НЭ ВАЗА (Техника борьбы лежа)

Техника спортивной борьбы лежа в дзю-дзюцу (нэ вата) состоит из переворотов, удушающих приемов, болевых воздействий на суставы и приемов сковывания и удержания. Арсенал этих действий не слишком велик, однако, многообразие выходов на каждый прием, способов защиты и контр-дейсгвий делает изучение тактики и техники борьбы лежа серьезной и интересной работой.

В середине 19-го века некоторые школы дзю-дзюцу акцентировали внимание на этом разделе техники и тактики безоружного поединка, что было обусловлено появлением большего, чем раньше, количества соревнований.

В Японии, до 1920 года, соревнования по традиционному дзюдо проводились с применением большого количества техники нэ ваза, что позволяло выступать без использования весовых категорий. Это течение называлось Нихон Косэн дзюдо. Соревновательные поединки по правилам Нихон Косэн не имеют ограничений по времени. Они до сих пор практикуются в 7 крупнейших университетах Японии. Именно Косэн дзюдо под руководством мастера Маэда изучал известный боец и преподаватель бразильского дзю-дзюцу Хелио Грей-си. За многие годы своей спортивной карьеры он проиграл только два официальных поединка. Один из его победителей был его старым учеником, а второй — известным мастером дзюдо из Кодокан. Приехавший после официального вызова в Бразилию мастер Кимура в присутствии многих зрителей и членов правительства провел 13-минутный поединок с Грей-си, в котором многократно использовал бросковую технику, травмировал локтевой сустав болевым приемом в борьбе лежа и провел болевой замок на шею и голову, доведя его до кровоизлияния из ушей. Убедительно доказав преимущество классической подготовки, мастер вернулся в Японию, где к тому времени практически перестали уделять внимание борьбе лежа, оставив эту практику только в некоторых дод-зе и сменив акценты в сторону бросковой техники. Однако

h Лжиу-Лжитсл

Ради ш tec кии Е.А. «Джиу-джитсу: Боевое искусство самураев»

сейчас эта техника снова стала одним из популярнейших на-правлений в свободных поединках.

При условии запрета правилами некоторых соревнований

ударной техники в борьбе лежа специалисту дзю-дзюцу пре-

«

доставляется множество возможностей, которых лишены представители большинства других направлений боевого искусства из-за скудного технического арсенала раздела нэ-ваза.

Возможность же использования техники ударов наложила определенные ограничения и изменения на манеру и форму выполнения отдельных приемов борьбы, а часть технических действий сделала просто неэффективными или невозможными. В поединке по таким правилам используются особые виды борцовской техники с применением сковывающих захватов.

Современные разработки в области борьбы лежа, входящие в арсенал различных школ дзю-дзюцу и ориентированные на использование в спортивных поединках по различным правилам, включают в себя практически все мыслимые виды возможных технических действий.

Данное пособие включает описание нескольких технических разделов дзю-дзюцу нэ ваза, а также некоторых методов их тренировки.

Эти технические действия входят в раздел Шиай Но Сюкей в Бушин-кан дзю-дзюцу.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Анализ положений при борьбе лежа.

2. Формы захватов.

3. Сковывания и удержания.

4. Перевороты в борьбе лежа.

5. Болевые приемы на суставы рук.

6. Болевые приемы на ноги.

7. Удушающие приемы и болевые воздействия на шею.

8. Защиты и контрприемы.

у у л

Родителе кии К Л. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

9. Сбивания противника стоящего в стойке.

]0. Атака лежащего противника.

11. Скрытые приемы.

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ПРИ БОРЬБЕ ЛЕЖА

Основные положения, возникающие в ситуации, когда хотя бы один из соперников лежит на полу, могут быть такими:

1. Положение, при котором противник лежит сверху со стороны головы.

2. Положение, при котором противник лежит сверху поперек.

3. Положение, при котором противник лежит сверху со стороны ног.

4. Положение, при котором противник сидит верхом на животе.

5. Положение, при котором противник сидит верхом на спине.

6. Положение сверху, со стороны головы противника.

7. Положение, при котором вы находитесь сверху и сбоку от противника.

8. Положение сверху, со стороны ног противника.

9. Положение, при котором вы сидите верхом на животе противника.

10. Положение, при котором вы сидите на спине противника.

11. Положение, при котором противник перед вами на четвереньках.

12. Положение, при котором противник стоит перед вами со стороны головы.

13. Положение, при котором противник стоит перед вами сбоку.

14. Положение, при котором противник стоит перед вами со стороны ног.

15. Положение, при котором противник стоит над вами.

Также необходимо рассматривать ситуации, в которых вы атакуете лежащего противника из положения стоя.

Кроме вышеуказанных положений, в поединке могут возникнуть ситуации, объединяющие основные классические позиции, например положение противника над вами, при которой одна его нога находится между вашими ногами, а другая — у вашего бока.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев