Глава VIII

РЕМОНТ ВАЛЯНОЙ ОБУВИ

§ 36. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЯНОЙ ОБУВИ. МАТЕРИАЛЫ. ОБОРУДОВАНИЕ

Валяную обувь изготовляют из смеси различных шерстяных волокон путем их механической и химической обработки. Поверхность шерстяных волокон покрыта роговидными чешуйками. Свободные концы чешуек соседних волокон при операциях валки сцепляются друг с другом, образуя прочную равномерную структуру войлока.

Валяная обувь отличается высокими теплозащитными свойствами. Различают грубошерстную и фетровую валяную обувь. Грубошерстную делят на тонкую, среднюю и утяжеленную. По отделке — на крашеную и некрашеную.

Размер валяного и фетрового сапога определяется его номером, который соответствует выраженной в сантиметрах длине следа внутри сапога. Выпускают обувь размерами с 13 по 32 с интервалом I см. При увеличении длины следа на 1 см увеличиваются обхват в пучках на 0,6 см, в косом подъеме и голенище на 1 см.

Обувь выпускают для дошкольного возраста № 13— 19, для школьного № 20—22, женскую № 23—27, мужскую № 26—32.

Минимальная толщина подошв сапог колеблется в пределах от 7 до 15 мм, головок — от 5,5 до 8 мм, голенищ— в верхней части 3—4 мм, средней 3—5 мм, нижней 4,5—9 мм, в области задника 6—13 мм.

Утяжеленные и средние валяные сапоги носят в морозную погоду без галош. Износ их происходит в первую очередь по ходовой поверхности, большей частью неравномерно. Верх валяного сапога изнашивается мед-

т

леннее, чем низ, но поскольку он значительно тоньше, то к моменту ремонта подошвы появляются проношенные, а иногда и сожженные при сушке места на голенищах и, в особенности, на заднике.

Сапоги грубошерстные тонкие и фетровые носят в более мягком климате и в городских условиях. На них надевают галоши или к ним пришивают подошвы из кожи или резины, после чего они изнашиваются и ремонтируются как кожаная обувь. При носке в галошах наиболее быстро изнашивается задник, подошва служит долго. Голенища фетровых и тонких сапог обычно требуют лишь небольшого ремонта отдельных мест.

Поскольку толщина всех видов валяной обуви значительно превышает толщину кожаной обуви, то при износе появляется значительная разница в толщинах изношенных и малоизношенных мест. Отличительной особенностью почти всех видов ремонта валяной обуви является вставка вкладышей в проношенные места. Только выравняв таким путем толщину, возможно приступить к постановке ремонтной детали: заплаты, напяточника, подошвы.

Войлок подошвенный — основной материал для ремонта валяной обуви. Его изготовляют из смеси различных видов шерстей. Подошвенный войлок гражданский делится на войлок для мужской, женской и детской обуви. Толщина войлока для мужской обуви должна быть не менее 13 мм, для женской и детской-—10 мм.

Плотность войлока для мужской обуви не менее чем 0,3 г/см2, для женской и детской не менее чем 0,29 г/см2. Допускается засоренность растительными примесями в количестве не более чем 2,5% от веса войлока. Проклейка войлока не допускается.

Подошвенный войлок сортируется по качеству на 1-й и 2-й сорт. Его выпускают обычно пластинами длиной 150—100 см, но могут быть и другие размеры пластин.

В ряде случаев голенища изношенных валяных сапог отрезают и используют в качестве ремонтного материала на вкладыши к проношенным местам подошвы, в отдельных случаях на заплаты и напяточники. Подошвы из разрезанных старых голенищ делают в два слоя. Их подбирают так, чтобы общая толщина оказалась равномерной, с некоторым увеличением к носку.

199

Допускается составление внутреннего слоя из двух или трех кусков, причем место соединения может находиться на пяточной, геленочной, но не на подметочной части подошвы. Стык составляют путем спускания краев и накладывания их одного на другой. Части составной подошвы соединяют, пристрачивая их к цельному наружному слою.

Напяточники и заплаты выкраивают из кожи хромовой или юфтевой, толщиной не менее чем 0,8 мм\ ранты, подошвы, подметки, рубцы выкраивают по таким лее нормативам, что и при ремонте кожаной обуви.

При обработке ремонтных материалов и при ремонте валяной обуви находят применение многие упоминавшиеся ранее машины, пресса вырубочные, машины для двоения деталей, швейные и прошивные машины, устройства для намазки и сушки клея и разогрева клеевой пленки, пресса для приклейки подошв с дополнительными приспособлениями и др.

Для прошивания — уплотнения войлочных подошв перед постановкой на обувь используют швейную машину с плоской платформой класса 23-А Подольского машиностроительного завода. Для привулканизации сырой резиновой смеси применяют пресс конструкции М. Н. Дятлова. Для пришивания войлочных подошв к валяной обуви также служит машина конструкции М. Н. Дятлова. Она пришивает подошву к краю обуви цепным однониточным швом.

Ремонт обуви, Левигурович Е. И., 1969