КАМАЭ

Камаэ — это положение готовности мгновенно среагировать на любое изменение окружающего мира. В боевом искусстве разделяют два вида камаэ: положение тела и положение духа.

Кокоро гамаэ (положение духа) — это состояние духовной и умственной готовности среагировать на любое изме-

t

нение еще до того, как это изменение произошло.

Ми гамаэ (положение тела) — это позиция, принимаемая для того, чтобы наиболее оптимально реагировать на движения противника.

Основой всех камаэ (защитных позиций) является естественное положение тела — шидзэнтай. В этой позиции тело должно быть расслабленно и устойчиво, что дает возможность естественно и мгновенно реагировать на действия противника. В шидзэнтай нужно немного расставить ноги и равномерно распределить между ними вес тела. Колени нужно расслабить и держать ни полностью выпрямленными, ни согнутыми. Спина держится ровно, сохраняя естественное положение. Живот немного втянут и напряжен. Руки свисают по бокам, плечи опущены.

В поединке принимаются различные положения тела, из которых наиболее часто используются гедан но камаэ, чудан но камаэ и дзедан но камаэ. В гедан но камаэ руки держатся на уровне пояса, в чудан но камаэ — на уровне солнечного сплетения, в дзедан но камаэ — на уровне лица. Кроме того, могут использоваться позиции, при которых левая рука держится на одном уровне, а правая — на другом. Например, гедан-чудан

Радишевскии Е.Л. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

но камаэ или чудан-дзедан но камаз. В реальном поединке используются фронтальные, правые или левые позиции с разными положениями ног. Положение, при котором правая рука расположена впереди левой, называется миги камаэ, положение, при котором впереди находится левая рука, — хидари камаэ. Фронтальное по отношению к противнику положение тела носит название зэнми, естественное положение тела, развернутого под 45 градусов, наиболее часто встречающееся в поединке, называется ханми, позиция боком — оми, а вкручивание корпуса на 45 градусов — гьяку ханми. В миги гьяку ханми т^ло скручено вправо при отставленной назад правой ноге, в хидари гьяку ханми — наоборот.

По отношению друг к другу положения тела противников могут быть определены как ай ханми и гьяку ханми, т.е.

одноименное или разноименное соответственно.

Ай ханми — это положение, при котором вы и ваш противник находитесь в одинаковом положении, например, оба в миги ханми, или оба в хидари ханми.

Гьяку ханми — положение, при котором вы находитесь в разных позициях, например, противник принял левостороннюю стойку — хидари ханми, а вы приняли правостороннюю- миги ханми.

СОКУИ ХО (ДАЧИ)

Положения нижней части тела, бедер и ступней

Положения ног в японских боевых искусствах носят названия дачи но ката или сокуи хо. В дзю-дзюцу обычно используют несколько позиций, часто встречающихся и в других направлениях будо. К каждой стойке есть определенные требования, т.к. только устойчивая и твердая стойка может обеспечить возможность эффективно проводить любые технические действия. Качество выполняемых приемов напрямую зависит от принятой формы тела, в которой положение ног играет фундаментальную роль. Следует понимать, что определяющим фактором устойчивости стойки является высота расположения центра тяжести и площадь, заключенная между ступнями ног. Однако слишком низкая стойка не позволяет развить необходимую скорость для выполнения некоторых технических действий, поэтому позиции ног необходимо изменять в зависимости от ситуации. Во всех указанных ниже стойках позвоночник следует держать выпрямленным и вертикальным.

Следует понимать, что в поединке не стоит принимать особые положения тела перед непосредственным техническим действием. Наилучшей позицией является позиция готовности, из которой вы можете свободно двигаться в любом направлении, и которая не выдает ваших намерений.

Большинство указанных ниже положений являются промежуточными. Они используются во время выполнения каких-либо технических приемов. Их изучение, а также отработка свободного перемещения из одной стойки в другую, является необходимым этапом совершенствования в боевом искусстве.

В традиционном дзю-дзюцу положения ног обычно не выделялись в отдельный раздел и не имели специальных названий. Нижеуказанные японские названия этих позиций заимствованы из каратэ и используются во множестве современных школ.

Позиции готовности:

1. Мусуби дачи — положение со сведенными пятками и развернутыми под 45 градусов в стороны пальцами ног. Это положение считается одной из позиций готовности и обычно используется для приветствия — рицурэй.

2. Хейко дачи — положение с параллельно разведенными на ширину плеч ступнями и немного согнутыми коленями. Из этого положения можно проводить любые технические действия дзю-дзюцу. Эту позицию часто называют шидзен-тай — естественное положение тела.

Боевые промежуточные позиции:

1. Ренодзи дачи — высокая позиция с параллельно расположенными ступнями. Колени должны быть немного согнуты. Эта стойка удобна и естественна. Она подходит для выполнения большинства приемов.

2. Тэйдзи дачи — похожая на вышеописанную стойку позиция, но со ступнями, расположенными в виде буквы «Т». Вес тела может смещаться на любую ногу.

3. Зэнкуцу дачи — стойка с выпадом вперед. В этой позиции 60% веса тела расположено впереди на согнутой ноге, а 40% — на ноге, выпрямленной сзади. Проекция колена должна находиться прямо над стопой согнутой ноги. Стойка может быть как низкой, так и высокой.

4. Шико дачи — это низкая позиция с разведенными под 45 градусов ступнями и сильно разведенными коленями. Корпус нужно держать прямым, вес тела равномерно распреде

-4 Джиу-Джитсу

лен между ногами. В традиционных школах это положение обычно называют дзиготай или дзиго хонтай.

5. Киба дачи — позиция «всадника» с параллельно разведенными ступнями и широко разведенными коленями. Перпендикуляры от коленей должны располагаться над большими пальцами ноги. Проекция центра тяжести должна находиться посередине, между стопами. В некоторых школах классического боевого искусства эта позиция может называться дзиготай или дзиго хонтай.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев