ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ БОЕВОГО ИСКУССТВА

БУШИН-КАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ

t

КОБО-ИТИ — АТАКА И ЗАЩИТА ОДНО И ТО ЖЕ

Защита и нападение являются одним и тем же. Проявление любого из этих аспектов зависит от ситуации, сложившейся в поединке. Техника дзю-дзюцу строится на основе, одновременно состоящей и в податливости, и в неуступчивости действиям противника. Так как дзю-дзюцу является универсальной формой боя, понятно, что оно не может быть только системой самозащиты. Если бы это было так, то приемы дзю-дзюцу были бы бесполезны вплоть до момента атаки противника.

КЭН ДЗЭН ИТИНЕ — ЕДИНСТВО ТЕЛА И ДУХА

Как невозможно достичь духовных высот только тренировкой ума и духа, так же невозможно добиться истинной силы только путем тренировки физического тела. Раскрытие жизненного потенциала возможно только при одновременном развитии духа и тела. Дух следует за телом, тело следует за духом. Ни тело, ни разум не могут поддерживать себя друг без друга. При атаке реального противника вы не можете спастись с помощью одних мыслей, однако, именно сознание или подсознание управляют вашим телом в момент защиты. Ничто невозможно сделать, не используя каких-либо умственных усилий, но многие из этих усилий для своей реализации должны иметь хорошо развитое, тренированное тело.

ГОДЗЮ ИТТАЙ — НЕРАЗДЕЛЬНОСТЬ ТВЕРДОГО

И МЯГКОГО

"Мягкость преодолевает твердость, твердость сокрушает мягкость", — так гласит древнее японское высказывание. Твердость и мягкость — это неразделимые части целого, поэтому при изучении различных форм единоборств нужно гармонично сочетать элементы обоих начал. Ни мягкость, ни твердость не имеют никаких преимуществ друг перед дру

гом. Эффективность боевого искусства заключается в использовании обоих этих качеств в нужной пропорции, в нужный момент времени и в нужном месте.

СЭЙРЕКУ ДЗЭНЪЕ — ОПТИМАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ

Древние концепции дзю-дзюцу говорят о необходимости максимально эффективно использовать ум и тело не только в поединке, но и в повседневной жизни. Только это позволит "син-син тикара-о мото-но юко-ни си-о суру" полностью реализовать силу, заключенную в духе и теле. Трактовка этого принципа основателем Кодокан дзюдо, мастером дзю-дзюцу Кито Рю и Тэнсин Синъе Рю Кано Дзигоро звучит так: "Какова бы не была цель, лучшим путем ее достижения является умелое использование направленной на эту цель или задачу энергии". Это возможно только при гармоничном развитии тела и духа.

РАЗВИТИЕ ТЕЛА И ДУХА В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ

Следуя традиционной для многих японских боевых искусств схеме, Бушин-кан бу-дзюцу предлагает адептам использовать в своих занятиях методы развития физически крепкого тела (рэнтай-хо), реальных боевых навыков (себу-хо) и воспитывает сильный и возвышенный дух, прививая нравственные нормы (сюсин-хо), т.к. развитие только одного из вышеупомянутых аспектов не приводит человека к истинному самосовершенствованию. Гармоничное объединение рэнтай-хо, себу-хо и сюсин-хо образует стройную систему развития личности путем ее реализации в боевых искусствах.

Обучение боевым искусствам происходит сразу на внешнем и на внутреннем уровне. Достижение гармонии ума и тела требует от адепта высокой координации движений и концентрации физических и духовных сил. Объединение физической и ментальной активности во время выполнения практически всех действий боевого искусства приносит пользу и в повседневной жизни, развивая последователя бу-дзюцу одновременно на нескольких уровнях.

Один из важных результатов регулярных занятий боевым искусством — это улучшение состояния здоровья занимающегося вследствие развития кровеносной и дыхательной систем и использования методик психофизической саморегуляции.

Специальные физические и психофизические упражнения, практикуемые в бу-дзюцу, развивают опорно-двигательный аппарат, снижают и устраняют нервные стрессы. Укрепление дыхательной и кровеносной систем организма сохраняет здоровье артериям и венам и ускоряет кровоток. От регулярных упражнений укрепляются кости, становятся эластичными сухожилия и мускулы, улучшается гибкость.

Медитация, концентрация и работа с внутренней энергией позволяют адепту развить в себе возможности, для большинства людей считающиеся сверхнормальными, повысить иммунитет и способность организма сопротивляться здбо-

Радищевский ЕЛ. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

леваниям и улучшить нейромышечную концентрацию.

Ряд принципов, следование которым считается обязательным, прививает морально-нравственные нормы. Одним из важнейших принципов такого рода является дзи-та кеэй -принцип "взаимного сотрудничества и благополучия", который ежедневно проявляется в практике занятий боевым искусством при тренировке с партнером.

Тренировочные занятия построены таким образом, чтобы, дифференцируя степень сложности упражнений и нагрузку, позволить плодотворно заниматься детям, взрослым и пожилым людям, как мужчинам, так и женщинам.

ДОДЗЕ

Дверь

ШИМОСЕКИ

ДЗЕСЕКИ

Место постижения Пути воина (бу-дзюцу додзе) — это зал, где занимаются боевыми искусствами. Название "дод-зе" пришло в боевые искусства из буддийских и синтоистских монастырей, где "местом постижения Пути" называли залы для медитаций и различных ритуалов.

На входе в зал для тренировок в японских додзе висит специальная доска, на которую крепятся деревянные пластинки с именами обучающихся в зале учеников. Эта доска называется нафуда какэ.

Бу-дзюцу додзе должен быть прямоугольной или квадратной формы. В традиционных тренировочных залах для боевых искусств на полу лежат татами — эластичные соломенные маты, обтянутые холстом или другим прочным материалом. Эти маты служат для смягчения падений во время тренировки бросков и других приемов.

Главная часть зала называется камидза — "место нахождения духа". В этой части додзе может находиться алтарь, портрет основателя школы или нынешнего носителя традиции (соке), знамя (хата) или эмблема школы. Часто на стену помещают гаку — бумажный плакат в деревянной рамке с каллиграфией философского содержания или названием школы. В традиционных самурайских боевых искусствах иногда на месте алтаря располагается специальный помост с меча

ми, на который также могут помещаться древние письменные источники философско-этического, эзотерического или технического содержания. Поклон в сторону камидза символизирует просьбу, обращенную к эгрегору зала и энергии многих поколений мастеров боевых искусств, о помощи и поддержке на Пути воина. Чем древнее традиция и корни школы, тем мощнее может быть поддержка, проявляющаяся как на физическом, так и на других уровнях.

Инструктор находится в этой части зала в начале и в конце тренировки, во время проведения ритуальных приветствий %[ других действий. В этом же месте могут располагаться почетные гости во время совещаний или специальных мероприятий. Старшие ученики находятся ближе к камидза, построившись в ровные ряды. В рядах за ними в соответствии с полученной степенью располагаются другие ученики.

На противоположной стороне зала, напротив камидза, находится место для учеников — шимодза. Эта часть татами называется "нижним местом". Ученики должны располагаться на татами в соответствии со своей квалификацией.

Имеющие более высокие степени находятся слева от камидза. Эта часть зала называется дзесеки — "верхняя сторона". Часто дзесеки используется во время различных церемоний для размещения почетных гостей или экзаменационной комиссии во время экзаменов.

С правой стороны от камидза находится шимосеки -"нижняя сторона". В этой части зала могут располагаться ученики, когда преподаватель или члены экзаменационной комиссии находятся на противоположной стороне (дзесеки).

Посетители, зрители, представители прессы и другие приглашенные лица размещаются по обе стороны татами на "верхней стороне" — дзесеки и "нижней стороне" — шимосеки.

Занимающийся боевым искусством должен понимать, что додзе — это не только тренировочный зал, но и поле битвы, на котором постоянно присутствует энергия ки. Необходимо постоянно быть внимательным, готовым почувствовать и про

контролировать ситуацию, как в настоящем поединке. Только так можно научиться превозмогать страх смерти и заставлять себя бороться до конца, даже при минимальных шансах на выживание. Только таким может быть истинный Путь воина.

РЭЙХО

Этикет, определяющий поведение ученика в додзе, называется рэй хо.

Ученик или преподаватель, вошедший в додзе, должен выполнить поклон в сторону камидза, символизирующий уважение к занимающимся людям и месту, где они обучаются, а также к традициям школы, в которую они пришли. Этот поклон выполняется стоя в естественной позиции с руками, опущенными вдоль бедер. Тело наклоняется примерно на 30 градусов, пятки ног держатся вме-йте. Поклон стоя называется рицурэй. Этот же вид поклона используется для выражения уважения при обращении к инструктору или после получения от него рекомендаций и указаний. Рицурэй применяется для приглашения партнера к совместному выполнению упражнений. Закончив упражнение, также следует произвести поклон, благодаря партнера за его помощь.

К началу занятия ученик должен сесть на татами и принять позицию сэйдза, т.е. опуститься на колени, сведя большие пальцы ног вместе или скрестив их. Сначала следует опуститься на левое колено, затем на правое. В момент опускания на колено ступни должны быть перпендикулярны полу. Когда тело опускается на бедра, нужно вытянуть ступни и пальцы ног. Расстояние между коленями у мужчин должно составлять два кулака, женщины должны свести колени вместе. Вес тела в основном сконцентрирован на пятках. Руки должны располагаться на верхней части бедер ладонями вниз, пальцы сжаты. В некоторых школах боевых искусств ладони неплотно сжимают в кулак. Спина должна оставаться прямой. Вставать из этого положения нужно с правой ноги, принимая позицию мусуби дачи — пятки вместе, пальцы ног развернуты под 90 градусов в стороны.

Если позиция сэйдза принимается в хакама, перед тем, как ее принять, следует правой рукой разделить хакаму между коленями на правую и левую части.

РЬдишевский Е.А. «Джиу-джитсу, роевое искусство самураев»

Эта позиция используется для получения инструкций от преподавателя, для ожидания, ритуального поклона или медитации. Поклоны в позиции сэйдза называются дзарэй и предназначены додзе (додзе ни рэй), камидза (камидза ни рэй), учителю (сэнсэй ни рэй) и друг другу (отагай ни рэй). Команды подает помощник инструктора, сидящий слева от него в одном ряду с остальными учениками.

Для выполнения дзарэй нужно поочередно поместить сначала левую, а потом правую руку перед собой на расстоянии 15-20 сантиметров от коленей так, чтобы ладони составили треугольник, а указательные и большие пальцы соприкасались. При поклоне локти разводятся в стороны, ягодицы не отрываются от пяток, спина держится прямой. Затылок не должен быть виден партнеру. Лоб помещается над треугольником между ладонями. Поднимаясь со вдохом, нужно посмотреть на партнера и только потом вернуть руки на бедра. Сначала поднимается преподаватель, затем ученики первого ряда, второго ряда и т.д.

С выполнения этого ритуала начинается занятие практически во всех школах боевого искусства. В конце тренировки ритуал повторяется снова.

Выслушав указания преподавателя в позиции сэйдза, следует провести поклон, символизирующий благодарность за полученные знания.

После проведения рэй хо, в начале каждого занятия, в большинстве школ традиционного боевого искусства проводится мокусо — короткая медитация. Такая же по длительности и технике исполнения медитация выполняется перед проведением конечного ритуала по окончании тренировки.

3 Джиу-Джшсу

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев