§ 35. РЕМОНТ РЕЗИНОВОЙ ОБУВИ ХОЛОДНЫМ СПОСОБОМ

Подготовка обуви. Обувь очищают от грязи и сушат. Старые заплаты, если они частично изношены, удаляют. В изношенных частях срезают оборванные участки, неровные края у дыр, бугры, излишнюю толщину до получения в ремонтируемых местах ровной поверхности и равномерной толщины.

Подлежащую ремонту поверхность подвергают ше-рохованию. При шероховании верха под заплаты делают круговой припуск 6—8 мм к размеру проношенного места. Шерохование под вставку задников, носков, союзок делают на всей площади, закрываемой этими деталями, а также захватывают прилегающий край ходовой поверхности подошвы на ширине 5—8 мм. Шерохование подошвы в случае постановки подметки или набойки делают от грани до грани, с заходом на геленочную часть на 20—15 мм.

При постановке косячка или рубца делают припуск к изношенному месту 10—15 мм. Площадь косячка должна составлять не менее 1/3 площади набойки.

При наличии сквозных разрывов верха стороны разрыва должны быть сшиты и стянуты нитками хлопчатобумажными № 0,00 или льняными в 3—4 сложения при помощи шила и иглы. Если разрыв начинается от края, то подкладка на ширине 5 мм от края должка

195

быть удалена, а обнажившаяся нелицевая сторона резины зашерохована. При наличии расслоившихся впут ренних деталей они должны быть очищены от грязи и зашерохованы. Желательно протереть зашерохованную поверхность авиационным бензином.

Подготовка ремонтных материалов. Подбирают вулканизованную листовую резину требуемой толщины и шерохуют по нелицевой поверхности. Свежеотшпальто-ванная резина шерохования не требует. Зашерохован-ные поверхности также желательно протереть авиационным бензином.

Вырезают ремонтные детали в соответствии с разме ром зашерохованной поверхности: небольшие заплаты точно по размеру зашерохованного места, крупные на 1—2 мм меньше, с учетом вытягивания заплаты при ее накладке, детали низа с припуском 2—3 мм по грани на обрезку. Края заплат и верхние края задников и союзок отлого спускают на нет.

Нанесение клея. Зашерохованные места на обуви и на ремонтных деталях жесткой кистью промазывают резиновым клеем без вулканизующих добавок. Клей должен быть тщательно втерт. Промазку делают два раза и два раза просушивают: после первой промазки 10— 15 мин, после второй 25—30 мин. Недосушка, так же как и чрезмерно длительная сушка, снижают прочность склейки.

Наклейка деталей. Подготовленные детали накладывают на ремонтируемое место, прижимают рукой и око лачивают молотком. Эта операция требует особенно тщательного выполнения. Клеевая пленка, тронутая пальцем, теряет свою схватывающую способность, поэтому переносить детали на обувь нужно, поддевая их тупиком или захватывая плоскогубцами. Если же возникает необходимость поддержать деталь пальцами, это нужно делать не у края детали, где требуется наибольшая прочность склейки. Наложенная и прижатая деталь сразу схватывается клеем и не может быть передвинута, поэтому до приклейки ее следует примерить по месту, уточнить положение, после чего наложить и прижать рукой. Небольшие заплаты сначала прижимают по середине, а затем разглаживают пальцем и тупиком от середины к краю, после чего околачивают молотком. Большие заплаты прижимают вдоль од

196

ной стороны, затем слегка вытягивают и приглаживают, начиная от приклеенного места.

При накладке союзки ее прижимают к грани обуви у середины носка, оставив кромку шириной 5 мм для загибки. Слегка вытягивают союзку от середины носка к середине верхнего выреза и приклеивают к сапогу по ее средней линии, далее вытягивают одно крыло и прижимают его к союзке, разглаживая от приклеенной средней линии к краям. Также приклеивают второе крыло. Кромку союзки загибают на ходовую поверхность подошвы.

Задник наклеивают так же, как и союзку.

Край заплаты, находящейся от грани подошвы на расстоянии менее 10 мм, также загибают на ходовую поверхность подошвы. Загнутые края заплат, задников, союзок, носков шерохуют с ходовой стороны, после чего промазывают клеем ходовую поверхность обуви и накладывают детали низа. Для этой дели деталь кладут на верстак клеевой пленкой кверху, обувь точно устанавливают на деталь, руководствуясь положением грани на детали. Когда произойдет схватывание клея, обувь переворачивают подошвой кверху и разглаживают деталь от середины к краям.

Все приклеенные детали низа и верха околачивают молотком, а края прикатывают прикаточным роликом. В местах разрывов верха, а также в местах несквозного, но глубокого износа для заполнения пространства вклеивают подзаплатник — узкую заплату из тонкой резины. На подзаплатник наклеивают заплату.

При наличии разрывов по краю обуви заплату огибают вокруг края и приклеивают с внутренней стороны на ширине 4—5 мм к освобожденному от подкладки месту. 4

При постановке нового задника его верхний край также огибают вокруг верхнего края галоши и приклеивают изнутри. При большом износе задника иногда кроме наружного вклеивают и внутренний задник из тонкой резины. Отслоившиеся внутренние детали склеивают резиновым клеем.

Отремонтированную обувь отделывают: обрезают и обрабатывают шкуркой края вновь приклеенных деталей низа, лакируют верх.

Ремонт обуви, Левигурович Е. И., 1969