(Искусство самообороны)

«Без понимания истинного принципа победить а битве невозможно.»

Миямото Мусаши, «Горин но шо».

Важнейшим разделом Бушин-кан дзю-дзюцу является искусство применения изученной классической техники для защиты от самых разнообразных атак противника. Овладение кихон ваза, т.е. базовой техники, — это первоочередная •задача, стоящая перед адептом любой школы боевого искусства. А умение применять эту технику в реальной ситуации — конечная цель для него. Изучение различных приемов без умения их использовать — не более чем пустая трата времени, как и практика тренировочных поединков без изучения основных технических и тактических принципов.

Тренировка гошин-дзюцу в общем тренировочном процессе неразрывно связана с практикой базовых ката, рэнзо-ку ваза и каеши ваза. Научившись правильному выполнению приемов на неподвижно стоящем партнере, нужно тренироваться в применении этой же техники в динамике, защищаясь с ее помощью от различных видов атаки.

В тренировках по самозащите в Бушин-кан додзе используются изученные базовые приемы, входящие в ката. Например, по заданию преподавателя отрабытываются все основные формы наге но ката, кансэцу но ката или шиме но ката, но не из тренировочной позиции, а в условиях поединка, в комбинации с блоками и ударами.

На начальном этапе изучения гошин-дзюцу тренируют приемы самозащиты от простых одиночных атак захватом или ударом. Освоив эту технику, переходят к изучению более сложных комбинированных приемов, объединяющих захваты с ударами и серии ударов. Изучаемые на уровне сандан (3-й дан) технические действия из раздела каеши ваза также являются способами гошин-дзюцу, т.к. представляют собой

способы защиты от приемов, которыми вас атакует противник. Как правило, демонстрируя технику гошин-дзюцу, в качестве приемов самозащиты применяют не одиночные технические действия, а комбинации движений, сложность которых определяется уровнем подготовки исполнителя.

Основные приемы гошин-дзюцу оканчиваются обездвиживанием противника при помощи техники болевых удержаний (осае ваза), травмирующих болевых приемов (кансэцу ваза), удушений (шиме ваза) или добивающих ударов (атэми ваза). После выполнения всех этих приемов следует принять’ боевую позицию и быть готовым продолжать поединок с другими атакующими. Даже взяв противника на болевой контроль с целью конвоирования, следует сохранять боевую готовность и иметь возможность отражать последующие атаки. Важным моментом в окончания приемов самозащиты является сохранение прямого положения позвоночного столба. Если прием гошин-дзюцу закончился в положении лежа, необходимо, сохраняя полный контроль над противником, подняться и принять боевую позицию.

Во время практики гошин-дзюцу необходимо постоянно сохранять заншин. Нужно видеть противника и окружающих, не концентрируя при этом взгляд на ком-либо конкретно.

Раздел искусства самообороны гошин-дзюцу как неотъемлемая составная часть состоит в аттестационной программе практически всех школ бу-дзюцу и отражает все основные стилевые особенности каждого конкретного вида боевого искусства. Во многих школах вся экзаменационная программа состоит только из приемов самозащиты. В Бу-шин-кан дзю-дзюцу кроме самообороны сюда входят еще несколько разделов, знание которых необходимо для получения более высокой степени в этом виде боевого искусства.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев