СБОИ НАГЕ НО КАТА ШОДАН

1. Иппон сеои наге — бросок через плечо захватом руки. Этот прием используется после проведения выведения из равновесия вперед-вверх, что заставляет противника фшняться на носки. После выполнения броска необходимо быстро выпрямить спину и принять устойчивую стойку, чтобы не дать противнику возможность увлечь вас за собой.

2. Сеои отоши — бросок через плечо с опусканием на колено.

В этом приеме вы увлекаете противника за собой, резко опуская свой центр тяжести и поворачивая корпус. Таким образом проводится выведение из равновесия скручиванием вперед вниз, при котором ваше тело является преградой, не позволяющей противнику, сделав шаг вперед или в сторону, восстановить свой баланс.

3. Сеои are — бросок через плечо с подбивом бедра противника рукой.

Применение этой техники удобно, когда противник, соскальзывая, не дает применить сеои наге. В этом случае подставка ладони перед его бедром создает преграду, не позволяющую уйти от броска. В остальном техника входа, выведения из равновесия и самого приема сходна с техникой броска через плечо захватом руки. При сеои are партнер падает не прямо перед вами, а немного сбоку от вас.

4. Гьяку сеои — бросок через плечо обратным захватом руки с рычагом локтя. Этот прием проводится так же, как и обычный бросок через плечо, но в момент его выполнения применяется ката гатамэ — перегибание локтя через плечо. Входы для этого броска могут быть самые разнообразные, включая проскальзывание под захваченной рукой или принятие позиции сбоку, используя передвижение тенкан. Реальное выполнение приема приводит к травме локтевого сустава.

5. Ката гурума — переворот через плечи. В этом приеме важно правильно вытянуть противника, заставив его потерять равновесие и подняться на носки. Сохраняя позвоночник прямым, можно перебросить его через плечи, не прилагая к этому значительных физических усилий. При правильном выполнении приема основная нагрузка должна лечь на ноги в момент их распрямления. Основной ошибкой является попытка проведения ката гурума за счет силы мышц спины. Неправильное применение этой техники может привести к травме позвоночника.

СУТЭМИ НАГЕ НО КАТА ШОДАН (ЙОКО СУТЭМИ ВАЗА)

1. Уки ваза — передняя подножка на пятке садясь.

В этом приеме вы сначала создаете давление назад в сторону, а затем, когда почувствуете сопротивление противника и встречное давление вперед, вы поддаетесь и, садясь, увлекаете противника за собой вниз, одновременно скручивая его тело и заставляя перелететь через вас кувырком.

Выпрямленная нога является преградой и не дает противнику сделать шаг вперед и восстановить утерянный баланс.

2. Йоко отоши — боковая подножка с падением. Техника этого приема похожа на технику уки ваза, но бросок проводится всторону.

*

Преградой для восстановления равновесия противника в этом случае становится ваше бедро.

3. Тани отоши — задняя подножка с падением. В этом приеме вы одновременно проводите подбив обеих ног противника сзади и давление на его корпус спереди. Давление на корпус выполняется так же, как и в технике сукуи наге, максимально прижимаясь к противнику на уровне его живота.

4. Иоко гурума — боковой переворот через грудь с падением. Это техническое действие проводится толчком ладонью в корпус противника на уровне пояса и рывком за шею или за одежду на спине. Падение выполняется прямо под ноги атакуемому. Увлекая его за собой под тяжестью своего веса, ваше тело и упирающаяся в пояс рука создают преграду, через которую противник не может перешагнуть, что вынуждает его кувырком перелететь через грудь проводящего прием.

5. Йоко вакарэ — передняя подножка с падением. В этом приеме вы, после проведения кузуши, падаете перед

противником и увлекаете его за собой под тяжестью веса своего тела. Как и в техниках уки отоши и йоко ото ши, сначала создается давление назад, и только после сопротивления с целью сохранения равновесия и ответного давления противника проводится бросок.

СУТЭМИ НАГЕ НО КАТА ШОДАН (МА СУТЭМИ ВАЗА)

1. Томоэ наге — бросок через голову с упором стопы в живот. В этом приеме важно садиться как можно ближе к противнику прямо под его центром тяжести. В противном случае он сможет легко сопротивляться проведению броска и проводить контрприемы. Одновременно следует выводить его из равновесия тягой руками на себя, заставляя наклониться вперед. В ката после выполнения приема нужно короткое время оставаться лежать на спине с поднятой и немного согнутой ногой. В хэнко ваза — различных вариантах применения технических действий — можно продолжить свое движение, кувыркаясь назад и садясь верхом на лежачего противника.

2. Суми гаеши — бросок через голову подсадом голенью изнутри. Это техническое действие похоже на предыдущее, но вместо упора стопой в живот применяется подсад голенью между ногами противника. Это становится важным при плотном захвате на короткой дистанции, при которой томоэ наге применить невозможно. Прием может завершиться кувырком на противника и принятием положения верхом.

3. Тавара гаеши — бросок через голову давлением на шею. В этом приеме проводится давление на шейные позвонки, зажимая голову под плечо. Одновременно нужно сесть как можно ближе к противнику прямо под его центром тяжести и, увлекая за собой, перекинуть его, заставив сделать кувырок. Важно сместиться немного вбок, чтобы атакуемый не упал вам на голову, а перелетел через корпус и руку. Тренируя этот прием, следует проводить его очень осторожно, чтобы не травмировать голову партнера при резком рывке вниз.

4. Хиджикоми гаеши — бросок через голову давлением на локтевой сустав. Для выполнения этого броска нужно поместить свою руку между плечом и корпусом согнувше-гося противника, Прием проводится за счет приседания вниз и болевого воздействия на локоть выпрямленной руки.

5. Кани басами — бросок подбивом ног и корпуса. Это техническое действие выполняется запрыгиванием на противника сбоку с выведением из равновесия назад. Одна нога подбивает ноги противника на уровне колена, а другая давит на корпус в районе пояса. Существуют много вариантов выполнения этой техники, выполняемые на разных уровнях: аши басами — бросок подбивом на уровне щиколотки и колена, до басами — бросок подбивом на уровне поясницы и груди и куби басами — бросок обхватом и скручиванием шеи ногами.

ТЭ ГУРУМА НО КАТА

1. Учи тэ гурума — переворот руками при захвате воротника и ноги изнутри. В этом приеме нужно плотно при

жать ближайшую руку противника к своему корпусу, чтобы он не мог нанести удар. Подбив проводится корпусом, как в приеме уширо гоши. В реальной ситуации эта техника может завершиться опусканием соперника на голову, на тренировке с партнером нужно позволять ему сделать укеми.

2. Сото тэ гурума — переворот руками при захвате воротника и ноги снаружи. Этот бросок похож на предыдущий, за исключением того, что нога противника захватывается снаружи. Переворот осуществляется практически в горизонтальной плоскости, давая возможность застраховаться. Закончить прием нужно с ровной спиной в устойчивом положении.

Радишевский Е.А. ((Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

3. Мае тэ гурума — переворот руками при подходе спереди (за ногу и воротник).

В перевороте спереди нужно захватить противника за одежду, как можно глубже пропустив руку ему между ног. В идеале захват проводится почти в области копчика противника или, если это невозможно, за одежду на внутренней поверхности бедра. Другая рука выводит противника из равновесия упором предплечья в горло с захватом одежды. На тренировке бросок заканчивается опусканием соперника на лопатки.

4. Какае гурума — переворот руками, обхватывая противника за ногу и корпус. В этом приеме нужно обхватить ^противника и, используя силу ног, поднять его. Спину необходимо сохранять максимально выпрямленной, чтобы не создавать нагрузку на позвоночный столб. Переворот оканчивается опусканием противника на затылок в реальном поединке или на лопатки в процессе тренировки.

5. Уширо какае гурума — переворот руками при обхвате сбоку за корпус и ногу (изнутри). Эта техника часто используется в борьбе, когда противник проводит захват за ваш пояс сверху. В ката прием выполняется на партнере, стоящем в естественном положении с опущенными руками. Для применения переворота следует одной рукой обхватить корпус противника на уровне пояса, заходя ему подмышку, а другой рукой захватить ногу. Партнера нужно страховать, чтобы избежать травмы при окончании броска.

Базовые ката бросковой техники уровня нидан (2-й дан) представляют собой комплексы усложненных приемов и их вариантов из программы шодан. Также в раздел нидан наге

ваза входит несколько комплексов бросковых техник, выполняемых за счет болевого воздействия на суставы рук и существующие в виде техники болевых контролей на уровне шодан. Практически все болевые приемы, изучаемые в программе шодан, выполняются в бросковом варианте на уровне 2-го дана. Это обусловлено тем, что на 2-й дан изучаются различные технические и тактические способы ведения поединка против нескольких противников. В этом случае человек, взятый на болевой контроль, после травмирования его болевым приемом уровня шодан может быть брошен на другого противника. Техника такого рода называется кансэцу наге ваза.

КОШИ НАГЕ НО КАТА НИДАН

1. Гьяку гоши — обратный бросок через поясницу. В этом приеме проводится выведение из равновесия назад, загружая противника на пятки (уширо кузуши). Завершить бросок можно, слегка подкручивая противника в воздухе и опуская его на живот или опуская на голову. В ката следует дать партнеру возможность выполнить укеми и упасть на бок. Тренировать этот прием нужно осторожно, т.к. резким рывком можно травмировать партнеру позвоночник.

2. Риотэ гоши — бросок через поясницу захватом обеих рук. Этот прием выполняется почти так же, как и обычный бросок через поясницу о гоши.

Захват двух рук партнера должен проводиться за предплечья возле кистей. В ката вы захватываете сами руки, а не одежду, хотя в некоторых ситуациях может быть проведен захват за рукава. Кузуши проводится амплитудным движением рук, поднимающим партнера на носки и заставляющим немного наклониться. После выполнения броска следует отпустить одну руку бросаемого, чтобы дать ему возможность применить укеми.

3. Яма араши- «горный поток». Этот прием сохранил древнее название благодаря своей известности.

Именно этим броском выиграл большинство поединков знаменитый японский мастер дзюдо, айки-дзюцу и кюдо Сиро Сайго. Подхват под обе ноги захватом на вытянутую руку существует сейчас в программе традиционного дзюдо и нескольких школ дзю-дзюцу и айки-дзюцу.

4. Ханэ гоши — подсад бедром изнутри. В этом техническом действии необходимо провести кузуши вперед на носки и заставить противника немного наклониться. После этого проводится подбив его бедер своей согнутой ногой. В ^сата нужно выполнить скручивающее движение руками и опустить противника на спину, давая ему возможность применить укеми. В реальной ситуации противника нужно бросить так, чтобы он не смог застраховаться при падении.

5. Коши гурума — переворот через поясницу. В ката этот прием может выполняться с болевым воздействием на локтевой сустав захваченной руки противника. При применении коши гурума нужно подкрутить партнера в воздухе, иначе он может быть сильно травмирован при падении. В момент подкручивания свободная рука должна подбросить партнера толчком в колено или бедро. Сразу же после броска нужно выпрямиться и занять устойчивое положение, демонстрируя готовность продолжать поединок или встретить новых нападающих.

СБОИ НАГЕ НО КАТА НИДАН

1. Моротэ сеон наге — бросок через плечо захватом руки и ворота. Техника этого броска похожа на иппон сеои наге. Но здесь, с учетом захвата отворота, появляется возможность жестко вбить противника в пол.

2. Моротэ сеои отоши — бросок через плечо с колен захватом руки и ворота. В ката опускание выполняется сразу на оба колена, противник бросается почти выпрямленными руками. Это увеличивает амплитуду и силу падения и существенно усложняет для него возможность продолжать поединок.

3. Риотэ сеои наге — бросок через плечо захватом обеих рук противника. В этом броске проводится болевой прием на локоть одной из рук противника путем их скрещивания — дзюдзи гатамэ. После выполнения броска следует отпустить одну руку бросаемого, чтобы дать ему возможность применить укеми.

4. Курума отоши — переворот через плечи с колена. В этой технике после кузуши нужно подкрутить противника за захваченную руку и одновременно подбить вверх его колено свободной рукой.

5. Риоаши наге — переворот через плечо назад захватом обеих ног. В этом приеме, чтобы свести нагрузку на позвоночный столб к минимуму, нужно максимально выпрямить спину. Подъем противника проводится не за счет разгибания туловища, а за счет выпрямления ног.

КОТЭ КАНСЭЦУ НАГЕ НО КАТА

1. Омотэ котэ наге — бросок скручиванием кисти наружу. Этот прием похож на котэ гаеши из раздела шодан

кашицу ваза. Бросок проводится скручиванием кисти ладонью вверх с помощью передвижения ирими-тэнкан. После броска захваченная рука противника отпускается, после чего принимается положение готовности. Эту технику удобно применять, когда сзади предполагается атака второго противника. В этом случае вы травмируете кисть руки первого нападающего и бросаете его под ноги второму, одновременно разворачиваясь к нему лицом.

2. Ура котэ наге — бросок сворачиванием кисти. Этот бросок применяется, если нужно бросить одного противника на другого.

Во время проведения приема нужно держать захваченную руку на болевом контроле. Используя перемещение

ирими или тэнкан под различными углами, можно получить возможность бросать противника в нужном направлении.

3. Котэ отоши наге — бросок опусканием кисти. Бросок выполняется после болевого контроля толчком в кисть выпрямленной руки, что приводит к травме кистевого сустава.

4. Котэ хинэри наге — бросок выкручиванием кисти. Начало этого приема похоже на котэ хинэри из раздела шо-дан кансэцу ваза. После болевого воздействия на кисть руки и кузуши нужно бросить противника вперед или назад в зависимости от направления атаки второго нападающего. Захваченная рука постоянно держится на болевом контроле и отпускается только перед падением противника.

5. Котэ тарами нате — бросок узлом кисти. Этот бросок проводится практически так же, как и болевой прием «узел кисти», но вместо опрокидывания назад нужно провести ирими тэнкан и, подвернув кисть захваченного противника, бросить его в нужном направлении под ноги другому нападающему.

ХИДЖИ КАНСЭЦУ НАГЕ НО КАТА

1. Ваки гатамэ нате — бросок рычагом локтя. В этом приеме после выполнения ваки гатамэ из программы шодан кансэцу ваза нужно бросить противника в нужном направлении толчком в локоть и в бок.

2. Гансэки наге — «бросок с утеса». Этот бросок основывается на болевом контроле локтя хиджи макикоми. Вместо опрокидывания вниз, как в разделе кансэцу ваза, нужно подставить противнику ногу, как в тай отоши, и бросить его, одновременно травмируя локоть.

3. Каннукн гатамэ наге — бросок замком локтя. Проведя каннуки гатамэ, нужно подставить противнику ногу, как в приеме «передняя подножка» (тай отоши), и выполнить бросок, выводя его из равновесия под 45 градусов вперед. На тренировке следует быть максимально осторожным, т.к. при применении каннуки гатамэ наге можно травмировать локтевой сустав.

4. Удэ дзюдзи наге — бросок крестообразным рычагом локтя. Этот прием позволяет бросить противника после применения болевого воздействия на локоть приемом удэ дзюдзи гатамэ.

В броске четко прослеживается принцип тэнчи — «небо -земля». Вначале вы «вонзаете» захваченную руку вверх, а потом перебрасываете противника через ногу, «вбивая» его плечо вниз. В ката нужно вовремя отпустить руку партнера, чтобы не сломать локтевой сустав. Продолжая начатое круговое движение, надо сделать перемещение ирими тэнкан и принять устойчивое положение. Эта техника используется тогда, когда надо бросить одного противника на другого, нападающего сзади.

5. Тэнбин наге — бросок рычагом локтя «коромыслом».

В ката этот прием выполняется после болевого контроля локтя через плечо — ката гатамэ. Применять его следует осторожно, чтобы не травмировать локтевой сустав захваченной руки. Во время броска локоть противника нужно толкать не только плечом, но и всем телом, усиливая таким образом нагрузку на сустав. В этом случае, если противник упрется и не применит укеми, его рука будет сломана.

КАТА КАНСЭЦУ НАГЕ НО КАТА

1. Они кудакн наге- «бросок, разрушающий демона». В этом приеме, после захвата руки техникой они кудаки, нужно провести перемещение ирими тэнкан и бросить противни-

2. Гедзя дори наге — бросок болевым воздействием на плечо захватом гедзя дори.

В этом приеме, после захвата согнутой руки атакующего под свое плечо, нужно провести перемещение ирими тэнкан и бросить противника в нужном направлении, опускаясь на одно колено и помогая себе свободной рукой.

3. Кайтэн наге — «бросок кувырком». Этот прием выполняется толчком загнутой за спину дэуки противника и давлением на затылок.

4. Рю наге — «бросок дракона». В этом приеме проводится выворачивание плеча и бросок с опусканием на колено. В ката нужно быть максимально осторожным, т.к. при применении этого броска можно травмировать партнера. Для броска используется перемещение ирими тэнкан.

5. Шихо наге — «бросок в четырех направлениях». В этом броске применяется болевое воздействие на плечо. Как видно из названия, прием может быть проведен в любом направлении и позволяет, травмируя противника, бросить его на другого нападающего.

КАНСЕТСУ

«Чтобы быть совершенным мастером боевых искусств, даже если вы овладели принципом, вы должны достичь полной свободы в использовании техники. Если же вы не постигли глубинные аспекты принципа\ то хотя вы и владеете мечом в какой-то мере, вы не напоминают два колеса одной телеги.»

Такуан Сохо, «Фудоти симме року».

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев