КУЗУШИ

Нарушение момента движения или баланса противника.

Наблюдая за спортивными поединками борцов, часто можно увидеть силовую борьбу, в которой более физически развитый и выносливый спортсмен побеждает противника за счет преимущества в весе и силе или изматывает его. Крайне редко мы наблюдаем проведение амплитудных брос

ков или других приемов, применяемых без использования веса бросающего. О применении борцовских приемов против человека, гораздо большего веса и значительно превосходящего в физической силе, говорить почти не приходится.

Значительная часть времени тренировочного процесса спортсмена отводится на специальные физические упражнения, служащие для повышения его силы и выносливости. Обычно спортивная подготовка борца делится на ряд микроциклов, приводящих организм в оптимальную для соревнований форму к определенному, заранее установленному сроку. Разумеется, подобный метод был бы невозможен для подготовки профессиональных воинов, в чьи обязанности входит готовность к бою в любой момент. Такими и были самураи, доведшие искусство поединка до предельных высот.

Бесчисленные легенды Востока о мастерах боевых искусств преклонного возраста, с легкостью побеждавших многих молодых и сильных противников, заставляют усомниться в столь значительном влиянии физической силы и веса на искусство поединка. Живым доказательством этих возможностей являлся последний из мастеров 10-го дана Ко-*

докан Дзюдо, легендарный Кюзо Мифунэ, бывший непобедимым борцом вплоть до самой смерти в возрасте 81 года. Его вес составлял всего около сотни фунтов, при очень низком росте. В возрасте свыше 40 лет он выступил в поединке с известным мастером сумо, вес которого превышал 240 фунтов, и победил, бросив его приемом кукинаге (современное название суми отоши) только за счет рук, оставаясь в устойчивой стойке.

Что же мог противопоставить более сильному и часто не единственному сопернику профессиональный мастер бу-дзюцу? Оставив на время разговоры о магической силе, развитой тысячами часов эзотерической практики дыхательных и медитационных упражнений, попытаемся рассмотреть возможность применения боевой техники без использования значительных физических усилий.

В первую очередь перед проведением какого-либо приема вы должны заставить противника принять такое положение, при котором он не смог бы воспользоваться своим преимуществом в физической силе. Это положение, при котором баланс (равновесие) его тела разрушен. В японских боевых искусствах техника лишения противника равновесия носит название кузуши. В глубоком смысле кузуши -это не только технический прием, выполняемый за счет рывка, толчка или удара, но и лишение противника психологического равновесия криком, взглядом или другим способом. Выполненный мастером кэнсэй (наполненный энергией выдох с криком) может полностью разрушить гармонию разума и тела противника, сковав его движения и замедлив реакцию. Вот как описывает такую форму выведения из психологического равновесия выдающийся мастер современности, обладатель 8 дана айкидо шихан Мицуги Саотомэ, один из личных учеников основателя айкидо о-сэнсэя Морихея Уесибы: «Это произошло незадолго до того, как о-сэнсэй лег в больницу. Я до сих пор вижу стоящего передо мной основателя. Когда я повернулся к нему, приготовив свой бокен к атаке, тщедушного, хрупкого человека как не бывало. На его месте я увидел наводящую ужас гору. Его внешность вызывала благоговейный трепет, его вибрации наполняли додзё. Я заглянул в его глаза и был скован мощной силой его духа. Исходящий от него свет был полон мудрости и силы веков. Мое тело не могло пошевелиться. Ладони, которыми я сжимал деревянный меч, стали влажными, лицо покрылось испариной. Сердце усиленно билось, его биение я ощущал в венах рук и ног». Безусловно, такая идеальная форма выведения из психологического и физического равновесия, не позволяющая даже значительно более сильному человеку использовать свою силу, доступна лишь настоящему мастеру. Долгий же путь к такому мастерству состоит из овладения более простыми, чисто физическими способами выведения из равновесия.

Рассмотрим одно из наиболее устойчивых положений тела, принимаемое многими бойцами для отработки техники и реального поединка. Расстояние между ступнями почти вдвое больше длины ноги от ступни до колена. Обе ноги согнуты, пятки не отрываются от пола, корпус держится вертикально. Тело находится под углом 45 градусов по отношению к противнику. В каратэ эта позиция называется фудо дачи. Эта стойка действительно очень хороша против атаки спереди или сзади. При толчке или рывке по прямой линии человек, принявший такое устойчивое положение, легко может устоять на ногах и контратаковать любой приемлемой техникой. Его центр тяжести находится между ногами на равном расстоянии от обеих ступней и легко может перемещаться по прямой линии от одной ноги к другой. Это перемещение изменит позицию, но никак не приведет к потере баланса.

Что же произойдет, если легко, практически одним пальцем, потянуть так устойчиво стоящего человека под углом 45 градусов назад или вперед? При рывке вперед центр тяжести выносится за пределы его стойки и человек приподнимается на носки. При толчке или рывке назад — он заваливается на пятки. Естественно, в таком положении боец не в состоянии воспользоваться физической силой до тех пор, пока он не восстановит равновесие и устойчиво не встанет на ноги. Он не может не только выполнить удар или провести какой-либо контрприем, но и просто оказать сопротивление. Понятно, что провести любую технику на несопротивляющемся человеке, который к тому же стоит крайне неустойчиво, не составляет особого труда. При этом совершенно не важно, насколько силен и вынослив ваш противник, так как он все равно не может использовать свои физические данные должным образом.

Другой формой кузуши может явиться удар, заставляющий противника отклониться под тем же 45-градусным углом и принять такое же неустойчивое положение, как при толчке или рывке. Часто в качестве кузуши используется выведение из равновесия при помощи болевого воздействия.

Наблюдая демонстрации известных мастеров будо, мы видим, как атакующий противник прямо на глазах становится совершенно беспомощным. Приглядевшись, можно заметить применение различных форм кузуши перед выполнением почти всех технических действий.

Ниже представлена возможность рассмотреть несколько простых видов выведения из равновесия наиболее часто встречающихся в практике традиционных и современных боевых искусств:

• Выведение из равновесия блокирующим движением: кузуши уки ваза.

• Выведение из равновесия ударом: кузуши атэ ваза.

• Выведение из равновесия болевым воздействием: кузуши кансэтсу ваза.

Радищевский Е.Л. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

• Выведение из равновесия броском: кузуши наге ваза.

• Выведение из равновесия с помощью внутренней силы: кузуши кокью ваза.

ХАППО НО КУЗУШИ

Восемь направлений выведения из равновесия противника, используемые в современных и традиционных видах боевого искусства.

1. Дзэнпо кузуши или мае кузуши — выведение из равновесия вперед.

2. Миги хандзэн кузуши или миги мае кузуши — выведение из равновесия вперед-вправо.

3. Миги йоко кузуши- выведение из равновесия в сторо-ну-вправо.

4. Миги ханко кузуши или миги уширо кузуши — выведение из равновесия назад-вправо.

5. Кохо кузуши или уширо кузуши — выведение из равновесия назад.

6. Хидари ханко кузуши или хидари уширо кузуши — выведение из равновесия назад-влево.

7. Хидари йоко кузуши — выведение из равновесия в сто-рону-влево.

8. Хидари хандзэн кузуши или хидари мае кузуши — выведение из равновесия вперед-влево.

Радищевский Е.Л. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев