АТЭМИ

«Когда вы парируете удар, делаете защитное движение, отскакиваете в сторону или касаетесь меча противника, вы должны быть готовы нанести удар по противнику в то же самое мгновение. Важно развить в себе эту способность. Если вы заняты лишь отражением ударов, уворачиванием и защитой, вы не сможете одержать победу. Прежде всего вы должны стремиться к тому, чтобы в результате ваших действий противник был поражен.»

Миямото рин но шо

ИСКУССТВО НАНЕСЕНИЯ УДАРОВ

Ударные техники различных школ боевого искусства часто совершенно непохожи друг на друга. Многие школы, имеющие многовековой опыт, содержат в своем арсенале крайне малый объем ударной техники, так как использование твердого самурайского доспеха делало большинство ударов практически бесполезными. Другие — наоборот, акцентировали внимание на изучении различных методов ударного воздействия, ставя их во главу угла, и оттачивали эти боевые формы до совершенства. Начатое еще в глубокой древности знаменитым японским полководцем Минамото Есимицу изучение анатомии болевых точек и зон на телах захваченных в боях пленных значительно расширило арсенал ударной техники за счет добавления к мощным и силовым техническим приемам точечных ударов, использующих в качестве ударной поверхности пальцы, их фаланги и различные формы открытой ладони. Традиционно классическая техника нанесения ударов в японских боевых искусствах подразделялась на формы переламывания костей мощными концентрированными ударами и на формы воздействий на внутренние органы и биологически активные точки.

Упоминания о принципах применения точечной ударной техники в классических бу-дзюцу появились в трактатах

японских мастеров еще в глубокой древности. В 19-м веке из-под пера нескольких выдающихся мастеров дзю-дзюцу вышел целый ряд статей, очерков и полноценных изданий, в которых описывались методы ударного воздействия и демонстрировались рисунки с указанием биологически активных точек. Одними из наиболее известных книг такого рода были работы мастера Тэнсин Синье Рю дзю-дзюцу Иноку-ти Мацуносукэ «Дзю-дзюцу кэн бо дзукай хикэцу» — «Иллюстрированное разъяснение секретов дзю-дзюцу, фехтования мечом и палкой» (1887 год) и «Будо дзукай хикэцу» -«Иллюстрированное разъяснение секретов боевого искусства» (1890 год). Ряд разделов этих изданий почти без изменений был заимствован из древнего текста «Тэнсин Синье Рю хито-но маки», считающегося классическим наставлением по этой школе. В конце 19-го века вышло несколько книг по теории и практике атэми ваза из других школ дзю-дзюцу. «Дзю-дзюцу атэми кацу-но хо», «Дзю-дзюцу сикацу бэнран» и другие издания излагали традиционные представления об уязвимых точках человеческого тела.

Некоторые из таких публикаций включали не только классические знания, но и изыскания современных медиков. Такой была «Дзю-дзюцу сикацу-но бэн» — «Разъяснение методов умерщвления и реанимации дзю-дзюцу», вышедшая в 1884 году в «Журнале наук и искусств» в Токио. В этой статье впервые была описана и проанализирована локализация и форма воздействия на 20 уязвимых точек, используемых в дзю-дзюцу.

В 1896 году уже упомянутым выше мастером Инокути Мацуносукэ была издана фундаментальная работа «Сикацу дзидзай сэккоцу рехо. Дзю-дзюцу сэйрисе дзэн» — «Полный курс физиологии искусства дзю-дзюцу. Методы убийства, реанимации и лечения переломов и вывихов». В этой книге было впервые описано физиологическое воздействие на уязвимые точки с позиции западной медицины.

Штаб-квартира Кодокан дзюдо также известна своими разработками раздела атэми ваза. Большинство информа

ции такого рода было заимствовано из арсенала уже упоминавшейся школы традиционного дзю-дзюцу Тэнсин Синье Рю. Статьи мастера 7-го дана, профессора медицины Ямада Ко, изданные в журналах «Дзюдо”, дают исчерпывающую информацию по методам ударного воздействия на некоторые уязвимые места человеческого тела. Его разработки конкретно описывают локализацию и способ нанесения удара в отдельную точку: «уто-но атэ» — «поражение точки уто», «сатто ка-суми» — «смертельная точка касуми», «хоккеко-но сацу» -«убийство ударом в точку хоккеку», «тэнто-но сацу» — «убийство ударом в точку тэнто» и другие.

Известны практические эксперименты с нанесением реальных ударов в уязвимые точки, проведенные во второй половине 60-х годов мастером 5-го дана по дзюдо А.Такаа-ки, сотрудником научно-исследовательской лаборатории спорта при Токийском педагогическом университете. Результаты этих опытов, включающих нанесение ударов в смертельно опасные точки, были напечатаны в информационном бюллетене «Кодокан дзюдо кагаку кэнкюкай кие».

В Кодокане было определено, что некоторые виды атэми приводят к мгновенной смерти в результате кровоизлияния в голову или повреждения жизненно важных органов. Множество видов ударного воздействия приводят противника к потере сознания или вводят в глубокий шок, другие вызывают травмы различной степени тяжести и могут привести к тяжелым последствиям. Также существуют особые способв1 нанесения удара в жизненно важные центры, окончательный результат действия которых проявляется через определенное время: 3 дня, 3 месяца и т.д. Такие удары Moiyr быть очень опасными, т.к. могут привести к смерти в результате разрушения клеток печени, аневризмы или вторичного шока. Такой эффект может произойти, например, при ударе в органы, богатые жидкостью или просто в легко ранимые части тела. В результате правильного воздействия давление жидкости в них увеличивается, и органы испытывает сильное потрясение.

Современное дзю-дзюцу впитало в себя способы ударной техники различных боевых искусств и разработало огромное количество форм защиты от всех возможных видов ударной атаки. «Неумение наносить удар не позволит вам полноценно защититься от него», — считают многие известные мастера дзю-дзюцу, которые проводят обучение ударной технике в своих школах. Многие современные школы дзю-дзюцу даже вводят в аттестационную программу своего стиля элементы каратэ или рекомендуют ученикам дополнительно посещать занятия по ударным видам Будо.

Учебная программа Бушин-кан дзю-дзюцу также имеет технический раздел, в который входят наиболее часто встречающиеся в поединке удары. Эти движения объединены в комбинации, которые могут выполняться в различных вариациях. Атэ-ми, так называются разрушающие тело ударные приемы, в поединке могут гармонично сочетаться с различными захватами. Одной из основных методик изучения ударной техники в школе Бушин-кан является парная отработка атэми гохон ку-митэ — комбинации из S-ти ударов и защита от них. По заданию учителя, защищающемуся нужно разорвать комбинацию в любой ее точке какой-либо контратакующей техникой. В обучении используются атаки и защиты на всех дистанциях и в разных положениях, например лежа и сидя, что позволяет использовать их в различных ситуациях во время реального поединка. Удары, входящие в арсенал Бушин-кан дзю-дзюцу, наносятся всеми ударйыми частями рук и ног, а также головой, локтями, коленями, бедрами и плечами. В начальную программу аттестации школы в раздел дзю-дзюцу шодэн включены 10 простых и наиболее часто применяющихся техник атеми, объединенных в комбинации. Отработка этих приемов мсокег проводиться с использованием тренажеров, таких, как сунатовара (мешок для отработки ударов), макивара (доска для отработки ударов) и других, а также просто в паре с партнером. Кроме приемов, изучаемых в комбинациях, которые нужно продемонстрировать на экзамене, в учебную программу школы входит

множество других вариантов уцарной техники. Эгй удары применяются в разделе гошин-дзюцу.

На уровнях шодэн и чудэн внимание акцентируется на применении ударов на дистанциях чикама и ма, т.е. на близкой и средней. В основном это одиночные и комбинированные атаки головой, коленями и локтями из разных положений, а также ударные техники голени и предплечья. На уровне окудэн используются точечные воздействия.

В описанных ниже методах атэми ваза для удобства и адаптации используется современная терминология.

6. 7. 8 9.

ОСНОВНЫЕ УДАРНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ

Кэнтос или кэнко — головка плотно сжатого кулака.

Аккэн — кулак с зажатым большим пальцем.

Иппонкэн — кулак с выставленной фалангой указательного пальца.

Накадакакэн —кулак с выставленной фалангой среднего пальца.

Оникэн — «дьявольский кулак» — кулак с выставленным большим пальцем.

Уракэн — внешняя часть кулака.

Сюкко — тыльная часть кулака.

Кэнсуи — мышечная часть кулака со стороны мизинца

Бошикэн — конец выставленного большого, пальца при сжатом кулаке.

Тэгатана или шуто — внешнее ребро ладони.

Юбисаки — концы пальцев руки.

Шотэй или тэйшо — основание ладони.

Торадэ — «тигриная лапа» — ладонь с согнутыми наподобие когтей пальцами.

14. Хайшу — внешняя часть ладони.

15. Ванто или удэ — предплечье.

16. Эмпи или хиджи — локоть.

17. Хидза или ситто — головка колена.

18. Сунэ — голень.

19. Сокуто — внешнее ребро стопы.

20. Сокутэй — внутреннее ребро стопы.

21. Тюсоку или коши — подушечка ступни с натянутыми пальцами.

22. Цумасаки — концы пальцев ноги.

23. Хайсоку — подъем стопы. ‘

24. Какато или эншо — пятка.

25. Атама или дзубу — голова (лоб, затылок или боковая часть).