§ 38. РЕМОНТ НИЗА

Пришивной способ. Подбирают колодку нужного размера и фасона, надевают на нее обувь и закрепляют на колодке двумя проволочными гвоздями, вбитыми в заднике и в подъеме. По возможности для удобства работы заворачивают верх голенища.

Если обувь оказалась слишком широкой, вырезают продолговатую полоску войлока посреди следа обуви прямым резом и сшивают края разреза однониточным, обметочным (через край) швом (рис. 88). Когда валенок при носке сузился, след его также разрезают продольным резом посередине, вставляют кусок войлока, со-

202

ответствугощий толщине, а также пришивают обметочным швом к краям разреза. Длина стежка 16—18 мм, расстояние между ними 10 мм. Соединение в стыке должно быть плотным. Шов околачивают молотком.

При наличии сквозного износа края изношенного места выравнивают ножом и спускают на нет на ширине 12—15 мм. Подбирают войлок, соответствующий

с

Рис. 88. Сшивание краев разреза обметочным

швом

Рис. 89. Швы прострочки войлочной подошвы

толщине смежных участков следа, вырезают вкладыш в точном соответствии с формой и размером подготовленного места, спускают края на такой же ширине, как и на следе, вкладывают на место и пришивают обметочным швом проваренной льняной пряжей № 7,5/5—7,5/6 при помощи шила-крючка. Толщина следа после ремонта должна быть не менее 6 мм. Длина стежков 10— 12 мм; последний стежок закрепляют узлом, шов околачивают молотком.

Если необходим ремонт подошв и набоек, то подбирают войлочные подошвы и набойки нужного размера и толщины, накладывают набойки на подошвы и прострачивают их вместе проваренной льняной ниткой в восемь сложений на прошивной машине или хлопчато-

203

бумажными нитками № 00 на швейной машине класса 23-А.

При отсутствии оборудования прострочку подошв и набоек выполняют вручную проваренной льняной ниткой в восемь сложений № 7,5/8, челночным швом шилом-крючком, длина стежков 8—10 мм. Прострочка ведется тремя продольными швами; первый проходит по

Рис. 90. Пришивание войлочной подошвы к валяному сапогу:

а—пришивание за край, б—пришивание сквозным швом:

1—подошва, 2—низ сапога, 3—шов пришивки за край. 4—сквозной шов

средней линии подошвы, второй и третий — вдоль края, на расстоянии 25 мм от него и соединяются в носочной и пяточной частях в замкнутую кривую (рис. 89).

Войлочные подошвы и стельки прострачивают для того, чтобы стянуть и уплотнить материал, предотвратить его растрепывание при носке. Прострочка большей частью выполняется на предприятиях, располагающих прошивной или тяжелой швейной машиной.

Пришивание подошв с набойками к следу обуви является основной и наиболее трудоемкой операцией. Подошвы с набойками накладывают на след обуви и временно прикрепляют тремя проволочными гвоздями в носочной, геленочной и пяточной частях и пришивают к краю обуви (рис. 90).

Шитье начинается в геленочной части с полевой стороны правой полупары и внутренней стороны левой по-

204

лупары, шов ведут по направлению к носку и далее по часовой стрелке вокруг всего контура. Уколы шилом-крючком делают со стороны верха обуви на расстоянии 7—10 мм от грани и выводят шило со стороны подошвы на расстоянии 8—10 мм от уреза (считая положение уреза после обрезки).

При повторном ремонте проколы шилом делают на расстоянии 10—12 мм от грани и выводят шило со стороны подошвы на расстоянии 9—11 мм от уреза.

Шьют проваренной льняной ниткой в десять сложений, что достигается путем сложения двух ниток в пять сложений 7,5/5. Длина стежков 8—10 мм; шов следует хорошо утягивать, а стежки должны утопать в войлоке. В пяточной части стежки должны захватывать подошву вместе с набойкой. Последний стежок закрепляется узлом. Шов должен образовать плавную линию без зигзагов.

Пришивка подошвы к тонким сапогам может быть выполнена сквозным швом, проходящим внутри обуви (рис. 90,6). Для этой работы используют прошивную машину. После подготовки следа и подошвы подошву накладывают на след обуви, временно прикрепляют за край следа по одному стежку в носке и пятке и снимают с колодки.

Сапог с отвернутым голенищем надевают на рог прошивной машины и прошивают проваренной льняной ниткой в восемь сложений № 9,5/8, начиная от перейм к носку и далее вокруг всего сапога. Шов должен проходить. на расстоянии 6—8 мм от внутренней грани, длина стежка 10—12 мм.

При отсутствии прошивной машины сквозную прошивку выполняют вручную челночным швом шилом-крючком. Сквозная прошивка подошв утяжеленной и средней обуви не дает хороших результатов, так как расстояние на подошве от уреза получается большим из-за толщины переда сапога, и край подошвы при носке отжимается от следа обуви.

Клеевое крепление войлочной подошвы. Войлочные подошвы могут быть приклеены к валяной обуви нитроцеллюлозным или перхлорвиниловым клеем. Подготовительные операции: насадка на колодку, вметка вкладыша, прострочка подошв с набойками выполняются так же, как и при пришивном креплении. Затем след

205

обуви и неходовую поверхность подошвы взъерошивают, очищают щеткой от пыли и промазывают в вытяжном шкафу деревянной лопаточкой нитроцеллюлозным или перхлорвиниловым клеем, просушивают под вытяжкой 45—60 мин, после чего клеевую пленку на подошве освежают растворителем или вторично намазывают клеем. Подошву наклеивают на след обуви, временно закрепляют двумя проволочными гвоздями и ставят в пресс под давлением 3—3,5 атм не менее чеМ на 60 мин.

Для прессования валяных сапог применяют клеевые пресса со специальными приспособлениями.

Войлочные подошвы с набойками, прикрепленными к следу нитками или клеем, обрезают по урезу ножом и отделывают по урезу на абразивном круге или шкуркой, затем удаляют гвозди временного крепления и снимают обувь с колодки.

Ремонт обуви, Левигурович Е. И., 1969