ИСТОРИЯ ДЗЮ-ДЗЮЦУ

В переводе с японского языка дословно дзю-дзюцу означает "мягкое искусство" и представляет собой систему подготовки воина, разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система ближнего боя создавалась многими поколениями мастеров и, пройдя через века, стала системой, не имеющей себе равных. О создании дзю-дзюцу и о мастерах этого боевого искусства существуют множество легенд и сказаний. Первым упоминанием о дзю-дзюцу многие авторы и историки »считают описанную в начале 8-го века в "Книге старинных вещей" битву между двумя, славящимися огромной силой божествами Синто Такэми-наката-но-ками и Такэми-кад-зути-но-ками. Такэ-ми-кадзути, использовав тайные методы энергетического воздействия, одержал убедительную победу, "превратив в лед" и сломав запястье своего противника и обратив его в бегство.

Одна из версий происхождения дзю-дзюцу говорит о мастерах китайского боевого искусства Цинна, которые приехали в Японию с целью проповедования буддизма или конфуцианства и, поселившись в монастырях и селениях, стали обучать своему искусству немногочисленных близких учеников. Следует заметить, что 72 классических приема Цинна очень напоминают техники японского дзю-дзюцу, дошедшие до нас из глубины веков. Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского дзю-дзюцу. Некоторые источники утверждают, что, соединившись с техникой, существовавшей в Японии с давних времен в виде борьбы Сумо (36 базовых техник которой практикуются до сих пор), китайские приемы Цинна послужили базой для создания некоторых школ дзю-дзюцу.

Наиболее известная версия происхождения дзю-дзюцу говорит о японском враче Акаяма Широбеи, изучавшем в

V

Радишевский Е.Л. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

Китае медицину и боевое искусство. Вернувшись на родину, он, размышляя зимой в своем саду, увидел, как тонкая ветка, прогнувшись под тяжестью снега, сбрасывает его с себя, тогда как более толстые ветви ломаются под его весом. "Поддаться, чтобы победить!" — воскликнул врач, приняв этот принцип за основу своей школы. Уединившись на несколько лет, он разработал комплекс приемов, получившийвпоследствии название Ероикумиучи, что буквально означает "боевые защищающие латы". На протяжении веков это название менялось много раз. Борьба была известна под названиями Явара, Коси но мавари, Когусоку и другие. Через несколько сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип мягкости в своих приемах, стали называться дзю-дзюцу. Многие прикладные техники этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение определялось тяжелым боевым доспехом самурая, однако дзю-дзюцу продолжало развиваться и идти в ногу со временем.

Исторические хроники описывают множество случаев, демонстрирующих действенность приемов дзю-дзюцу, выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого искусства, специализирующиеся на обучении фехтованию на мечах и приемам боя с другими видами холодного оружия, имели в своем арсенале технические действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество, так как в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание. Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических действий с другими видами оружия, включая и "нестандартные" формы. При использовании оружия гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. Впоследствии обучение владению своим телом привело к популяризации дзю-дзюцу как отдельного боевого искусства, которое в свою очередь стало включать в себя техники боя с оружием.

14

Одним из наиболее ярких случаев применения приемов дзю-дзюцу, описанных в исторических хрониках средневековья, был поединок известнейшего мастера фехтования, основателя школы Ягю Синкагэ, Ягю Мунэеси против выдающегося политика и военачальника Токугава Иэясу, где первый использовал технику "меч не меч" На одной из демонстраций находящийся уже в пожилом возрасте великий мастер голыми руками обезоружил несколько лучших воинов Иэясу, атакующих его мечами в полную силу. В конце выступления сразиться с мастером решил сам сегун: "Иэясу июднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси. Но в последний момент Мунэеси вывернулся и отвел удар, захватив рукоять меча. В следующее мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: "Я восхищен! Вы победили". (Сугавара.)

Не менее ярким был и другой вариант этого вида искусства, продемонстрированный некоторое время спустя следующим носителем традиции той же школы, мастером Ягю Мунэнори, против сегуна Токугава Иэмицу, который пожелал проверить умение своего учителя фехтования: "Войдя на аудиенцию к сегуну, Мунэнори сел и положил ладони на татами, как делали все вассалы, выказывая тем самым свое почтение господину. Внезапно Иэмицу схватил копье и попытался ударить ничего не подозревающего Мунэнори, но в следующее мгновение с удивлением обнаружил себя распростертым на полу! Мунэнори почувствовал намерение сегуна еще до того, как тот сделал первое движение, и сбил его с ног, когда он собирался нанести удар". (Сугавара.)

Традиционные школы дзю-дзюцу активно использовали броски, болевые и удушающие приемы и ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные окончания и суставы концами или фалангами паль

15

цев, разными частями ладони, локтем, коленом и ступней. Известным случаем применения ударной техники в классическом дзю-дзюцу является описанный в исторических хрониках поединок основателя школы дзю-дзюцу Тэнсин Синье Рю мастера Исо Матаэмона одновременно почти с сотней противников, который произошел в провинции Оми в первой половине 19-го века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика голыми руками уложил более 40 человек и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми — ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой созданной им школы, которая включала также приемы школ Ешин Рю и Син-но Синдо Рю. Интересно, что для соревновательной практики в школе был разработан специальный раздел, включающий менее опасные приемы. Реальная программа обучения включает в себя также болевые и удушающие приемы, воздействия на точки нажатием или ударом и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий воздействия на болевые точки и других травм.

Некоторые школы дзю-дзюцу со временем были трансформированы, военно-прикладной аспект был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом приемов дзю-дзюцу школ Кито Рю и Тэнсин Синье Рю — традиционных школ боевой подготовки самураев, из которых он убрал большинство опасных технических приемов, сохранив их, однако, в виде ката. Косики но ката в дзюдо является одной из базовых форм школы Кито рю, сохраненной в аттестационной программе дзюдо как наиболее древний первоисточник. Классическое дзюдо включает в себя 8 базовых ката, среди которых есть и современная форма самообороны от безоружного и вооруженного противника — Кодокан гошин-дзюцу

16

Радищевский ЕЛ. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

но ката, и древняя форма самозащиты, собранная из приемов, известных с 15 века — Кимэ но ката. В эти формы включены приемы искусства нанесения ударов, применение которых запрещено в соревновательном дзюдо, и множество других опасных технических действий.

Другим, завоевавшим огромное количество поклонников искусством стало айкидо, родившееся из традиционного боевого метода самураев клана Такеда. Основатель айкидо О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен как мастер нескольких стилей традиционного дзю-дзюцу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет собой лишенную военно-прикладного акцента версию Дайто Рю айки дзю-дзюцу и основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.

В свою очередь, сформировавшееся в то же время и из тех же корней Хакко Рю дзю-дзюцу является одной из эффективнейших школ реальной самообороны. Наряду с большим количеством боевой техники, направленной преимущественно на иммобилизацию противника болевым воздействием на суставы или на нервные центры, эта школа включает раздел шиацу — точечного массажа, применяемого в соответствии с током внутренней энергии по строго локализованным меридианам. Доскональное знание биологически активных точек и анатомии, входящее в официальную аттестационную программу, сделало эту школу боевого искусства одной из наиболее прогрессивных и популярных, как в Японии, так и в других странах.

Сейчас сложно определить, какая версия происхождения дзю-дзюцу является истинной. Нужно просто признать, что это боевое искусство, в десятках вариаций дошедшее до нас из глубокой древности и опробованное в тысячах сражений, продолжает жить и развиваться в соответствии с изменениями, происходящими вокруг, сохраняя при этом корни и опираясь на более чем тысячелетний опыт. Так как настоящие воины, которыми были самураи, нуждались в абсолютно

1

Радищевский Е.А. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

эффективной и максимально практичной технике боя, дзю-дзюцу выкристаллизовалось в совершенное боевое искусство, приемы которого стоят сейчас на вооружении множества спецслужб в различных странах мира.

18

Радищевский Е.А. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев