ИСКУССТВО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЕЛА

Перемещения тела, используемые в боевых искусствах, можно классифицировать на передвижения различными видами шагов, бегом, прыжками, различными способами движения ползком, а также перемещения акробатическими элементами, кувырками и перекатами.

На начальном этапе ученик изучает перемещения шагом и кувырком. Остальные виды тай хэн-дзюцу изучаются в специальных разделах и применяются в особых ситуациях.

Способы перемещения кувырками и перекатами можно разделить по цели, по начальному положению и по направлению падения.

По цели падения:

1. Тай сабаки — падение и перекат или кувырок как способ перемещения тела (в том числе на разной поверхности, например, с горы, в высокой траве, на песке или на полу в комнате, среди мебели).

2. Каваши — падение как способ ухода от ударной или борцовской атаки противника, например диагональный кувырок за спину противника при атаке палкой в верхний уровень.

3. Атэми- падение или кувырок как способ нанести удар, например пяткой при выходе из кувырка по лежащему или стоящему противнику.

4. Укеми — падение как способ самостраховки при ударе о землю.

5. Падение как тактический прием ввести противника в заблуждение относительно своих реальных возможностей, например имитация травмы или смерти.

По начальному положению:

1. Падение с высоты (в том числе на различные виды поверхности, например, с крыши на стоящего противника, с забора на жесткий или мягкий грунт и пр.)

2. Падения из различных стоек (в том числе между препятствиями или под ними, например, под столом или между предметами мебели в комнате).

3. Перекаты и кувырки из положения на коленях или на корточках.

4. Перекаты и кувырки, лежа на земле, из разных положений.

5. Перекаты и кувырки с ограничением подвижности, например при захвате за руку в борьбе.

По направлению падения:

1. Падения, перевороты и кувырки вперед, в том числе через препятствия.

2. Падения, перевороты и кувырки в сторону, в том числе через препятствия.

3. Падения, перевороты и кувырки назад, в том числе через препятствия, например падение со стула.

4. Падения, перевороты и кувырки по диагонали.

5. Подъемы в стойку или в позицию на коленях из положения лежа на спине, на боку или лицом вниз.

УКЕМИ

ИСКУССТВО СПАСЕНИЯ ТЕЛА

Часто на показательных выступлениях мастеров боевых искусств можно увидеть совершенно головокружительные полеты их противников, отбрасываемых опытной рукой мастера. Легким поворотом кисти профессионал заставляет соперников вращаться вокруг горизонтальной оси на значительной высоте над татами. Самые невероятные падения, как ни странно, оканчйваются мгновенным подъемом упавшего в боевую позицию и новой атакой.

Что же это? Театрализованное представление, где каждый участник знает свою роль и подыгрывает, послушно падая и кувыркаясь, как велит строгий взгляд сэнсэя, или ре

альная боевая техника, демонстрирующая высочайший уровень взаимодействия партнеров, дающих друг другу возможность изучать и практиковать сложные высококоординированные технические действия?

То, что можно принять за красивую постановку, — на самом дело сложное искусство, являющееся составной частью практически всех видов будо — укеми (дословно — искусство спасения тела).

На примитивном уровне укеми — это определенные способы самостраховки при падениях, которые изучаются в боевых искусствах с самого начала практики. На более высокой ступени развития воина — это способ реагирования, защищающий тело не только при падении, но и с помощью самого падения.

Рассмотрим одну из наиболее часто встречающихся форм укеми как способ защиты от скручивания кисти, дожимая ее в сторону естественного сгиба — котэ гаеши или омотэ котэ гьяку в некоторых традиционных школах. При не очень быстром движении применение этой техники опрокидывает противника на спину за счет болевого воздействия на кистевой сустав. При резком же рывке человек никак не успеет упасть до того, как его кисть будет сломана. Это происходит потому, что его предплечье зафиксировано находящимся в устойчивом положении телом и не имеет полной свободы вращения вокруг своей оси. Если же тело атакуемого находилось бы в воздухе и вращалось в такой же плоскости, что и захваченная на болевой прием рука, нагрузка на кистевой сустав практически была бы сведена к нулю. Именно для этого захваченный на прием партнер выполняет амплитудный полет — укеми, сознательно вылетая в воздух, и именно это вызывает у многочисленных критически настроенных зрителей пренебрежительные реплики: «поддался», «прыгнул сам» и пр.

Действительно, вы прыгаете сами, но не поддаетесь при этом, доставляя удовольствие зрителям и партнеру, а

спасаете свое тело, в данном случае кисть руки, от травмы, зная, что правильная техника падения позволит вам без травм и других последствий мгновенно продолжить тренировку или поединок.

Однако туг существует опасность, увлекшись различными формами укеми-реагирования оказать медвежью услугу своему партнеру. Это совершенно реально, если вы проводите укеми тогда, когда в этом нет острой необходимости. В этом случае вы не даете партнеру изучить правильную технику и вызываете обманчивую уверенность в своем техническом совершенстве. Привыкнув к тому, что при легком нажатии или толчке противник вылетает в укеми, человек, проводящий прием, может оказаться в очень неприятной ситуации, встретив нежелающего подыгрывать ему противника. Укеми следует проводить только тогда, когда вы чувствуете, что дальнейшее приложение силы приведет к выведению из равновесия, броску или болевому воздействию, но никак не раньше! Более того, если партнер вошел на прием неверно, не провел кузуши (выведение из равновесия) или нереально осуществил болевой захват, вам следует, не поддаваясь, показать ему нереальность его действий.

В дзю-дзюцу школы Бушин-кан изучается множество способов укеми, пять основных приемов которых составляют базовую форму — укеми но ката. Это не очень сложные в техническом исполнении способы самостраховки при падении. На основе этих действий в дальнейшем изучаются более сложные приемы. Методы тренировки укеми бывают чрезвычайно разнообразными и могут включать различные прыжки через препятствия, падения с предметами в руках, многократные перекаты и кувырки в разных направлениях и многие другие упражнения.

УКЕМИ НО КАТА

L Зэнпо укеми или мае укеми — самостраховка при падении вперед. В этом приеме нужно падать на согнутые

Радишевский Е.А. «Дмсиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

руки ладонями вниз. Сначала пола касаются кисти рук, затем предплечья. Нужно напрячь мышцы брюшного пресса и опираться на руки и подушечки ступней, чтобы удержать корпус на весу и не коснуться коленями пола. Для защиты от возможной атаки сзади не следует разводить ноги широко в стороны. В реальной боевой ситуации необходимо мгновенно развернуться на бок или на спину и занять защитную позицию для поединка лежа. На продвинутом уровне нужно выполнять это падение прыжком.

2. Зэнпо кайтэн укеми или мае кайтэн у кем и — са-мостраховка кувырком при падении вперед. Используя этот способ страховки нужно выполнить диагональный кувырок через плечо. В зависимости от ситуации падение продолжается до подъема в боевую позицию или останавливается на полу с помощью хлопка ладонью. Способ самостраховки с жесткой фиксацией тела в позиции лежа применяется при падении от броска, когда вы не можете перейти в перекат, т.к. ваша рука не отпущена противником.

При остановке лежа свободная рука лежит ладонью на животе, одна нога полностью вытянута, останавливая падение, а другая — сгибается для возможной контратаки. .Этой ногой можно нанести удар по противнику, даже если он не наклонился. Из этого же положения можно вовлечь

противника в падение за вами (через вас), т.к. площадь

\

вашей опоры значительно больше площади опоры двух его ступней и центр тяжести у вас ниже, чем у него. Если движения вашего рывка будут синхронизированы, то противник, не успев выпрямиться от своего же броска, полетит на пол следом за вами. На продвинутом этапе освоения техники укеми этот способ самостраховки выполняется прыжком с переворотом в воздухе и падением на бок без касания пола спиной.

3. Йоко укеми — самостраховка при падении на бок.

При выполнении этого способа страховки нужно плавно упасть на бок, смягчая падение хлопком ладонью по полу. Конечная позиция соответствует позиции, принимаемой при падении кувырком вперед. Подняться в стойку можно, используя инерцию возвратного движения или откатившись в сторону. Как и другие приемы самостраховки, йоко укеми усложняется прыжком.

4. Кохо укеми или уширо укеми — самостраховка при падении на спину. В этом приеме следует плавно перекатиться с ног на лопатки, смягчая и останавливая падение хлопком ладонями по полу. Ноги скрещиваются, защищая пах от возможной атаки. Подъем в стойку осуществляет

ся на возвратном движении, руки при этом принимают боевую позицию. На продвинутом уровне это падение осуществляется прыжком прямо на лопатки, без касания пола другими частями спины.

5. Кохо кайтэн у кем и или уширо каитэн укеми — са-мостраховка при падении кувырком назад. Этот способ са-мостраховки соответствует способу падения диагональным кувырком вперед через плечо, но выполняется в противоположную сторону. Вставая, необходимо сразу же принять боевую позицию и быть готовым к защите или атаке.

Во многих школах боевого искусства в раздел укеми включены различные способы кувырков, подъемов, перекатов и других приемов использования акробатики в боевых целях. В Бушин-кан дзю-дзюцу применяются несколько упражнений, используемых для развития координации и ловкости. Упражнения этого комплекса служат для развития вестибулярного аппарата учеников, но не входят в обязательную аттестационную программу. Как правило, в школах боевых искусств их используют после разминочных упражнений в начале тренировки.

Предлагаемые ниже комплексы выстроены по степени сложности и выполняются без пауз по 5 — 10 раз подряд в среднем темпе.

Комплекс 1 (уровень 10-6 кю).

1. Мае кайтэн риотэ- кувырок вперед с помощью обеих рук с выходом в естественную позицию.

2. Мае укеми — жесткое падение вперед на руки.

3. Йоко укеми — перекат в положение лежа на боку с хлопком ладони для остановки.

4. Уширо укеми — опрокидывание назад на спину с хлопком ладонями.

5. Уширо кайтэн риотэ- кувырок назад с помощью обеих рук с выходом в стойку.

Комплекс 2 (уровень 5 — 3 кю).

1. Мае кайтэн мутэ — кувырок вперед без помощи рук с выходом в естественную позицию (возможно с предметом в руках).

2. Мае укеми — жесткое падение вперед на руки прыжком.

3. Йоко укеми — перекат в положение лежа на боку с хлопком для остановки.

4. Уширо укеми — опрокидывание назад на спину.

5. Саю оки огари — подъем разгибом на ноги из положения лежа на спине с помощью рук из-за головы или толчком в бедра.

Комплекс 3 (уровень 2-1 кю).

1. Тоби кайтэн — полет-кувырок t выходом в естественную позицию.

2. Мае укеми — жесткое падение вперед на руки прыжком.

3. Уширо укеми — опрокидывание назад на спину с хлопком ладонями.

4. Саю оки огари — подъем разгибом на ноги из положения лежа на спине без помощи рук.

5. Лтама тэнто — переворот вперед с выходом в стойку с упором руками и головой.

Кроме этого, в Бушин-кан дзю-дзюцу изучаются различные формы отэн («колесо»), отэн кататэ («колесо» через одну руку) и другие акробатические элементы.

АШИ САБАКИ (СИНТАЙ)

Аши сабаки — перемещение тела в пространстве с

помощью ног.

В некоторых школах боевых искусств различные виды передвижений носят название синтай.

Этот раздел является неотъемлемой частью практически всех видов боевых искусств и состоит из нескольких разделов: аруки ваза — передвижения шагом, шикко — перемещение на коленях и тоби ваза — перемещения прыжком. На начальном уровне изучаются только несколько базовых способов перемещения шагом, составляющих аруки но кагга и шикко.

Выполняя аруки, нужно скользить стопами по полу, не поднимая пальцев вверх. Это позволяет быстро передвигаться в любом направлении, не теряя устойчивости. Паль-

цы в статической позиции должны впиваться в пол, как когти, для лучшей устойчивости и укоренения.

АРУКИ НО КАТА

L А Пумы аши — обычный шаг. Аттестационная форма предполагает выполнение айуми аши в позиции зэнкуцу дачи.

Передвигаясь вперед, нужно разогнуть колено опорной ноги и с силой прижать пятку к полу. Пользуясь отдачей, следует вытолкнуть бедра вперед. Правая нога при этом должна плавно скользить вперед. При передвижении центр тяжести должен находиться на одной линии. При перемещении назад (уширо айуми аши) из левой позиции правая нога является опорной. Бедра нужно резко толкнуть назад и перенести вес тела на пятку опорной ноги. После этого следует подвести левую ногу к правой по минимальной дуге и поставить ее назад, немного развернув бедра.

2. Цуги аши — передвижение скользящим шагом. В ката выполняется в позиции рэнодзи дачи — ступни расположены параллельно на ширине плеч, левая нога выставлена вперед. При передвижении вперед сначала шагает левая нога, затем подтягивается правая. При передвижении назад (хики аши), действия проводятся в обратном порядке. При передвижении в сторону (йоко цуги аши), например влево, первой двигается

Радишевский ELA. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

также левая нога. Мощное начальное движение обеспечивается толчком опорной ноги в пол. Бедра постоянно находятся на одном уровне. Дистанция перемещения должна быть короткой, не превышая две длины ступни, т.к. слишком длинное движение может привести к потере равновесия. В некоторых школах этот способ перемещения называется окури аши.

3. Хираки аши — перемещение в сторону с поворотом. В аттестационной форме это перемещение демонстрируется из позиции хейко дачи или дзиготай. Голова все время повернута в сторону противника. Это движение может выполняться вперед или назад. При этом центр тяжести не поднимается. Впереди стоящая нога движется первой, обходя противника и поворачивая тело почти на 90 градусов. Движение сзади стоящей ноги напоминает движение в цуги аши. Для быстрого перемещения следует использовать отдачу, сильно отталкиваясь от пола.

4. Мавари аши — поворачивающий шаг. Выполняется в позиции зэнкуцу дачи. Вначале расположенная сзади нога на полшага подтягивается к бедру. При этом голова, бедро и ступня опорной ноги находятся на одной оси. Быстро вращаясь, нужно развернуть корпус и бедра на 180 градусов и, постоянно сохраняя взгляд направленным в сторону поворота, шагнуть в такую же позицию, сменив стойку на противоположную. Вес тела переносится одновременно с поворотом корпуса.

5. Ирими-тэнкан — движение вперед с амплитудным поворотом по кругу на 180 градусов и сменой позиции. Упражнение обычно демонстрируется в стойке зэнкуцу дачи. В этом способе перемещения правая нога шагает вперед и останавливается впереди, примерно на ширине плеч. После этого, без пауз, нужно повернуться на правой стопе на 180 градусов влево и отвести левую ногу назад дугообразным амплитудным движением, меняя стойку на противоположную. Это упражнение выполняется с использованием позиции рук на уровне пояса (чудан но камаэ). В некоторых случаях шаг выполняется правой ногой, приводя ее к левой почти вплотную. Затем проводится поворот, как и в первом варианте.

Радишевский Е.Л. <<Джиу-джитсу: Боевое искусство самураев»

шикко

Этот способ перемещения характерен для культурных традиций древней Японии. С ним связаны разделы сувари ваза и ханми хандачи ваза — выполнение технических действий сидя на коленях против сидячего или стоящего противника. Эти разделы используются как один из тренировочных методов и как дань традиции. Кроме того, в реальном поединке часто встречаются положения на одном колене — катахиза камаз.

Выполняя шикко, нужно распределять вес тела равномерно между ногами, стараясь держать ступни максимально близко. Для передвижения из левосторонней позиции, опуская левое колено вперед, нужно одновременно подтянуть вперед правую ступню. После этого, поворачиваясь на левом колене и подтягивая левую ногу, нужно вывести вперед правое колено.

Повороты в этом положении осуществляются так же, как и в стойке.

Ради ш веский Е.А. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

КАВАШИ
ТЕХНИКА УХОДОВ И УКЛОНОВ

Важной частью всех видов боевых искусств является ка-ваши — техника уклонов и уходов. Составными частями искусства каваши служат техника перемещения тела в пространстве с помощью ног (аши сабаки) и с помощью движений корпуса (тай сабаки). В некоторых школах боевого искусства оба этих раздела изучаются под общим названием тай сабаки. Различные формы каваши применяются вместе с блокирующими движениями, т.к. уход с линии атаки противника — это элемент защитной техники. Особенно важным это становится при обучении технике обезоруживания — муто дори. Известны школы боевого искусства, предлагающие ученикам различные методы укрепления тела для выдерживания сильных ударных воздействий. В обучении дзю-дзюцу также присутствуют элементы таких упражнений, в том числе специальная дыхательная гимнастика, служащая тем же целям. Однако первостепенное значение уделяется всеже уходу с линии атаки. Привычка полагаться на свою способность выдерживать удар, даже проверенная на практике, может сослужить плохую службу в бою, не ограниченном никакими условностями, т.к. самое подготовленное к принятию ударов тело становится беспомощным в случае атаки ножом или другим видом колющего или режущего оружия. Стереотип ведения поединка, выработанный многолетней практикой, не всегда позволяет быстро перестроиться в непривычной ситуации.

Каваши но ката в Бушин-кан дзю-дзюцу — это комплекс, состоящий из пяти базовых способов уклонения от ударной атаки, направленной в корпус или голову. В аттестационной форме атака противника четко определена, но в процессе тренировки она может изменяться по форме, ритму и скорости выполнения.

В ката атакующий последовательно наносит прямые удары кулаком в голову и корпус, а демонстрирующий технику каваши выполняет уход от удара из естественной пози

ции. После использования каждого приема следует возвращаться в естественную позицию. Закончив упражнение, нужно выполнить поклон друг другу, символизируя взаимоуважение и благодарность.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев