Выход и переворот из положения, при котором противник находится со стороны головы

1. Для переворота противника из этого положения следует захватить его руки у локтей и перекрутиться так, чтобы можно было упереться коленом ему в бедра. Это положение не позволит ему полноценно использовать ударную технику, т.к. даст возможность контролировать дистанцию. Затем, толкая коленом в сторону вашей выпрямленной ноги, нужно заставить его перевернуться через вас и упасть на спину. Одна ваша рука при этом тянет на себя, а другая -отталкивает противника, помогая ему перевернуться. При необходимости, после этого можно перевернуться, сесть на противника верхом и провести болевой захват или откатиться в сторону для подъема в стойку и разрыва дистанции. Название этого приема — «хиза гурума».

2. Очень эффективным и опасным приемом является переворот противника путем воздействия на шейный отдел его позвоночного столба — хачи маваши. Как правило, техника такого рода запрещена большинством спортивных правил из-за большой возможности травматизма, но, ft поединке без ограничений на захваты или с минимальными ограничениями, она может быть использована. Для применения приема следует захватить голову противника одной рукой, а подбородок — другой и вращательным движением заставить его перевернуться. После этого можно нанести удар коленом в лицо, или, если это не разрешено правилами, перекататься на него.

Ради ш еле кий Е.А. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

УШИРО ТАТЭ ОСАЕ НУКИ

(Выход и переворот из положения, при котором противник сидит у вас на спине)

Это положение считается наиболее опасным в поединке, т.к. в нем вы практически лишены возможности проводить захваты и наносить улары или защищаться от них. Выход из такой ситуации возможен, если ваш соперник еще не успел или только начал проводить какой-либо прием. Принцип выполнения защиты заключен в выведении противника из равновесия, как и в большинстве приемов, изучаемых ранее.

Для выполнения этого приема нужно резким движением сгруппироваться, т.е. подтянуть под себя руки и немного поджать ноги. Неожиданно перенеся вес вашего тела на ноги, вы принимаете положение на коленях и заставляете соперника податься вперед и потерять равновесие. Не прекращая движения, нужно резко дернуться всем телом в сторону вперед, сбрасывая его с себя, а затем резко уйти в противоположную сторону, выскальзывая из-под него. Эта техника возможна в том случае, если все движения проводятся слитно, без пауз, напоминая со стороны движения необъезженного коня на родео. После сбрасывания соперника можно откатиться в сторону для разрыва дистанции или, не разрывая контакта, перейти к борьбе лежа в более выгодном для вас положении.

ТЭ КАНСЭТСУ ВАЗА (Боле’вые приемы на руки)

Существует множество болевых приемов на разные суставы руки. Они включают в себя формы перегибания руки в суставе против естественного сгиба, дожимания по сгибу, выкручивания согнутой руки и другие. В борьбе лежа используют большинство этих технических действий. Прак-тически все виды правил спортивного дзю-дзюцу позволяют применять гораздо больший арсенал болевых воздействий на суставы, чем дзюдо и самбо. В дзю-дзюцу используют технику болевых приемов на кисти рук, на локтевые и плечевые суставы. Ограничениями в дзю-дзюцу являются только приемы воздействия на пальцы, т.к. суставы пальцев очень слабы и, соответственно, эти приемы крайне травматичны.

Данное пособие не ставит перед собой цели познакомить читателя со всем многообразием раздела кансэтсу ваза, но предлагает тщательно разработанную программу изучения основных применяющихся приемов, ориентируясь на выполнение базовых техник из основных встречающихся в борьбе лежа позиций.

КАТА КАНСЭТСУ ВАЗА (Воздействия на сустав плеча)

1. Удэ гарями — выкручивание согнутой в локте руки. Эта техника относится к разделу болевых приемов на плечевой сустав и выполняется в нескольких вариантах. Основной способ применения удэ тарами — это узел руки в положение лежа сверху и поперек противника. В этом случае нужно, не отрывая локоть и предплечье захваченной руки от поверхности татами, скользящим движением обеих рук подвести локоть к его ребрам. При этом нужно прижимать его к полу всем телом. В таком варианте удэ тарами можно выполнять после удержания поперек — йоко шихо гатамэ.

Другим способом выхода на узел руки является проведение удержания верхом (татэ шихо осае) и проведение захвата руки противника из-за его головы. Обычно он не видит особой опасности в такой атаке, т.к. она не позволяет проводить болевое воздействие. Движение должно быть завуалировано, т.е. у соперника до окончания технического действия должно сложиться впечатление, что целью вашей атаки не является его рука. После этого следует перебросить тело в положение поперек противника и, одним движением выдернув руку из-под головы, провести болевой прием.

Вариантом выхода на удэ гарами служит и переход из удержания со стороны головы — ками шихо осае. В этом случае, плотно прижимаясь грудью к груди противника и вращаясь на нем с помощью рук и ног, вы можете резко поменять положение тела и перейти к позиции поперек. Для подготовки атаки можно сначала сымитировать движение в одну сторону, а затем, резко изменив направление, атаковать другую руку.

Этот же прием может выполняться из сковывающего захвата скрещенными ногами снизу. Однако в таком варианте у противника остается возможность нанести удар рукой в голову. Для того чтобы избежать сильного удара, нужно прижаться всем телом и головой к его корпусу.

2. Гьяку удэ гарами. Одним из вариантов использования болевого приема на плечевой сустав узлом руки является обратный узел. Некоторые школы дзю-дзюцу называют эту технику уширо удэ гарами, другие относят ее к раз-

делу ура ката-ха (загибы руки ча спину). Эта техника похожа на уд о тарами, ча исключением того, что в ней плечо противника поднимается вверх. Применение данною приема возможно из разных положений, но наиболее часто используется позиция поперек и позиция снизу. Принципы выполнения приемов идентичны.

Эта же техника используется и в качестве защиты от рычага шеи подмышкой. В этом случае выворачивание руки производится при помощи давления шеи и всего тела на руку противника с последующим опрокидыванием его лицом вниз. Для того чтобы не дать ему возможности уйти от приема с помощью кувырка, следует зацепить его ногу своими ногами.

3. Кеса удэ тарами. В раздел болевых приемов на плечевой сустав входят и другие формы удэ тарами.

Одним из часто встречающихся приемов, выполняемых после удержания сбоку (кеса осае), является кеса удэ тарами. В этой технике вы цепляете согнутую руку противника в свой подколенный сгиб и воздействуете на его плечо

скользящим движением своих ног. При этом нужно сохранять захват шеи и головы соперника и прижиматься к нему во избежание удара свободной рукой или зацепа ногой. Для того чтобы разорвать захват противника в случае, когда он сцепил руки в замок, применяется еще одна из форм этого приема — подъем плеча предплечьем. При этом нужно прижимать голову соперника к его плечу. Это воздействие очень болезненно и само по себе может привести к победе, заставив противника сдаться. Чтобы избежать контрприемов, здесь нужно прижиматься к атакуемому всем телом.

4. Are удэ тарами. Мало распространенной, но очень эффективной техникой является выкручивание согнутой руки наверху, выполняемое из положения снизу против соперника, пытающегося провести удержание поперек (йоко шихо гата-мэ). В этом приеме важно крепко удерживать свободную руку противника, не давая ему наносить удары, передвигаться и уходить от болевого воздействия.

Этот же прием может быть проведен из положения удержания противника лицом вниз сбоку. В этом случае воздействие проводится одной рукой, а другая рука крепко удерживает соперника.

5. Они кудаки. Техникой, пришедшей из древности, но с успехом применяющейся до сих пор, является они кудаки -«разрушение демона». Это одна из форм удэ тарами — выкручивания согнутой руки для воздействия на плечевой сустав. Прием может выполняться сидя верхом на сопернике, а также снизу, захватив его обеими ногами.

ХИДЖИ КАНСЭТСУ ВАЗА (Воздействия на локоть)

Этот раздел болевых приемов наиболее обширен в технике борьбы лежа. Он представляет собой множество технических действий, выполняемых руками и ногами из разных положений.

1. Удэ хишиги дзкщзи гатамэ — крестообразный рычаг локтя между ногами. Это самый распространенный болевой прием на руку во всех видах спортивной борьбы. С помощью прыжка или приседаниея его возможно выполнить даже из стойки, не говоря уж о борьбе лежа. Данное пособие рассмотрит только несколько основных позиций для выхода на рычаг локтя.

Основным положением для выхода на удэ хишиги дзюд-зи гатамэ является положение сбоку от противника, при котором он лежит на спине или на боку. Обычно он принимает такое положение при падении после броска или опрокидывания или когда хочет перевернуться со спины на живот. В этом случае, используя вес вашего тела, нужно откинуться на спину, предварительно захватив его предплечье обеими руками. Одна нога при этом закидывается противнику на шею, чтобы не дать возможности подняться, а другая, согнутая в колене, не давая перевернуться, упирается в ребра. Колени ► нужно максимально плотно свести друг с другом.

Другой формой выхода на этот болевой прием является ками удэ хишиги дзюдзи гатамэ, т.е. крестообразный рычаг локтевого сустава из положения верхом. Этот прием почти идентичен основному варианту, но обе ноги в нем ложатся на противника, придавливая его у шеи и груди.

Кузуре удэ хишиги — рычаг локтя из удержания со стороны головы. Эта техника выполняется, как и основной вариант болевого приема, после ками осае. Быстрым движением, возможно после обманного рывка в какую-нибудь сторону, вы подводите голень одной ноги к корпусу противника и закидываете ему на шею другую ногу. При этом рука противника оказывается у вас подмышкой.

Отэи гатамэ — часто встречающийся в дзюдо и самбо вид выхода на рычаг локтя кувырком. Для выполнения этого приема нужно крепко захватить руку противника, стоящего на четвереньках, перекинуть ногу ему через голову и кувыркнуться вперед. Ноги при этом толкают соперника, вовлекая его во вращение, и выводят в положение лежа на спине, с рукой, захваченной на рычаг локтя между ног.

Одним из наиболее часто применяющихся выходов на данный прием является рычаг локтя снизу, из сковывающего захвата ногами. Для его выполнения нужно упереться одной ногой в бедро противника и перебросить другую через его голову, сохраняя при этом крепкий захват его руки.

Крестообразный рычаг локтя хорошо проходит в комбинации с другими приемами, например, после неудавшейся попытки провести удэ хишиги — рычаг локтя упором руки в плечо. В этом случае сначала нужно упереться коленом в живот противника, а затем выполнить большое круговое движение другой ногой, перекидывая ее через его голову. Прием часто бывает неожиданным для соперника, т.к. более удобной для атаки считается ближняя рука.

W

2. Иоко удэ хишиги — рычаг локтя боком. Этот прием похож на предыдущий, но выполняется в положении лежа на боку. Обычно он начинается из положения сидя верхом на животе противника, когда при попытке применить ками удэ хишиги дзюдзи гатамэ, тот начинает поворачиваться на живот. Не прекращая своего движения, нужно изменить направление выполнения приема и, перевернувшись на бок, провести рычаг локтя. Этот прием можно выполнить и как отдельное действие, сразу ведя противника в нужном направлении.

Часто этот прием проводится из положения снизу, с удержанием противника ногами. Для этого следует вывести его из равновесия, выбивая колено противника одной ногой, а другую, перебросив через его плечо и заведя под шею, использовать для давления на локтевой сустав.

3. Санкаку гатамэ — рычаг локтя треугольником.

Для выполнения этого приема нужно захватить противника обеими ногами и скрестить их у него за головой. При этом одна нога должна прижимать его шею, а другая проходить у него подмышкой. При выполнении снизу вы полностью застрахованы от нанесения ударов свободной рукой, т.к.

ваше положение позволяет полностью контролировать дис танцию. Еще более удобно положение сзади, со стороны головы противника. Для проведения болевого приема используйте силу всего тела, а не только рук.

4. Хиза гатамэ — рычаг ло!сгя коленом. Это также очень распространенный в борьбе лежа прием, выполняемый из множества положений. Он может проводиться давлением на локтевой сгиб коленом одной ноги или обеими ногами против обеих рук противника.

В первом случае мы рассмотрим выполнение хиза гатамэ из положения лежа на боку. При этом руку противника нужно плотно зажать подмышкой.

Риохиза гатамэ — рычаг локтей противника обеими коленями. Этот прием выполняется из положения снизу. Для

его выполнения нужно упереться ступнями в бедра соперника и сводить колени, разводя при этом его предплечья в стороны своими руками.

Ками хиза гатамэ — вариант, при котором болевой прием выполняется сидя верхом на противнике.

Иоко хиза гатамэ — выполнение рычага локтя сидя сбоку от лежащего противника.

S. Ваки гатамэ — рычаг локтя боком. Эта техника широко используется в традиционном дзю-дзюцу и может выполняться из различных позиций, как в стойке, так и лежа. В данном пособии мы рассмотрим только несколько положений для применения ваки гатамэ.

Наиболее простым способом применения этого приема является рычаг локтя боком, на противнике, упирающемся в татами ладонями и коленями. В этом случае можно выполнить основную или обратную форму (уширо ваки гатамэ) этого технического действия.

Очень эффективно использование ваки гатамэ из положения сбоку от лежащего противника, когда он отталкивает вас рукой. Эта техника идентична выполнению ваки гатамэ из удержания сбоку (кеса осае).

Можно успешно применять уширо ваки гатамэ из положения удержания со стороны головы — ками шиха гатамэ. Это техническое действие проводится в тот момент,

когда противник отталкивает вас от себя и позволяет вам выпрямить свою руку.

Положение сидя верхом на спине противника делает рычаг локтя боком очень эффективной техникой, т.к. противник не видит и не понимает атаки до самого последнего момента. Уширо ваки гатамэ будет наиболее удобной техникой, если противник упирается в татами предплечьями. В этом приеме вы действуете против руки соперника всем весом вашего тела.

Существует еще множество форм выхода на рычаг локтя боком, применяющихся в комбинациях с различными переворотами и другими техническими действиями, но объем данного пособия не представляет возможности описать все многообразие технических и тактических приемов, входящих в раздел нэ ваза.

6. Хиджи макикоми — рычаг локтя обвивом. Этот прием, часто встречающийся в классических формах дзю-дзюцу, известен под несколькими названиями. В некоторых школах дзюдо и дзю-дзюцу его называют удэ хиши-ги. Обычно этот прием выполняется из положения сбоку от противника при упоре коленями в его голову и живот. Также возможно его использование, сидя верхом на животе соперника или стоя на одном колене. Для выполнения болевого воздействия лучше всего использовать обе руки, сцепив их методом «ладонь в ладонь».

7. Тэнбин гатамэ — перегибание локтя через плечо или предплечье. Прием выполняется в положении сбоку от противника, стоя на одном колене или сидя верхом на его животе. Для его успешного применения нужно удерживать плотный захват одежды противника, чтобы не дать ему возможности развернуться и уйти от болевого воздействия.

8. Удэ дзюдзи гатамэ — рычаг локтя скрещенными руками. В этом приеме одна рука удерживает предплечье руки противника, а другая давит предплечьем на его локтевой сустав. Атакуемая рука соперника при этом захватывается подмышку. Эта техника может выполняться из множества положений. Обычно ее применяют после выполнения броска с падением (сото макикоми), при котором рука противника зажимается подмышку, или после удержания кеса гатамэ. Она может применяться и в положении сбоку от противника, лежа на спине. Часто этот прием выполняется из удержания со стороны головы — ками шихо гатамэ. В этом случае вы переходите в положение сбоку от противника, оказывая давление корпусом на его голову, и выполняете перегибание локтя через предплечье.

Существует еще несколько вариантов выполнения рычага локтя скрещенными руками. Мало распространенным, однако, очень эффективным является вариант выполнения этого приема без захвата руки подмышку. В этом

случае противник лежит лицом вниз. При этом давление на локоть осуществляется наружной частью предплечья. Для эффективного применения нужно плотно удерживать противника ногами или корпусом.

9. Каннуки гатамэ — техника, идентичная предыдущей, но выполняемая лицом к противнику. Может применяться сидя верхом на его животе, сбоку или снизу, при сковывающем захвате ногами. Рукой нужно упираться в плечо противника, не давая ему согнуть руку.

10. Аши гатамэ — перегибание локтя через ногу. Этот прием может выполняться в нескольких вариантах. Наиболее часто встречающимся в поединках является кеса аши гатамэ — рычаг руки из положения удержания сбоку. При этом нужно прижиматься к противнику всем телом, чтобы не дать провести контрприем или нанести удар.

Другой формой рычага через ногу является упор локтя в бедро снизу. Это возможно в положении, когда противник стоит, упершись руками и коленями в татами, а вы находитесь сбоку от него. Используя давление всего тела, можно легко травмировать руку соперника, если он будет упираться.

КОТЭ КАНСЭТСУ ВАЗА (Воздействия на кисть)

1. Котэ тарами — дожим кисти узлом. Этот прием очень часто применяется в борьбе лежа по правилам различных версий спортивного дзю-дзюцу. Однако, он широко распространен и во многих традиционных школах этого боевого искусства. Обычно эта техника выполняется в комбинации после попытки провести крестообразный рычаг локтя между ногами — удэ хишиги дзюдзи гатамэ. В этом случае, если противник сгибает захваченную руку, вы можете перейти на узел кисти практически из любой начальной позиции. При этом вы можете находиться сверху, оседлав соперника, сбоку, забросив на него ноги или сев на него, либо снизу, при переходе на болевой прием кувырком. Проведение дожима кисти в этих случаях является достаточно легкой задачей, т.к. противник, сопротивляясь рычагу локтя, сгибает руку и, таким образом, сам помогает выполнению узла кисти.

Котэ тарами может выполняться отдельно, без всяких комбинаций, в качестве прямой, атаки или контратаки. Прием выполняется силой мышц обеих сцепленных рук и всего тела против мышц предплечья противника, что обеспечивает огромное преимущество.

2. Котэ маваши — вращение кисти по кругу. Это древняя техника с успехом применяется в современных поединках в борьбе стоя и лежа. Наиболее эффективно ее воздействие в положении сидя верхом на животе противника, когда он, упираясь в грудь или плечи, отталкивает вас руками. Плотно удерживая кисть, нужно надавить локтем на предплечье или локоть соперника и провести болевое воздействие. Этот же прием можно применить из положения снизу, обхватив противника ногами.

3. Котэ хинери — скручивание кисти. Технику котэ хи-нери удобно применять против раскрытой кисти противника, упирающегося в ваше лицо, шею или грудь. В этом приеме вы выкручиваете кисть противника обеими руками, поднимая его локоть вверх. Обычно прием проводится в положении сидя верхом на животе соперника или из удержания сбоку (кеса гатамэ), когда он пытается отогнуть вашу голову для проведения контрприема. Встречается также применение техники котэ хинери из положения снизу, обхватив противника обеими ногами.

251.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев