МОКУСО

Медитация различных видов традиционно называется в японских боевых искусствах мокусо. Существует множество способов мокусо, каждый из которых служит определенным целям. Медитация, используемая на тренировках бу-дзюцу, помогает адепту обрести контроль над телом, позволяя ему контролировать не только мускульные сокращения, но и циркуляцию крови. Благодаря принудительному сохранению неподвижности, медитация такого рода приводит разум и тело в состояние стабильности и гармонии, позволяет существенно улучшить нейромышечную координацию и укрепить силу воли. Другие медитативные формы тренинга, состоящие из целого ряда психофизических упражнений в виде релаксации, концентрации и визуализации, выполняются на продвинутом уровне вне основной тренировки и требуют непосредственных рекомендаций преподавателя.

Мокусо, выполняемое в начале и в конце тренировки по боевым искусствам, обычно выполняется в положении сей-дза, или, в некоторых школах бу-дзюцу, в фудодза — сидя с прямой спиной и скрещенными перед собой ногами. Ладони должны располагаться одна над другой на бедрах перед собой. Большие пальцы рук соприкасаются друг с другом. Локти и плечи расслабленно опущены. Обычно такая форма медитации проводится 3-5 минут, после чего начинается тренировка или занятие заканчивается.

Приняв положение для медитации, следует плотно закрыть глаза и расслабиться. Необходимо сконцентрировать

ся на естественном ритме своего дыхания. Насколько возможно, нужно удерживать себя от видений и мыслей и наблюдать за естественностью вдохов, выдохов и коротких пауз между ними. Разум должен двигаться вместе с дыханием, ощущая при этом неподвижность всего тела.

Нужно обратить внимание на возможное дрожание ресниц. Его присутствие свидетельствует о недостаточной поглощенности упражнением.

Если вам не удалось успокоить разум, следует, не напрягаясь, избавиться от угнетающих мыслей, отвлекая внимание концентрацией на простых объектах, например на ощущении входящего воздушного потока при дыхании. При регулярных занятиях через короткое время нужное состояние сознания будет появляться сразу же после принятия необходимого для медитации положения.

Медитация такого рода является подводящим упражнением к более сложным формам мокусо и считается в традиционных боевых искусствах необходимым элементом, т.к. позволяет оставить занимающие сознание мысли за пределами додзе и полноценно настроиться на тренировку.

. ки

«Ки находится внутри и снаружи каждого живого существа, и ни в этих небесах, ни на нашей земле нет ничего, в чем не было бы ки».

Хобокуси, 7-й век

Согласно «Книге старинных вещей», два божества, представляющие положительную и отрицательную энергию ин и йо, сотворили мир, используя объединенную энергию мусу-би. Ки но мусуби- генерирующая жизненная сила. Действие этого принципа ярко проявляется в боевом искусстве, когда адепт объединяет свою энергию с энергией противника или партнера. Ключевым фактором в тренировках боевых искусств является контроль дыхания, значительно увеличивающий обычную силу. Регулярные дыхательные упражнения наполняют тело энергией ки и обучают использованию созидательной силы мусуби. Четкое понимание принципов работы с энергией позволяет понять принцип действия Вселенной, что приводит к слиянию тела и сознания с космосом.

Адепту боевого искусства следует помнить, что сила ки должна пронизывать каждое его движение, тогда, используя технику, нейтрализующую силу противника, он сможет победить человека, значительно превосходящего его в весе и физической силе.

В первой книге о ки, изданной в Японии в конце 19-го века, «Будо хикэцу-айки-но дзюцу» («Тайна будо — искусство айки») утверждается, что «Наиболее глубоким и загадочным искусством в мире является искусство айки. Не существует различия между айки и ки-ай. Кто им овладевает, становится несравненным военным гением». В справочнике по дзю-дзюцу, изданном в 1913 году, «Кедзю-се рю-но маки» также встречается определение принципов айки и ки-ай: «Айки -бесстрастное состояние ума, без ослепления, вялости, дурных помыслов либо страха. Отсутствует различие между айки и ки-ай; однако, если их сравнить, то в динамике айки

предстает как ки-ай, а в статике является айки».

Концепция ки-ай подразумевает достижение особого состояния сознания, наполняющего энергией каждое движение. Это проявляется в особом, исполненном силой крике. Мастера боевых искусств считают, что ки-ай необходимо постоянно развивать, совершенствуя этим свою силу и дух. Человек, понявший этот принцип, может значительно увеличить свои физические и духовные возможности.

«Тайна айки состоит в том, чтобы завладеть соперником внутренне, с первого взгляда, и одолеть его без борьбы», — выразил мнение множества мастеров японского дзю-дзю-цу и айки-дзюцу известнейший мастер Дайто Рю Такеда Сокаку. Такое же мнение выражают адепты других стилей японских единоборств: «Тайный принцип айки состоит в том, чтобы победить противника без боя, показав превосходство своего ки»,- пишет Сокусэки Кацуе в своей книге «Каратэ гошин-дзюцу», изданной в 1971 году в Японии.

кокью

В переводе с японского языка кокью обозначает процесс дыхания. Дыхание в боевых искусствах должно быть глубоким, медленным и естественным. Оно выполняется животом, т.е. на вдохе живот несколько выпячивается вперед, на выдохе живот немного втягивается. Вдох выполняется носом, выдох — открытым ртом, слегка сжав зубы.

Тренируя кокью, сначала следует считать дыхание, представляя, как воздух и ки опускаются в низ живота в энергетический центр тандэн.

Кокью должно стать естественным состоянием для адепта любой школы боевого искусства. Во время выполнения любых упражнений необходимо постоянно ощущать наполнение тела чистой энергией. Когда тело наполнено ки, становится возможным использовать огромную силу, называемую кокью реку. Эта сила дыхания не только человеческого тела, но и дыхания окружающей нас Вселенной. Сделав кокью своим естественным состоянием, адепт создает тело, единое со всей Вселенной.

Сила Вселенной заполняет все части тела, аккумулируясь в тандэн, и может быть использована в любом направлении и в любое желаемое время. Технические приемы боевого искусства, выполняемые без излучения этой силы, являются только пустой оболочкой.

КАТА

Концепция выполнения ката («формы») в боевом искусстве была описана в древнем трактате школы дзю-дзюцу Тэн Шин Шинье Рю, опубликованном во «Всемирной истории дзюдо» Маруяма Сандзо, изданной в Токио в 1967 году.

СМЫСЛ КАТА И ЗНАЧЕНИЕ СИЛЫ

«В отношении отработки ката дзю-дзюцу есть сомнения, являются ли эти ката живыми или мертвыми. (В действительности) ката дзю-дзюцу не являются мертвыми, но и живыми их трудно назвать.

Во время тренировки о своем партнере следует думать как о враге, занимать правильную позицию и.при этом соблюдать правила дзэнсин, цусин и дзансин. (Словом «дзэн-син» — «предшествующее сознание»- называют состояние сознания в промежутке от испускания начального боевого клича (какэгоэ) до начала исполнения действия ката; словом «цусин» — «пронизывающее сознание» — называют работу сознания во время исполнения действий ката; а «дзансин» — это «настрой» в момент, когда после окончания исполнения действий ката (боец) оглядывается вокруг и сосредотачивает внимание на глазах врага.)

Если тренироваться, поместив ки втандэн и не позволяя ки мужества проявляться снаружи, думая о своем противнике, как о живом (кацубуцу), даже если он станет подобен мертвому (сибуцу), с полной концентрацией духа, трёниров-ка будет живой. Если же тренироваться, думая о противнике, будто он мертвый, то и тренировка будет мертвой.

Например, если тебя ударят палкой, ты не очень испугаешься. Но если тебя попытаются ударить мечом, то и испуг твой, вероятно, будет велик. (Поэтому,) если постоянно тренироваться с настроем, словно сражаешься (с противником*) вооруженным холодным оружием, даже ‘уровня умелого (борца) или совершенного мастера достигнуть будет нетрудно.

Радимевский Е.А. «Джиу-джитсу, Боевое искусство самураев»

Воздерживаться на тренировках от чрезмерного использования физической силы не означает отрицать силу. Но если использовать силу, когда техника еще не зрела, то тело затвердеет и усвоить технику данной школы (станет) трудно. В чем различие использования ки (ки-но ацукаи) и использования силы (тикара-но ацукаи)? Легкое, мягкое, плавное и без задержек исполнение техники называют «использованием ки», а исполнение техники с затвердевшим (застывшим) сознанием, с тяжелыми, жесткими движениями — «использованием силы». (Использование силы) оценивают в высшей степени негативно. Тот, кто желает (овладеть) дзю-дзюцу, должен хорошо различать использование ки и использование силы».

л

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев