СОКУ КАНСЭТСУ ВАЗА (Воздействия на голеностопный сустав)

Соку маваши — выкручивание стопы соперника. Для эффективного использования этого приема нужно зафиксировать ногу противника. Скручивание может проводиться разными захватами.

Руки могут принимать форму «замка» при захвате обеими руками за стопу. При захвате стопы в локтевой сгиб или подмышку вращение может выполняться давлением предплечья на пятку. Эти два технических действия являются

наиболее часто употребляемыми в поединке болевыми воздействиями на голеностопный сустав.

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ

Различные приемы воздействия на уязвимые точки так же часто используются в технике болевых воздействий на ноги, как и на другие части тела.

Сицукоку дзимэ давление на подколенную ямку. Для выполнения этого приема нужно перевернуть противника на живот и, поместив сжатый кулак на точку сицукоку, согнуть его ногу и зажать свой кулак, производя давление на болевые точки. Этот же прием можно выполнить, используя для болевого воздействия свободную ногу противника, заложив ее голенью в подколенный сгиб, или свою ногу, сидя на противнике верхом.

Ашикуби дзимэ — ущемление ахиллесова сухожилия. Существует множество способов провести болевой захват стопы для ущемления ахиллесова сухожилия, но наиболее часто употребляемым приемом является захват стопы противника подмышку и давление на сухожилие предплечьем снизу или сверху. Давление нужно проводить обеими руками и всем телом, при этом плотно зажимая атакованную ногу своими ногами.

ОКУ НО КАТА ,

«Ваша духовная ориентация в ходе изучения стратегии должна быть такой же, как и в повседневной жизни. Как в бою, так и в обычной жизни вы должны быть спокойны, но в то же время исполнены решимости. В каждой ситуации действуйте без напряжения, но не опрометчиво. Ваш дух должен быть уравновешенным и беспристрастным.»

Мня мото Мусаши, «Горин но шо».

Кроме базовых форм техники кихон ката, в школе Бушин-кан дзю-дзюцу изучаются несколько внутренних ката, знание и владение которыми является необходимым для получения официальной степени шодан, нидан или сандан. Это «оку но ката» — «углубленная форма» изучения боевой техники, демонстрирующая способы рационального перехода от одного технического действия к другому (шодан), различные формы применения этих комбинаций (нидан) и способы защиты от них и контратаки (сандан). Техника этой ката выполняется в паре с партнером, действия которого заранее определены. На уровне шодан все приемы проводятся в варианте осае, т.е. с применением болевого контроля или удержания. На уровне нидан техника выполняется в варианте наге, т.е. с броском. Сандан — это применение контрприемов каеши ваза для защиты от технических действий оку но ката уровня шодан или нидан. Все приемы проводятся только на выведенном из равновесия противнике без приложения лишних физических усилий. Ярко выраженное в ката выведение из равновесия — стилевая особенность школы Бушин-кан дзю-дзюцу.

БУШИН-КАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ ОКУ НО КАТА ШОДАН,

НИДАН

Ката начинается с обычного ритуала, выполняемого в мусуби дачи (пятки вместе, ступни развернут!,! под 45 гра

дусов). После рэйхо вы становитесь в естественное положение шизентай с раскрытыми, свободно опущенными руками, а атакующий принимает чудан камае и, сделав два шага и опустив центр тяжести, проводит кататэ дори — захват рукой за предплечье. Его свободная, сжатая в кулак рука принимает хикитэ — оттягивается на бедро и угрожает атакой. Практически мгновенно следует ответ: атэми в голову для отвлечения и выведения из равновесия и проведение ваки гатамэ. На уровне шодан первая серия техник ип-пон мэ завершается опрокидыванием и проведением того же контроля лежа. На уровне нидан этот же прием завершается броском ваки гатамэ наге.

Вторая серия технических действий ниппон мэ полностью повторяет первую вплоть до момента проведения болевого контроля. Как только вы пытаетесь выполнить ваки гатамэ, партнер сгибает руку в локте, защищая локтевой сустав от болевого воздействия, и пытается восстановить равновесие. Не прекращая движения, вы опять лишаете его баланса и переходите на котэ маваши. На уровне шодан после болевого приема на кисть нужно выполнить тенкан и, уложив партнера лицом вниз, провести ура удэ осае, стоя на одном колене. На уровне нидан этот же прием завершается броском котэ маваши наге.

Третья серия технических действий оку но ката сан-бон мэ сначала повторяет все предыдущие приемы, вплоть до контроля кисти. В момент начала котэ маваши партнер, спасаясь от болевого воздействия, подшагивает, восстанавливает потерянное равновесие и, разворачивая кисть ладонью вверх, выпрямляет руку. На уровне шодан, продолжая его движение, вы применяете кузуши и, почувствовав расслабление его руки, выполняете котэ гаеши, опрокидывая на спину. Далее, не прекращая своего движения, нужно продолжить дожим кисти в сторону естественного сгиба болевым рычагом локтя омотэ тэнбин осае. На уровне нидан

вместо опрокидывания проводится бросок котэ наге, после которого нужно отойти в сторону и принять камае, сохраняя готовность продолжать тренировку или поединок.

Йонхон мэ — четвертая комбинация опять начинается с захвата за кисть. Последовательно повторяя все описанные ранее действия, эта серия движений доходит до попытки проведения котэ гаеши. Защищаясь от этого приема, ваш партнер принимает устойчивую позицию зэнкуцу дачи и прижимает локоть атакуемой руки к своему боку и к бедру. Это позволяет, выполнив атеми, провести болевой прием на плечо они кудаки. На уровне шодан эта техника завершается опрокидыванием и продолжением того же болевого контроля в позиции на одном колене верхом на партнере. На уровне нидан этот болевой прием применяется в варианте наге. Вплоть до подъема партнера в стойку нужно находиться в позиции готовности.

Пятая и последняя комбинация приемов Бушин-кан дзю-дзюцу оку но ката гохон мэ — это уже изученная серия технических действий, проводимых до использования захвата они кудаки. Для защиты плеча и контратаки партнер обходит вас круговым движением и выполняет свободной рукой удушающий захват уширо куби дзимэ. Приняв устойчивую позицию, вы проводите болевой захват локтя, перегибая его через нижнюю часть плеча приемом ката гата-мэ. Почувствовав, что партнер приподнялся на носках и оказался в неустойчивом положении, вы начинаете выполнять завершающий прием. На уровне шодан вы применяете загиб руки за спину ура ката ха и демонстрируете возможность конвоирования. На уровне нидан выполняете амплитудный бросок через плечо с болевым воздействием на локоть гьякутэ иппон сеое наге.

После подъема партнера в стойку примите естественную позицию шизентай и сделайте рэйхо в позиции мусуби дачи.

БУШИН-КАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ ОКУ НО КАТА САНДАН

На этом уровне вы меняетесь ролями и первым начинаете атаку захватом за кисть руки вашего партнера. Он начинает проводить технику ката, изученную на уровне шодан или нидан. На каждую попытку провести прием оку но ката вы выполняете контратакующую технику каеши ваза.

Иппон мэ. В ответ на попытку применения ваки га-тамэ вы проводите опрокидывание соперника техникой оби отоши, выводя его из равновесия толчком плеча и широко заступив ногой ему за спину. После этого вы принимаете позицию готовности.

Ниппон мэ. Технику котэ маваши вы контратакуете с помощью йоко гурума — броска через грудь с падением. Лежачая позиция фиксируется несколько секунд, затем вы принимаете боевую стойку на одном колене (хандачи га-мае), потом одновременно с партнером встаете и принимаете позицию готовности.

Санбон мэ. Попытку проведения котэ гаеши вы прерываете, используя рычаг локтя боком ваки гатамэ. После взя-

гия партнера на этот болевой контроль вы переходите на рычаг локтя животом (хара гатамз) с одновременным удушением воротом (эри дзимэ). Затем вы опрокидываете его, опускаясь на одно колено, и фиксируете в лежачем положении. После тгого вы принимаете позицию готовности.

Ионхон мэ. Болевой прием они кудаки вы нейтрализуете приемом йоко вакарэ, уходя под противника и прижимаясь к нему. Позиция готовности сохраняется несколько секунд после подъема партнера в стойку.

Гохон мэ. Против попытки провести бросок через плечо с рычагом локтя (гьякутэ сеое наге) вы применяете штампованный удар стопой в подколенный сгиб (фумико-ми) и, опускаясь на колено, продолжаете удушающим приемом уширо дзимэ. После этого вы принимаете позицию готовности в стойке. После подъема партнера в стойку примите естественную позицию шизентай, затем сделайте рэй-хо в позиции мусуби дачи.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев