В периоды наплыва посетителей на прием и сдачу обуви должны быть мобилизованы люди из административного и производственного персонала. Во многих приемных пунктах заказчику предоставляют возможность самому найти на стеллаже отремонтированную обувь. Для этой цели применяют раскладку обуви на стеллаже в соответствии с двумя последними цифрами номера приемной квитанции. Стеллаж имеет по высоте десять полок, а по длине десять отделений; на полках и отделениях имеются цифровые обозначения, каждая полка по высоте, считая сверху, соответствует последней цифре номера квитанции, а каждое отделение по длине, считая слева направо, — предпоследней цифре номера квитанции. Следовательно, если номер квитанции оканчивается цифрами 73, заказчик найдет свою обувь в седьмом отделении слева и на третьей полке сверху.

Если помещение мастерской позволяет разместить по длине только пять отделений, то одно отделение соответствует двум цифрам и номер, заканчивающийся цифрами 73, будет соответствовать четвертому отделению слева, третьей полке сверху.

Денежные расчеты с заказчиками регулируются прейскурантом. Прейскурант содержит наименование видов ремонтных работ, их стоимость и номер расценка.

Принятый заказ оформляют приемной квитанцией. Подлежащие выполнению работы обозначают в приемной квитанции для краткости номером расценка по прейскуранту, который имеет в этом случае такое же значение, как и артикул в прейскурантах на новую обувь.

Копия приемной квитанции является нарядом на выполнение работы, ее вкладывают в обувь и используют для определения объема работ, количества подлежащих затрате материалов и начисления зарплаты. На геленочную часть подошв обеих полупар наклеивают ярлык с номером приемной квитанции. В некоторых мастерских,

210

во избежание потерь, номер приемной квитанции записывается также карандашом на подкладке обуви.

Если обувь отправляется для выполнения ремонта на фабрику, на приемном пункте однородные по характеру ремонта пары подбирают в производственную партию, состоящую из четырех пар. Оформляют опись, к которой прилагают вторые копии приемных квитанций (первая и в этом случае вкладывается в обувь), и партию укладывают в небольшой ящик, в котором она перевозится на фабрику и,возвращается обратно. Раскомплектование производственной партии не допускается.

В производственном помещении при приемном пункте выполняют мелкий ремонт. Эти работы также механизируют при помощи швейной машины, комбинированной отделочной машины, прессов и другого оборудования.

В мелком ремонте также имеет место разделение груда на операции: ремонт верха и подкладки, ремонт каблуков, постановка рубцов и укрепление подметок, отделочные операции. Имеются примеры конвейерной организации мелкого ремонта с доставкой обуви из близлежащих приемных пунктов.

Срочный ремонт с ноги заказчика является важной частью работы приемного пункта. Он требует большого внимания со стороны персонала во избежание случайной задержки обуви на производственных операциях. За срочное выполнение ремонта прейскурантом предусмотрена наценка в размере 10—30% от основной стоимости.

Делом чести работников приемного пункта является культурное обслуживание заказчика.

Ремонт обуви, Левигурович Е. И., 1969