(Принцип текучести)

Принцип текучести предполагает плавное изменение технических действий, смену тактики, немедленно видоизменяющую рисунок боя в зависимости от ситуации, как вода, мгновенно заполняющая каждую вновь появившуюся пустоту. Мастера боевых искусств считают, что этого можно достичь, обладая большим арсеналом технических действий и умением применять их в любой, даже самой нестандартной ситуации. Важным аспектом этого является применение принципа текучести для своего сознания, которое не должно фиксироваться на мыслях о каких-либо технических приемах или фазах ведения поединка.

КАЧЕСТВА, РАЗВИТИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БОЕВОЙ ТЕХНИКИ.

СКОРОСТЬ

!

Скорости выполнения приема и, что не менее важно, скорости перехода от одного технического действия к другому можно добиться регулярными тренировками тела и специальными медитациями, служащими для раскрепощения сознания и приобретения навыка мгновенно переключать внимание с одной точки на другую.

Сила вашего движения прямо связана со скоростью. Поскольку тело состоит из трех основных частей, сила ваших приемов нарастает вследствие увеличения скорости в каждой из них. Скорость зависит от контроля над напряжением и расслаблением мускулов и способности мгновенно мобилизовать тело для выполнения какого-либо движения.

ТОЧНОСТЬ

Точность приходит после длительных тренировок на неподвижных и движущихся снарядах с обозначенными местами нанесения ударов или точечных захватов.

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ

Регулярные упражнения с партнером развивают у адепта боевого искусства умение инстинктивно выполнять приемы в нужное время, мгновенно реагируя на постоянно изменяющуюся ситуацию.

НАПОЛНЕННОСТЬ

Отработка техник боевого искусства до уровня их естественного использова ния и специальная психофизическая тренировка приводят к усилению многих физических характеристик за счет наполнения тела и конечностей внутренней энергией.

НЕОЖИДАННОСТЬ

Неожиданность применения какой-либо техники дает огромное преимущество последователю любой школы боевого искусства, так как не позволяет противнику подготовиться к защите и контратаке.

СИЛА

Это важнейшее качество, без развития которого на начальном этапе невозможно выполнение технических действий любого вида боевого искусства. В конечной фазе выполнения приема сила происходит из концентрации силы рук, ног и всего тела в точке атаки. Сила вашего движения прямо связана со скоростью. Поскольку тело состоит из трех основных частей, сила ваших приемов нарастает вследствие увеличения скорости в каждой из них. «Без крепкой, хорошо тренированной и эластичной мускулатуры при выполнении приемов понимание теории и принципов бесполезно. Укрепление физической силы требует постоянной тренировки», — считает выдающийся преподаватель каратэ, обладатель 9-го дана Масатоши Накаяма.

КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ

Необходимо помнить, что дыхание не должно быть однообразным и может изменяться в зависимости от ситуации. Никогда нельзя полностью выдыхать из легких весь воздух. 20% воздуха должно оставаться после каждого выдоха, т.к., полностью выдыхая, вы обескровливаете тело, лишая себя энергии, и соответственно возможности проводить любые технические действия.

ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ ОРУЖИЕМ

Первым, подготовительным этапом овладения любым оружием является привыкание к нему. Этот этап не менее важен, чем этапы овладения продвинутой техникой.

Этап овладения базовой техникой — это первая ступень для дальнейшего роста мастерства. Повторение техническо

го арсенала этого раздела рекомендуется на протяжении всего тренировочного процесса. Как правило, школы боевого искусства предлагают во время изучения этого раздела целый ряд дополнительных упражнений, служащих для улучшения физических качеств, необходимых для каждого конкретного вида оружия.

Этап овладения базовой техникой делится на изучение позиций, самих движений оружием и совмещение их с техникой перемещений. Только после овладения этими базовыми формами можно начинать развивать их, тренируясь для увеличения силы, скорости и точности.

Овладение техническими приемами до уровня их инстинктивного и естественного применения считается достижением конечного этапа овладения оружием.

Традиционные боевые искусства определяют три уровня овладения мастерством. Первым уровнем является «Бесформие». На этом уровне ученик только начинает постигать базовые формы.

Второй уровень постижения боевого искусства — это «Обретение формы». На этом уровне адепт боевого искусства овладел всем техническим арсеналом и может легко применять изученные движения.

Третий уровень — «Отход от формы». Многие мастера боевого искусства говорят: «Отходя от формы, обретаешь естественность». Это высший уровень овладения техникой, на котором любое движение мастера проводится, следуя законам природы и, соответственно, является идеальным.

‘ В школе Бушин-кан бу-дзюцу существует целый ряд систематически разработанных технических и тактических разделов боя как без оружия, так и с применением различных видов оружия и подручных предметов. Техника боя с оружием Бушин-кан кобу-дзюцу основана на технических действиях нескольких традиционных и современных школ боевого искусства и может быть выделена в отдельный раздел как целое направление. Этот раздел включает в себя технику

боя древковым оружием разных размеров (бо, дзе, ханбо, танбо), технику боя режущим и колющим оружием (тачи, кодами, тато), технику боя гибким оружием (кусари, нунчаку) и технику метания (танто, шакен, шурикен). Специальный раздел приемов с тонфа адаптирован для использования в полиции и армии. Кроме этого, изучаются возможности применения скрытого оружия (явара, сюко) и предметов быта. Отдельная практика Буишн-кан кобу-дзюцу посвящена искусству связывания и конвоирования при помощи веревки, цепи или пояса (нава-дзюцу, ходзе-дзюцу).

Ученики школы, акцентирующие внимание на упражнениях с оружием, изучают также целый ряд приемов обезоруживания, которые используются в качестве защиты и контратаки от буки ваза.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев