БУКИ ДОРИ (Обезоруживание)

Раздел буки дори в школе Бушин-кан дзю-дзюцу на уровне шодэн включает приемы обезоруживания противни

ка, атакующего ударами короткой дубинки (танбо дори) и ударами ножа (танго дори). Обладатели мастерских степеней изучают также способы обезоруживания противника, вооруженного 120-ю сантиметровой палкой (дзе дори) и угрожающего пистолетом (кендзю дори). Также изучаются способы защиты и обезоруживания при угрозе ножом при плотном захвате (танто но кикен). С официального разрешения ведущего мастера ханши Яна-Эрика Карлссона, 8 дан (Швеция), этот раздел практически полностью заимствован из школы Хоку Шин Ко Рю дзю-дзюцу и не претерпел никаких изменений.

ТАНБО ДОРИ

(Защита и контратака от ударов короткой дубинкой)

Изучая приемы обезоруживания противника, атакующего короткой дубинкой, необходимо понимать, что обычные блокирующие действия, служащие остановке удара, не всегда применимы против атаки вооруженной рукой. Тяжелое оружие типа дубинки или молотка может не удержаться в руке при резкой остановке мощного движения и, вылетев в направлении удара, поразить цель. Следовательно, все действия, направленные на защиту и отбор оружия, должны включать в себя уход с линии возможного продолжения атаки.

В аттестационной программе Бушин-кан дзю-дзюцу на уровне никю (2-й кю) изучается несколько простых способов танбо дори, на основе которых, в дальнейшем, может строиться множество более сложных приемов.

1. Шомен учи — удар сверху вниз по голове. На начальном этапе освоения танбо дори отрабатываются несколько способов контратаки от каждого удара. В первом случае для выполнения отбора оружия при ударе сверху нужно уйти с линии атаки и, после того как противник промахнется, провести рычаг локтя боком (ваки гатамэ). Зафиксировав вооруженную руку и используя принцип рычага, следует отобрать дубинку. Этот прием входит в аттестационную про

грамму дзю-дзюцу и владение им считается обязательным для получения соответствующей степени. В другом случае, уходя вовнутрь, следует блокировать вооруженную руку захватывающим блоком снизу и, не прерывая его движения, сблизившись с противником вплотную, выполнить бросок через плечо (иппон сеои наге или ката гурума). Этот прием выполняется в разделе айки наге, т.к. в идеале предполагает отсутствие остановки и использование принципа ки но нагарэ. В случае с применением ваки гатамэ, когда противник упирается, направление движения меняется и проводится котэ гаеши.

2. Омотэ йокомэн учи — удар сбоку снаружи вовнутрь. Аттестационная форма защиты от этого удара предполагает уход с линии атаки и вход вовнутрь обороны противника. Обычно руку нс останавливают, а продолжают ею движение по кругу. После проведения захвата и удара локтем в грудную клетку (мае эмпи учи), выполняют бросок через спину (иппон сеои наге). Отбор оружия осуществляется с помощью нажатия на локоть сверху (хиджи отоши). На более продвинутой стадии изучения боевого искусства, используя тот же глубокий вход вовнутрь обороны противника, применяется бросок выведением из равновесия по кругу (маваши наге). Эта техника выполняется без остановки и считается сложной, т.к. требует освоение принципа ки но нагарэ. Часто

техники такого рода применяют в поединке с несколькими противниками, бросая одного из них на другого. Если противник успевает упереться и согнуть захваченную руку, нужно провести одну из подножек или они кудаки.

3. Ура йокомэн учи — удар сбоку наотмашь. Удар может наноситься «на пронос» или с отдергиванием оружия для последующей атаки противника. Для защиты и обезоруживания от этого удара аттестационная программа Бу-шин-кан дзю-дзюцу предлагает опрокидывание за счет выведения из равновесия круговым движением (ура уде ото-

ши) и воздействие на предплечье и локоть выкрученной руки (ура уде осае). В этом приеме, используя перемещение по кругу (ирими-генкан), нужно приблизиться к противнику и, зайдя ему за спину, провести бросок. В идеале эта техника проводится без пауз, не останавливаясь и продолжая атакующее движение противника. В случае, когда противник проводит удар и затем отдергивает руку, следует провести болевой прием на плечо согнутой руки (удэ тарами). Как правило, при проведении этого приема дубинкой наносится удар противнику в лицо. Если при этом оружие не вылетело из его руки, болевое воздействие нужно перенести на кисть (котэ тарами) и отобрать дубинку.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев