БУДО И БУ-ДЗЮЦУ

Практически все современные школы боевого искусства, т.е. стили, созданные после краха феодальной системы в Японии (революция Мэйдзи 1868 года), и стили, созданные в 20 веке в других странах на основе классических японских воинских искусств, объединены сейчас под общим названием син будо, т.е. новое будо. Этот термин обобщает целый комплекс дисциплин, в который будо и бу-дзюцу входят как составные части. Большинство современных стилей воинских искусств связаны с традиционные ми искусствами Японии. Основатели ряда современных направлений боевого искусства заимствовали для создания технической и теоретической базы своих школ элементы практики тех дисциплин, которые они изучали. Таким

образом, множество элементов традиционных школ воинской подготовки приобрели в современных школах новые формы, придающие им характерные отличия и оригинальность. "Необходим баланс старого и нового в процессе всего обучения, но следует покончить со сползанием в сторону публичного зрелища, отказаться от спортивных или состязательных моментов", — считает ведущий мастер школы Тояма Рю и основатель собственной школы бу-дзюцу Накамура Рю сэнсэй Накамура Тайсабуро.

Основной целью множества видов современных школ >бу-дзюцу является практика специализированных приемов рукопашного боя. Эти приемы чаще всего используются работниками правоохранительных органов и военных спецпод-разделений. Ряд других школ, претендующих на название бу-дзюцу, созданы в качестве прикладного метода самозащиты и нападения, а также способа духовного развития для обычных людей. Современные бу-дзюцу сохранили духовный аспект сэйси-о теэцу — преодоление мыслей о жизни и смерти. Это характерно практически для всех школ классической направленности, созданных для прикладного применения в бою и руководствующихся принципом буай синкэн себу, т.е. смертельных поединков между воинами профессионалами, что предполагает ведение боя на поражение максимально эффективным способом.

Обучение техническим действиям современного бу-дзюцу основано на методе отработки ката — т.е. комплексов формальных упражнений, т.к. приемы этих школ настолько эффективны, что использование их в спортивном поединке. просто невозможно. В процессе обучения можно заметить широкое использование современных методик физической и психофизической подготовки.

Технические действия современных школ бу-дзюцу предлагают широкий арсенал приемов для самых разных ситуаций, куда входят приемы обезоруживания и обязательные разделы работы с оружием, а также способы ведения

поединка с большим количеством противников. В качестве оружия чаще всего используются палки различной длины, нож и веревка, т.к. это предметы, наиболее часто попадающие в руки в обыденной жизни.

В отличие от сугубо утилитарных целей бу-дзюцу, будо в первую очередь ставит перед собой задачу физического и духовного совершенствования, реализации адепта как личности и активного члена миролюбивого общества.

Эти школы, помимо самообороны, предлагают ученикам занятия атлетической подготовкой и спортом. Современное будо отрицает классические смертельно опасные боевые искусства и предлагает взамен широко развитые спортивные дисциплины. Введенная в будо концепция шиай (соревнования) заменила традиционную идею синкэн себу — поединка до смерти и, превратив врага в соперника, соответственно изменила главную концепцию боя. По мнению многих мастеров, в современных школах будо практически исчез воинский бескомпромиссный дух классических направлений боевого искусства. Соответственно, выполнение технических приемов в будо зачастую превращается в символическое, поединок ведется в игровой манере или в духе спортивного соревнования, предполагающего строгие правила, которые значительно ограничивают возможности применения техники и сам технический арсенал.

Большинство современных школ будо изучают методы поединка с одним невооруженным противником и практически не обучают способам применения оружия. Сама система подготовки не дает адепту знания многочисленных боевых средств и реалий настоящего рукопашного боя.

Следует понимать, что многие современные школы боевого искусства включают в себя элементы из обеих вышеописанных систем. Так, например, школы, в которых изучается техника реального поединка, позволяет, тем не менее, своим адептам периодически участвовать в состязаниях, правила которых, безусловно, имеют ограничения, но

Радищевский Е.Л. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

максимально приближены к реальным. В этих школах, как и в классических воинских искусствах, акцентируют внимание на ката, выполняемые в паре с партнером, на работе с различными видами оружия и на способах обезоруживания. Большую роль здесь играют и методы оздоровления и духовного совершенствования.

Преподаватели многих школ считают, что оружие, которым является отточенная техника бу-дзюцу, не должно попадать в руки морально неподготовленного человека. Они выстраивают систему обучения так, чтобы привести ‘адепта к возможностям применения реальной боевой техники постепенно (не форсируя событий), согласовывая это с развитием его духа. Для этого существуют определенные нравственные постулаты, собранные в правила додзе (додзе кун), знание и следование которым считается важной составляющей процесса обучения. Поэтому, нередко можно видеть, как сугубо техническая система будо на каком-то этапе превращается в бу-дзюцу, включив в себя на определенном уровне мастерства реальные и высокоэффективные приемы и особые методы их тренировки, одновременно исключая спортивные аспекты, допустимые на начальном уровне.

Множество современных дисциплин включают в программу подготовки своей школы различные методы ведения поединка голыми руками и разными видами оружия, не приветствуя жестко очерченной специализации. Некоторые школы, наоборот, практикуют только ограниченный арсенал технических действий, необходимый для выполнения узко очерченных задач. Школы, ориентированные на традиционные боевые искусства Японии, относятся в основном к первой группе, ведь большинство известных японских мастеров прошлого и настоящего, как правило, изучали несколько дисциплин, не специализируясь на какой-либо одной до тех пор, пока не достигали высокого уровня в нескольких школах. Считается, что большинство систем ру

Ра&ишевский Е.А. «Джиу+ёжитсу. Боевое искусство самураев»

копашного боя делает акцент на каком-либо одном его аспекте, но только занятия всеми аспектами боевого искусства позволят стать истинным мастером’.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев