ОСНОВНЫЕ УЯЗВИМЫЕ ТОЧКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

Для максимально эффективного нанесения уцара необходимо выполнение определенных условий: во-первых, поражение уязвимой точки должно выполняться под прямым углом к ее поверхности, во-вторых, важно использовать соответствующую, обеспечивающую достаточную жесткость форму ударной конечности. Использование силы всего тела делает удар более результативным. Важным аспектом применения атэми ваза является своевременность: удар желательно наносить в момент вдоха противника, что приведет к более серьезным для него последствиям. Следует знать, что степень уязвимости точек различна и что разные виды ударов оказывают на них разное воздействие.

В атэми-дзюцу существуют не только различные способы нанесения удара в жизненно важные точки, но и способы раскрытия противника с целью сделать доступными для поражения обычно защищенные части тела. Таким образом, поражаются точки, расположенные даже в «неудобных» местах, например подмышки и др.

ОСНОВНЫЕ УДАРЫ ГОЛОВОЙ, КОЛЕНЯМИ И

ЛОКТЯМИ

ч

Способы использования головы, коленей и локтей считаются очень важными в дзю-дзюцу, т.к. поединок в большинстве случаев проводится на ближней дистанции чикама, что позволяет активно применять эти приемы.

Атама ваза — техника ударов головой.

Атама мэн цуки — удар головой в лицо вперед.

г

Уширо атама цуки — удар головой в лицо назад (затылком).

Иоко атама цуки — удар головой в сторону (боковой частью головы в лицо).

Эмпи ваза — техника ударов локтем.

Татэ эмпи учи — удар локтем снизу вверх при вертикальном положении кулака.

Маваши эмпи учи — удар локтем сбоку.

Йоко эмпи учи — удар локтем в сторону.

Уширо эмпи учи — удар локтем назад.

Ото ши эмпи учи — удар локтем сверху вниз.

Хиза ваза — техника коленей.

Хиза кеаге — удар коленом снизу вверх.

Хиза кекоми — проникающий удар коленом вперед.

Хиза маваши герн — круговой удар коленом.

Хиза микацуки терн — удар коленом сбоку по дуге.

Хиза отоши гери — удар коленом сверху вниз.

В разделе тай ги («работа тела») изучаются способы использования плеч, спины, бедер и таза. Этот раздел отрабатывается на уровне сандан (3-й дан) и йондан (4-й дан).

На более высоком уровне изучаются различные способы точечного воздействия. Для этого используются разные

I l ‘ •

положения кулака с выставленными фалангами пальцев или концы пальцев. На уровне годан (5-й дан) основная ударная техника предполагает знание тонкостей кюсе — точечного воздействия и акцентирует внимание на применении именно этих аспектов. Методы точечного воздействия изучаются и на начальном этапе, но в меньшем объеме.

УЧЕНИЧЕСКИЕ УДАРНЫЕ КОМБИНАЦИИ БУ-

ШИН-КАН БУ-ДЗЮЦУ

ИППОН МЭ (Первая комбинация):

1. Ое цуки — прямой удар рукой с шагом. Может выполняться кулаком (сейкен), основанием ладони (тэйшо), пальцами (нукитэ) или фалангами пальцев (кэнтос, нака-дакакэн).

2. Гьяку цуки — прямой удар разноименной рукой. Может выполняться кулаком (кентос), основанием ладони (тэйшо), пальцами (нукитэ) или фалангами пальцев (кэнтос, накадакакэн).

3. Мае гери — прямой удар ногой вперед. Может выполняться подушечкой ступни (коши), пяткой (какато) или пальцами (цумасаки). Удар может наноситься снизу вверх (кеаге) или проникающим движением вперед (кекоми).

4. Мавашн гери — круговой удар ногой вперед. Может выполняться подушечкой ступни (коши) или пальцами (цумасаки).

5. Шомэн учи — удар рукой сверху вниз по дуге. Может выполняеться как обратной стороной кулака (уракен), так и мышечной частью кулака (тетсуи) или ребром ладони (шуто или тэгатана).

НИППОН МЭ (Вторая комбинация):

1. Омотэ йокомэн учи — круговой удар рукой снаружи вовнутрь. Может выполняться ребром ладони (шуто или тэ-гатана), обратным ребром ладони (хайто), кулаком (сейкен) или мышечной частью кулака (тетсуи).

2. Гьяку цуки — прямой удар разноименной рукой.

3. Маваши гери — круговой удар ногой вперед. Может выполняться подушечкой ступни (коши) или пальцами (цумасаки).

4. Уширо кекоми — прямой удар ногой назад (или вперед с поворотом на 180 градусов). Может выполняться пяткой или внешним ребром ступни.

5. Ура йокомэн учи — круговой удар рукой изнутри наружу. Может выполняться ребром ладони (шуто или тэгата-на), обратной стороной кулака (уракен) или мышечной частью кулака (тетсуи).

САНБОН МЭ (Третья комбинация):

1. Ура йокомэн учи — круговой удар рукой изнутри наружу.

2. Гьяку цуки — прямой удар разноименной рукой.

3. Гедан маваши гери — круговой удар ногой в нижний уровень. Может выполняться подушечкой ступни (коши), голенью (сунэ) или пальцами (цумасаки).

4. Хидза кеаге — прямой восходящий удар коленом. Обычно выполняется с захватом корпуса, одежды или головы.

5. Маваши змии учи — круговой уцар локтем. Обычно выполняется с захватом корпуса, одежды или головы.

Каждая комбинация состоит из пяти ударов, некоторые из которых повторяются в других комбинациях. Это удары, которые наиболее часто встречаются в поединке. Всего в трех вышеуказанных комбинациях изучаются 10 ударов, применяемых по разным уровням.

Л

УКИ ВАЗА (Техника защиты от ударов)

Изучив базовые формы ударной техники, следует приступить к изучению техники защиты — уки ваза. Базовый раздел уки ваза в боевом искусстве Бушин-кан включает 10 простых блокирующих движений руками и ногами.

УКИ НО КАТА (Форма блокирующих движений)

1. Ува уки или are уки — восходящий блок предплечьем (удэ) или ребром ладони (шуто или тэгатана). Может выполняться в виде удара по атакующей конечности противника.

2. Сото уки — блок снаружи вовнутрь предплечьем (удэ) или ребром ладони (шуто или тэгатана). Также может выполняться в виде удара.

3. Каги уки — крюкообразный блок предплечьем (удэ) движением снаружи вовнутрь на среднем уровне.

4. Каке учи уки — блок с захватом, движением изнутри наружу.

5. Иоко дзюдзи уки — крестообразный блок предплечьями (удэ) в сторону на среднем уровне.

6. Шита уки — блок предплечьем (удэ) снаружи-вовнутрь-вниз на среднем уровне, при котором локоть находится немного ниже кисти. Часто похожую технику называют осае уки. В этом случае предплечье придавливает атакующую конечность противника.

7. Гедан барай — сбивание атакующей конечности противника предплечьем (удэ), мышечной частью кулака (тет-суи) или ребром ладони (шуто или тэгатана) движением изнутри наружу на нижнем уровне.

8. Сото гедан барай — сбивание атакующей конечности противника предплечьем (удэ), движением снаружи вовнутрь на нижнем уровне.

9. Сукуи уки — блок черпающе-подхватывающим движением, выполняемый на среднем уровне движением снаружи вовнутрь или изнутри наружу.

^ Джиу-Джитсу

10. Ашибо каке уки — подхватывающая подставка голени или мышечной части лодыжки как защита от атаки в нижний уровень.

Радишевский Е.А. «,Джиу-джитсу: Боевое искусство самураев»

В качестве техники защиты часто применяют разнообразные удары по конечностям, используя при этом изучен-

ную ранее ударную технику кулака (сейкен уки, уракен уки), ребра ладони (шуто или тэгатана уки), локтя (эмпи уки) или ступни (сокуто уки, сокутей уки). Атэ уки или кимэ уки -так называется целый раздел жестких блоков-ударов, выполняемых по конечностям противника. На тренировках эти приемы отрабатываются очень осторожно, т.к. при невнимательности они легко приведут к травме атакующего партнера.

ЦУКАМИ (Захваты)

Во многих школах дзю-дзюцу раздел захватов изучается в виде простых движений, объединенных в форме цу-ками но ката. Захваты и обхваты проводятся при подходе к противнику спереди, сбоку и сзади. Эти разделы называются соответственно мае, йоко и уширо и включают разные способы проведения захвата конечностей одной или обеими руками, обхвата корпуса и захватов за одежду. Все захваты проводятся на выдохе, в устойчивой стойке, с опусканием центра тяжести. Каждый захват проводится так, чтобы после его использования существовала возможность провести удар или перейти на какой-либо прием. Захват просто ради захвата не имеет смысла, т.к. только открывает ваше тело для контратаки. Поэтому на более высоком уровне все захваты выполняются с выведением из равновесия или с мгновенным ударом в уязвимую часть тела противника. Например, захват за предплечье, лишающий противника возможности защищаться этой рукой, может быть продолжен мгновенным ударом свободной рукой в лицо, а захват обеими руками за плечи может завершиться ударом коленом. Отрабатывать нужно и захваты с толчком от себя или с рывком на себя, выводя противника из равновесия и ставя его в положение, удобное для проведения броска, болевого или удушающего приема.

ЦУКАМИ НО КАТА Мае ваза

1. Кататэ дорн — захват одной рукой за запястья. Может применяться в положении ай ханми или гьяку ханми, т.е. при одноименной или разноименной позиции.

2. Моротэ дорн — захват запястья двумя руками.

3. Риотэ дори — захват обеих занястий. Может использоваться на уровнях гедан или дзедан.

4. Содэ дори — захват за одежду у локтевого сгиба.

5. Риосодэ дори — захват двумя руками за рукава у локтевых сгибов.

6. Мунэ дори — захват за одежду на груди одной рукой.

7. Риомунэ дори — захват за одежду на груди обеими руками.

8. Ката дори — захват за одежду на плече.

9. Риоката дори — захват за одежду на обоих плечах.

10. Куби дори — захват за горло одной рукой.

11. Риотэ куби дори — захват за горло обеими руками.

12. Ками дори — захват за волосы.

13. Уватэ дори — обхват поверх рук.

14. Шитатэ дори — обхват под руками.

15. Риоаши дори — обхват ног на уровне бедра.

Уширо ваза

1. Уширо риотэ дори — захват обеих запястий сзади (руки прямые).

2. Уширо риотэ дори хэнко ваза — захват обеих запястий сзади (руки завернуты за спину и подняты).

3. Уширо содэ дори — захват за одежду у локтевого сгиба сзади.

4. Уширо риосодэ дори — захват двумя руками за рукава у локтевых сгибов сзади.

5. Уширо ката дори — захват за одежду на плече при подходе сзади.

6. Уширо риоката дори — захват за одежду на обоих плечах сзади.

7. Уширо эри дори — захват за воротник сзади.

8. Уширо ками дори — захват за волосы сзади.

9. Уширо уватэ — обхват поверх рук сзади.

10. Уширо уватэ хэнко ваза — обхват одной рукой поверх руки противника и зажимание ладонью рта для предотвращения возможного крика.

11. Уширо шитатэ — обхват под руками сзади.

12. Уширо риотэ куби дори — захват за шею и горло обеими руками сзади.

13. Уширо куби дзимэ — удушающий захват предплечьем за горло сзади.

14. Уширо кататэ дори куби дзимэ — захват за предплечье и за горло сзади.

15. Уширо хайго — обхват подмышкой и поверх плеча при подходе сзади.

Йоко ваза

1. Иоко содэ дори — захват за одежду у локтевого сгиба сбоку.

2. Иоко ката дори — захват за одежду на плече при подходе сбоку из разных положений (ай ханми, гьяку хан-ми).

3. Йоко риотэ куби дори — захват за шею и горло обеими руками сбоку из разных положений.

4. Иоко уватэ — обхват поверх рук при подходе сбоку.

5. Йоко шитатэ — обхват под руками при подходе сбоку.

Комбинированная техника захватов включает в себя множество вариантов. В базовых ката школы Бушин-кан используется в основном двухсторонний захват за одежду у локтя и у плеча в одноименной стойке. Изучаются также способы сковывающих захватов в положении лежа на боку, на спине или на груди.