КАТА КАНСЕТСУ НО КАТА

Выполнив болевое воздействие снизу вверх на плечевой сустав противника захватом его руки подмышку, следует опрокинуть его и, приняв позицию на одном колене, прижать его свободную руку к телу, лишая возможности контратаковать.

3. Рю отоши — «опрокидывание дракона». В этом приеме проводится давление на плечевой сустав за счет выворачивания зажатой подмышкой руки и упора ладонью в голову. Легкое усиление давления на голову растягивает и скручивает захваченную руку и может привести к травме плеча.

4. Ура ката-ха — заведение плеча за спину. Этот прием имеет несколько разновидностей. В ката кансетсу но ката на уровне шодан это техническое действие проводится после выведения из равновесия под 45 градусов назад. Выполнив загиб руки за спину, нужно уложить противника лицом вниз и принять устойчивую позицию на одном колене. При необходимости этот прием можно использовать в качестве техники для конвоирования.

5. Шихо отоши — «опрокидывание в четыре стороны». Это одна из древнейших техник самурайского боевого искусства. Важным моментом проведения этого приема является использование кузуши, без которого противник легко может выполнить контратаку. Применение выведения из

к * ——•- — — ———- —

равновесия и плотный контакт с партнером позволяют ис-пользовать шихо отоши как эффективное опрокидывание с болевым воздействием на плечо. Удержание проводится в позиции на одном колене.

Технический раздел кансецу ваза на уровне нидан (2-й дан) включает 5 техник болевых воздействий на суставы ног стоя и 3 техники воздействий на шейные позвонки. Кроме того, изучаются варианты выполнения техники хэнка ваза. Контроли ног в положении стоя выполняются после применения броска кучики даоши от атаки дзедан цуки. В этом случае противник лежит на спине, а вы держите его за ударную ногу, стоя над ним в естественной позиции. После фиксации этого положения последовательно выполняются входящие в ката приемы.

/

АШИ КАНСЕТСУ НО КАТА

1. Ашикуби дзимэ — ущемление ахиллесова сухожилия и рычаг ступни. Это один из наиболее часто применяемых приемов из раздела болевых воздействий на ноги. Существуют несколько вариантов выполнения этой техники, но в ката применяется способ ущемления ахиллесова сухожилия из положения стоя, зажав ступню противника подмышкой и скрестив руки. Лежащий противник так же расположен напротив вас. Болевое воздействие проводится всем телом, прогнувшись назад и наступив ногой на бедро его незахваченной ноги, Аишая тем самым возможности выполнить контрприем.

2. Аши тарами — выкручивание согнутой в колене ноги. В этом приеме производится болевое воздействие на тазобедренный и коленный суставы. Ступню следует приводить к груди лежащего противника, воздействуя на ногу обеими руками и всем весом. Этот прием может не привести к желаемому результату при медленном выполнении, а также если противник обладает повышенной гибкостью в суставах. Поэтому в боевой обстановке его следует выполнять максимально резко. Захваченная нога противника должна огибаться вокруг вашей ноги, поставленной возле его плавающих ребер. В ката этот прием проводится сразу после ашикуби дзимэ.

3. Соку маваши — выкручивание стопы. Эта простая и исполнении техника очень эффективна. В ката прием выпо/К няется, стоя лицом к голове лежащего на спине противника. Ступня противника зажимается подмышкой и вращается обеими руками. Как и в предыдущем техническом приеме, захваченная нога противника огибается вокруг вашей ноги, поставленной возле его плавающих ребер. В ката этот при* ем выполняется следом за аши тарами.

4. Аши хишиги дзюдзи гатамэ — крестообразный ры* чаг колена. Этот прием похож технику уцэ хишиги дзкдам гатамэ, изучаемую на уровне шодан. Для проведении этого технического действия нужно сесть на колено противника как можно ближе к корпусу. Болевое воздействие на коленный

РаОиш веский Е.А. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

. him осуществляется всем телом, ступня заводился подмышку, спина прямая.

5. Аши дзюдзи гарами — ущемление икроножной мышцы и узел коленного сустава крестообразным захватом мог м. ‘Зтот прием часто применяется после выполнения <||м>ск11 аши басами. Здесь важно сохранять угол в 90 градусов между бедром противника и своей голенью. При сильном давлении не только ущемляется икроножная мышца, мо и травмируется коленный сустав. При выполнения удер-«лнни нужно принять устойчивую боевую стойку на одном *оисне, сохраняя возможность продолжать поединок с другим противником и не теряя контроля над опрокинутым. »»от же прием можно провести, вложив одну ногу противника в подколенный сгиб его другой ноги и надавив сверху. Ирм ном нужно сохранять боевую стойку. В ката прием выполняется после крестообразного рычага колена с использованием переворота противника лицом вниз.

КУБИ КАНСЕТСУ НО КАТА

I Сотомаки куби гатамэ — рычаг шеи захватом под нлучо В этом приеме, часто встречающемся в поединках, ори захвате головы противника подмышку лицом вниз от захват оказывается давление на его затылок. Вторая рука бло

кирует руку атакуемого, чтобы не дать ему возможности нанести контратакующий удар. В реальной ситуации эта техника заканчивается на полу с обхватом корпуса противника обеими ногами для усиления давления, но в ката она останавливается в стойке хэйко дачи с ногами, разведенными на ширину плеч. Давление на шею проводится всем телом, отклоняясь назад и заставляя атакуемого подняться на носках ног.

2. Гьяку куби гатамэ — рычаг шеи обратным захватом под плечо.

Техника этого приема напоминает предыдущую, но здесь противник захватывается со стороны спины и находится лицом вверх. При этом принимается устойчивая позиция зэнку-цу дачи. Свободная рука захватывает руку противника и выполняет перегибание против естественного сгиба сустава че*

рез живот (хара гатамэ). При выведении из равновесия голову и тело атакуемого необходимо сильно отклонить назад.

3. Хачи маваши — «поворот за край шлема». Это одна из древнейших техник самурайского дзю-дзюцу. Название говорит, что ее применяли еще во время использования тяжелых доспехов и боевых шлемов. В ката она выполняется плавно, т.к. резкое скручивание может привести к тяжелой травме или даже к летальному исходу.

ШИМЕ

«Чтобы побеждать в битвах, нужно быть чутким к Пустоте, замечать ритм движений противника и действовать, выбирая время так, чтобы заставать его врасплох.»

Миямото Мусаши, ’То рин но шо».

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев