КАЧЕСТВА, РАЗВИВАЕМЫЕ В КУМИТЭ

КАМЛЕ

(Положение верхней части тела и рук в поединке)

«В то время, как стойки можно разделить на пять видов, цель остается одна. Какой бы ни была стойка.

она не является целью сама но себе: цель — поразить противника. Блокирование меча противника, нанесение ему ударов — это все средства для достижения цели. Нельм смешивать средства и цель.»

Миямото Мусаши, «Горин но шо».

Центр тяжести должен находиться в естественном положении, тело — в положении готовности. В процессе поединка положение рук может изменяться в зависимости от действий противника.

ТАЧИ

(Позиция ног в поединке)

Стойка должна быть устойчивой и должна позволять мгновенно изменять расположение ног и смещать центр тяжести в любую сторону.

МААЙ

(Дистанция)

«Ма (дистанция) — это ключ к победе… Не обращая внимания на грозящие опасности, используйте любое раскрытие соперника без колебаний и вырывайте инициативу в смертельной схватке. Если ваши мысли заняты Ма, свобода движений невозможна. Если ваши мысли не заняты Ма, то правильный выбор дистанции будет обеспечен. Когда ни Ма, ни ваш дух, т.е. мысли, не мешают друг другу, то все изменения в вашем положении происходят естественно и достигается их бессознательное выполнение.»

Катода Яхеи, «Иттосаи сенсей кемпо шо».

Выбор и изменение дистанции — это один из наиболее важных аспектов боя. Чувство дистанции появляется в результате длительной практики кумитэ.

ME НО ЦУКЕ (Взгляд)

«Важно охватывать глазами все сразу; глядя широко и глубоко. В видении вещей присутствуют кан и кен. Проникновение в суть вещей — это кан; видение поверхностных феноменов — это кен. Точно оценить удаленные условия и верно ухватить природу ближайших феноменов является секретным принципом искусства боя. Секрет успеха заключается в том, чтобы знать о мече врага, не глядя на него, конкретно оценить его характер и не поддаться на его движения.»

Миямото Мусаши, «Горин но шо».

Мастера боевого искусства считают, что все, что есть в сердце, выражается во взгляде. Боевой дух, выраженный взглядом мастера, может заставить противника отступить. Глаза противника следует принять за центральную точку, что поможет не только видеть движения всего тела, но и чувствовать любое движение его сознания.

Только избегая концентрации взгляда на какой-либо части тела противника, можно правильно оценить его, т.к., пытаясь следить за его ударяющей или захватывающей конечностью, вы теряете из виду другие. Смотрите на противника, как на удаленный объект. Японское выражение эндзан но мэцукэ — фиксирование взгляда на далекой горе идеально описывает это положение глаз.

ХИОШИ

(Ритм)

«Ритм присутствует во всем… Нельзя игнорировать ритм искусств и техники, и особенно нужно овладевать ритмом через тренировку в боевых искусствах… В бою узнайте ритм соперника, применяйте ритм, который он не может принять, нарушайте его ритм и побеждайте.»

Миямото Мусаши, «Горин но шо».

Радищевский Е.А. «Джиу-джитсу,. Боевое искусство самураев»

Развитие чувства ритма — необходимый аспект достижения прогресса в искусстве поединка. Для выработки этого чувства необходимо развитие скорости выполнения каж-дрго отдельного приема, рациональное использование силы ,и чередование мускульного напряжения и расслабления.

ДЖИССЕН (Реальный поединок)

Разумеется, реальный поединок с партнером не может быть осуществлен в рамках тренировочного процесса, т.к. он однозначно приведет к тяжелой травме или даже к смерти одного из участников. Любые спортивные соревнования (шиай), проводящиеся в школах боевых искусств, имеют определенные ограничения. Применение целого ряда приемов и ударов в некоторые части тела запрещено правилами.

Любые школы боевого искусства, гордо объявляющие себя «самыми жесткими», тем не менее, ограничивают применение опасных с их точки зрения приемов в поединках своих представителей. Например, французский бокс саваг, считающийся единственным видом спортивного единоборства, допускающим нанесение ударов ногами в обуви, что делает их значительно более травматичными, не позволяет своим представителем применять удары локтями и головой, использовать бросковую технику, болевые и удушающие захваты. Киокушин будо каратэ — один из популярнейших стилей каратэ, практикующий жесткие ейловые спарринги и развивающий огромную мощь ударной техники, демонстрируемую в тамешивари (разрушении твердых предметов ударами), не допускает использования ударов руками в голову и борцовских приемов. Борцы различных спортивных стилей вообще нс используют ударную технику. Как следствие — они не умеют вести бой в непривычной ситуации и защищаться от незнакомых приемов. Почти все единоборства, практикующие жесткие контактные поединки, ограничивают применение опасных техник, таких, как удары в пах, глаза или горло, приемы, травмирующие позвоночник и болевые приемы на пальцы.

Сегодня бойцы многих стилей, акцентирующих внимание на каком-либо одном разделе техники, параллельно изучают технику других школ, обогащая боевой опыт и рас

ширяя свои возможности. Многие стили боевого искусства ввели в свою программу обучения не свойственные им ранее элементы. Многие современные школы дзю-дзюцу включили в программу элементы каратэ. Каратэ Дай До Джуку, Ашихара каратэ, произошедшие из Киокушин Будо каратэ, и некоторые другие стили обучают не только классической технике своей школы, но и элементам бокса и дзюдо. Выполнение такой нестандартной техники адаптировано к обшей форме технических приемов данного стиля. Таких примеров — множество и говорят они об общем расширении арсенала технических действий конкретной школы и о тенденции к развитию боевого искусства в целом. Проведение спортивных турниров между представителями разных стилей по адаптированным правилам, позволяющим реализовать свои возможности, как борцам, так и бойцам ударных направлений, послужило толчком к объединению многих школ спортивных единоборств под одним знаменем — не отрицания и взаимодополнения друг друга.

Безусловно, сказанное выше имеет отношение по большей части к современным направлениям, ориентированным на спортивные состязания. Многие из них, кроме спортивного, имеют и боевой раздел, составленный из реальных и опасных технических приемов. Наиболее распространенными школами такого типа можно назвать японское Кодо-кан дзюдо с техникой боевого раздела, объединенной в кимэ но ката и Кодокан гошин-дзюцу но ката, корейское тайквондо с прикладным разделом хосинсул, боевое и спортивное самбо и многие другие.

Следует знать, что сохранившиеся с древних времен школы традиционных боевых искусств имеют в своем арсенале достаточное количество техник как ударной, так и борцовской направленности. Традиционные школы каратэ предлагают ученикам множество способов броска или болевого контроля, зашифрованных в классические ката, древние школы дзю-дзю-цу имеют хорошо развитые разделы ударной техники.

Адепту, изучающему боевое искусство как реальную технику, без оглядки на условности спортивного поединка, следует тренировать все приемы своей школы в равной степени, невзирая на невозможность применения некоторых из них в спортивных соревнованиях и ориентируясь на реальную жизненную ситуацию. Многие техники такого рода взяты на вооружение спецслужбами и полицией разных стран.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев