§ 42. УХОД ЗА ОБОРУДОВАНИЕМ

Исправное состояние оборудования, его готовность к работе обеспечиваются выполнением правил эксплуатации оборудования, надлежащим уходом и своевременным ремонтом.

Основную ответственность за правильное использование оборудования и за его рабочее состояние несет начальник цеха или мастерской.

К самостоятельной работе на машине допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение, инструктаж по технике безопасности и имеющие удостоверение на право работы на данной машине. До начала смены ра-

214

бочий, приняв машину от своего сменщика, обязан проверить наличие всех ограждений по технике безопасности, состояние ее механизмов; необходимо перед началом работы смазать их. Нельзя работать на неисправной или несмазанной машине. В продолжение смены машину следует смазывать не менее двух раз.

К обработке должна приниматься обувь, надлежащим образом подготовленная. Не должна допускаться перегрузка машины, например обработка чрезмерно толстых деталей или чрезмерно жестких материалов. При малейшей неисправности машины работа должна быть остановлена. По окончании смены рабочий очищает машину, удаляет пыль из аспираторов отделочных машин.

Раз в неделю машину подвергают основательной чистке, удаляют засохший вар, осевшее масло, пыль, проверяют исправность работы всех механизмов.

Каждая машина должна находиться под наблюдением прикрепленного спедиалиста-механика. Ремонт фашины необходимо производить в определенные плановые, заранее назначенные сроки, не допуская выхода ее из строя. В соответствии с этим организация правильного обслуживания носит название системы планово-предупредительного’ ремонта. Различают текущий, средний и капитальный ремонт. Графиком планово-предупредительного ремонта обычно предусматриваются сроки среднего и капитального ремонта, а текущий ремонт входит в состав межремонтного обслуживания.

В состав текущего ремонта входит замена мелких быстроизнашивающихся деталей, регулировка машины и небольшие работы, выполняемые без разборки основных механизмов машины, проверка и очистка смазочных устройств и подшипников, подтяжка крепежных деталей, натягивание ремней, тросов и цепей, укрепление защитных ограждений и др.

В состав среднего ремонта входят все работы текущего ремонта и, кроме того, разборка машины, ремонт отдельных узлов с заменой или восстановлением деталей, износ которых нарушает нормальную работу машины.

При капитальном ремонте производят полную разборку машины, заменяют или реставрируют все износившиеся детали.

215

Капитальный, а иногда и средний ремонт обувных машин выполняют специализированные ремонтно-механические цеха.

Ремонт обуви, Левигурович Е. И., 1969