СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКИХ, ТРАНСФОРМИРОВАННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ ДЗЮ-ДЗЮЦУ

В наше время дзю-дзюцу развивается в трех основных направлениях: древней, неизменной форме, в виде трансформированных школ, сохранивших, тем не менее, классические методы и характеристики, и в форме современных, сильно видоизмененных стилей.

Ниже представлена краткая история и характеристика одной из древних школ традиционного бу-дзюцу — Хонтай Йо-шин Рю, остающейся неизменной до сегодняшнего дня современной школы классического дзю-дзюцу Ханко Рю, созданной на основе древнего Дайто Рю и обогащенной знаниями эзотерической медицины, а также нескольких современных направлений дзю-дзюцу Хоку Шин Рю и Джуко Рю, созданных европейскими и американскими мастерами на основе опыта занятий традиционными школами японского боевого искусства, но адаптированных для современных условий.

Выбранные для очерка школы являются одними из наиболее ярких представителей указанных направлений.

ХОНТАЙ ЙОШИН РЮ ДЗЮ-ДЗЮЦУ И КОБУДО

КУКИШИН РЮ БО-ДЗЮЦУ

ИСТОРИЯ

Хонтай Иошин Рю ("Школа прямой передачи светлого сердца") была создана в 17-м веке и состояла из техники и тактики ближнего боя для самураев.

Основатель школы, Ориемон Шигетоши Такаги (Oriemon Shigetoshi Takagi), родился 2-го января 1635 года. Он был сыном Санзаемона (Sanzaemon), лидера клана Осу-Шираиши (Osu-Shiraishi) в северной части Японии. Его детское имя было Умон (Umon). С детства он изучал искусство владения коротким мечом школы Муфо Рю Кодачи (Mufo Ryu Kotachi) и искусство боя копьем школы Киочи

19

Радишевский Е.Л. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

Рю Содзюцу (Kyochi Ryu Sojutsu), под руководством Муто Дануемона (Muto Danuemon).

Умон еще в юности добился мастерства в обоих этих искусствах. Его отец был преподавателем искусства фехтования мечом в провинции Шираиши, но был убит. Использовав на практике слова отца о принципах гибкости "йо" (уо) и о том, что "йобоку" (yoboku) — гибкая ветвь ивы -может быть сильнее, чем крепкое и высокое дерево, которое уязвимо и легко ломается, Умону удалось отомстить убийцам своего отца. После победного сражения именно эта философия заставила Умона назвать свою школу Ио-шин Рю, а себя Такаги Ориемон Шигетоши. Он использовал свое имя в названии своего боевого искусства для реализации принципов, которые усвоил от отца.

Его преемник, Уманосуке Шигесада Такаги (Umanosuke Shigesada Takagi), разработал методы подавления безоружного противника и изменил название школы на Хонтай Йо-шин Рю Такаги Рю Дзю-дзюцу (Hontai Yoshin Ryu Takagi Ryu Ju-jutsu). Он был представлен в книгах об истории Японии как добрый, сердечный человек и выдающийся мастер боевого искусства. Такаги Уманосуке Шигесада известен также как преподаватель, развивший один из ранних стилей рукопашного боя для самураев.

Третьим мастером был Генношин Хидэшиге Такаги (Gennoshin Hideshige Takagi), четвертым — Кихэй Шигенобу Окуни (Kihei Shigenobu Okuni). Последний прославился на всю Японию тем, что был непобедим в рукопашных поединках и в совершенстве владел алебардой — Нагината (Naginata), палкой — ханбо (Hanbo) и шестом — бо (Во). С этого времени оба искусства (дзю-дзюцу и бо-дзюцу) объединились, и Хонтай Такаги Иошин Рю Дзю-дзюцу и Кукишин Рю Бо-дзюцу (Kukishin Ryu Bojutsu) стали изучаться совместно.

Четырнадцатый соке школы, Такео Масацугу Ишийя (Takeo Masatsugu Ishiya), родившийся в 1845 году, был известен в Японии как мастер мастеров боевых искусств эпохи

"10

Радищевский Е.Л. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

Эдо (Edo). Его наиболее известным принципом обучения было развитие "мягкости снаружи и твердости внутри". Это выражение сохранилось как главный принцип школы Хонтай Иошин Рю до наших дней.

Таким образом, Хонтай Йошин Рю Такаги Рю Дзю-дзю-цу и Кукиш ин Рю Бо-дзюцу через века были переданы семнадцатому носителю традиции — Сабуро Минаки (Saburo Minaki), а его усилиями и современному мастеру Иноуэ Тсу-еши Мунетоши, ныне живущему носителю традиции.

Тсуеши Иноуэ родился 30 января 1925 года. Его отец Сатору Иноуэ (Satoru Inoue) был 25-мтлавой Дома Иноуэ. Когда ему было 12 лет, он начал регулярно заниматься дзюдо (judo), японским фехтованием на мечах кэндо (kendo) и искусством владения штыком дзюкендо (jukendo). Его спортивная карьера на соревнованиях дзюкендо была великолепной, и он неоднократно становился чемпионом.

После окончания в 1941 году средней школы Тсуеши Иноуэ в течение всей Второй мировой войны работал офицером военной полиции.

После многолетней практики многих стилей будо и длительной работы преподавателем дзюдо он стал студентом Сабуро Минаки (Saburo Minaki), 17-го соке Хонтай Иошин Рю Дзю-дзюцу. С 1955 года Иноуэ очень быстро продвигался в изучении стиля, ив 1971 году он становится одним из ведущих инструкторов школы и получает степень мэнке кайдэн (menkyo kaiden). Также он получает мэнке кайдэн в Кукишин Рю Бо-дзюцу.

Обычно титул соке или грандмастера переходит от отца к сыну, однако соке Минаки старел, поэтому и решил выбрать соответствующего преемника из числа своих лучших учеников. Он выбрал Тсуеши Иноуэ, и другие ученики согласилась с этим выбором. В традиционной самурайской церемонии посвящения в 1982 году Тсуеши Иноуэ был возведен в ранг 18-го соке и добавил имя Мунетоши к своему имени.

Соке Иноуэ известен не только как выдающийся преподаватель боевых искусств, но также и как очень сердечный

21

и открытый человек. Он всегда подчеркивает важность международного сотрудничества, и его вклад в развитие японского кобудо (kobudo) в западных странах был замечателен.

С 70-х годов двадцатого столетия соке Иноуэ начинает проводить огромную работу по обучению тактике и технике своей школы в Европе и Америке и открывает представительства в разных странах.

Титулы соке Иноуэ: Хонтай Иошин Рю — ханши, 9-й дан, Тояма Рю Иайдо — ханши, 9-й дан, дзюкендо — киоши, 8-й дан, танкендо — киоши, 7-й дан, дзюдо — 5-й дан.

ТЕХНИКА ХОНТАЙ ЙОШИН РЮ

Основой техники Хонтай Иошин Рю являются ката, которые изучаются и отрабатываются в парах. Выполняя ката, вы обучаетесь корректному поведению, развиваете чувство дистанции и правильное поведение в реальной боевой ситуации. Технические действия, входящие в ката, являются базовыми упражнениями, которые следует практиковать каждый день. Основа этой школы дзю-дзюцу заключается в разрушении баланса противника и использовании его собственной энергии. Все приемы Хонтай Йошин Рю состоят из трех аспектов: разрушения баланса, работы руками и работы ногами. Мастерство дзю-дзюцу лежит в овладении этими тремя принципами.

Техника Хонтай Иошин Рю состоит из атак в нервные узлы "атэ", болевых воздействий на суставы "гьяку", бросков "наге”, удушающих приемов "шиме" и техники восстановления и реанимации "катсу". К рукопашному бою добавляется обучение владению традиционными видами оружия, в том числе приемы из школы Кукишин Рю Бо-дзюцу, включающие в себя: длиннный меч "катана", короткий меч "кода-чи", нож "танто", длинный шест "чобо" и палку "ханбо". Хон-тай Иошин Рю имеет и большой раздел иайдо — искусства мгновенного обнажения меча и использования его против нескольких противников.

22

КАТА ХОНТАЙ ЙОШИН РЮ ДЗЮ-ДЗЮЦУ

Гьяку но ката — форма болевых воздействий на суставы.

Hare но ката — форма бросков.

Оку но ката — форма глубокого овладения техникой.

Танто дори но ката — форма обезоруживания противника, атакующего ножом.

Йошин но ката — форма "светлого сердца".

Шиме но ката — форма удушающих приемов.

КАТА ХОНТАЙ ЙОШИН РЮ КОДАЧИ ДЗЮЦУ

Кодами но ката — форма боя коротким мечом против противника, вооруженного длинным.

ТЕХНИКА КУКИШИН РЮ

Основным методом тренировки в Кукишин Рю Бо-дзю-цу является парная отработка технических действий с древ-ковым оружием различной длины для защиты от атаки мечом. Все приемы школы собраны в базовые ката, которые носят названия, соответствующие используемому оружию. В основном изучаются приемы боя с "року сяку бо" — шестом длиной 182 см и "ханбо" — 90-сантиметровой палкой.

Так же, как практически любая школа боевых искусств, Кукишин Рю включает в свою программу навыки рукопашного боя без применения оружия, акцентируя при этом внимание на "муто дори" — способах обезоруживания противника, атакующего мечом.

Выполняя ката с оружием, вы развиваете чувство ритма и дистанции, обучаетесь правильному реагированию в реальной боевой ситуации. Приемы боя с оружием, входящие в ката, являются базовыми, и их нужно практиковать каждый день.

КАТА КУКИШИН РЮ БО ДЗЮЦУ

Бо но ката — форма приемов, с шестом, используемых для защиты от атаки мечом.

7

Радищевский Е.А. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

Ханбо но ката — форма приемов с палкой, используемых для защиты от атаки и угрозы мечом.

24

Радищевский Е.А. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

ХАККО РЮ дзю-дзюцу

ИСТОРИЯ

Школа "восьми лучей света" Ханко Рю была основа-на в 1941 году мастером Окуяма Иошихару, также известным как Окуяма Рюхо (1901 — 1987). Она представляет собой классическое боевое искусство японских самураев. Школа ведет свою историю с 8-го века и продолжает военную традицию японской системы борьбы, основанной принцем Тейджуном Фудзивара, шестым сыном 56-го императора Японии Сейва Фудзивара (850 — 880). Эта техника была развита сыном Тейджуна, Цунетомо, получившим впоследствии имя Минамото, и долгое время была секретным семейным искусством. В течение длительного времени члены клана Минамото считались наиболее сильными воинами во всей Японии.

Шодай соке Рюхо Окуяма был учеником Тошими Хо-саку Мацуда, одного из ведущих инструкторов школы Дайто рю и ученика прославленного Сокаку Такеда. Будучи одним из наиболее талантливых студентов в Шобукан додзе шихана Мацуда, Окуяма был лично представлен руководителю Дайто Рю мастеру Такеде для получения индивидуальных наставлений и обучения всем аспектам школы.

Кроме Дайто Рю, во время своих длительных путешествий по стране Рюхо Окуяма изучал иай-дзюцу школы Ха-сегавако Рю у шихана Киичи Ямагучи в Саппоро, шурикен-дзюцу (метание оружия) и дзе-дзюцу (технику боя палкой) в горах Ниигата, технику боя серпом и цепью кусаригама в Исе, Нито Рю кен-дзюцу в Кумамото и со-дзюцу (фехтование на копьях) и кю-дзюцу (искусство стрельбы из лука) в своей родной провинции Ямагата.

Одновременно Окуяма изучал традиционную восточную медицину у нескольких известных мастеров того времени. Первым его учителем был мастер Риозан Хираяма, обучавший теории Инь-Ио и использованию ее в практике

25

кейраку терапии — работе с энергетическими меридианами. После этого мастер Окуяма изучил принципы и технику пульсовой диагностики и методы физиогномики, точечный массаж шиацу, классический массаж амма и диетологию. Кроме мастера Риозана Хираяма, учителем Окуяма Рюхо был известный практик и преподаватель одного из наиболее эзотерических направлений медицины мастер Хайзан Минами, с которым основатель Хакко Рю познакомился в 1934 году.

В 1936 году мастер Окуяма получил лицензию преподавателя Дайто рю и стал ассистентом шихана Таке да. В это время он был допущен к изучению Окудэн — секретной техники школы. Так как Такеде было уже 80 лет, Окуяма все больше и больше привлекался к работе в его ассоциации и вскоре стал постоянным преподавателем Дайто Рю. В это же время в додзе Такеды обучался основатель айкидо Морихей Уешиба, прозанимавшийся под личным руководством Такеды около 100 дней до получения инструкторской лицензии.

Закончив обучение у Такеды, в 1938 году Окуяма издает первый из своих текстов о боевых искусствах "Дайто Рю Гошин-дзюцу". Вскоре после этого Окуяма учреждает все-японскую самурайскую ассоциацию Дай Ниппон Шидокай и открывает свой первый додзе в Асахикава — Ниппон Шидокай Рюбукан. Там он обучает Дайто Рю Хидэн Шидо — секретному самурайскому пути Дайто Рю.

Постепенно он вводит в программу обучения известные ему, как врачу и мастеру, медицинские аспекты и акцентирует внимание на работе с энергетическими меридианами и биологически активными точками, что несколько отводит его от генеральной линии Дайто Рю. В это же время Окуяма приступает к формированию своей собственной школы.

Философия Хакко Рю, как и в Дайто Рю, основана на идее единства человека со Вселенной, позволяющем аккумулировать космическую энергию в организме. Эта энергия течет по

26

строго локализованным каналам и имеет три источника: высший, ментальный, направляющий работу мозга и порождающий интеллект, средний-определяющий физические функции организма, и низший — определяющий связь с землей и живой природой. Человек в философии Хакко Рю рассматривается в аспекте взаимодействия сил Неба и Земли.

1 июня 1941 года в синтоистском монастыре в Шиба (округе Токио) была проведена официальная церемония провозглашения рождения Хакко Рю. В этот день мастер Окуя-ма получил имя Рюхо — сущность дракона.

В 1945 году, совместно с небольшой группой последователей мистического учения Сюгендо, соке Окуяма провел специальный ритуал для развития нации и укрепления мира и открыл Хакко Джуку Хонбу додзе в городе Омия в префектуре Сайтама. В этом додзе проводились занятия по боевому искусству и традиционной восточной медицине.

На сегодняшний день в штаб-квартире Хакко Рю и открытых впоследствии международных филиалах и ответвлениях обучалось уже около миллиона человек.

После смерти основателя в 1987 году его последователем и вторым соке стал его сын Тоши Окуяма, принявший согласно традиции имя отца — нидай соке Рюхо Окуяма.

В начале 90-х годов один из ведущих учеников основателя школы и наиболее авторитетный шихан хонбу додзе мастер Ясухиро Ирие, имеющий высшую степень посвящения Сан Дай Кичу, совместно с ведущими иностранными мастерами такого же уровня из Европы (Антонио Гар-сиа) и Америки (Майкл Ла-Моника) создал крупную международную организацию Кокодо Рэнмэй и ответвление Хакко Дэн Шин Рю дзю-дзюцу, в которую за несколько лет существования вошли множество японских и иностранных мастеров и влились многие филиалы основной школы. Хакко Дэн Шин Рю ставит во главу угла прикладной аспект самообороны и культивирует ортодоксальную технику Школы в практически неизменном виде.

27

ТЕХНИКА ХАККО РЮ

Технический арсенал Хакко Рю дзю-дзюцу в основном состоит из болевых воздействий на суставы, сухожилия и болевые точки на руках, но также включает броски, удушающие приемы и элементы ударной техники. Основной задачей Хакко Рю является полная иммобилизация и контроль над противником, по возможности, без причинения ему травмы. Следует отметить, что техника Хакко рю считается одной из наиболее болезненных в японских боевых искусствах. В программу школы входят приемы боя с несколькими нападающими и разнообразные способы обезоруживания. Хакко Дэн Шин Рю включает также раздел иайдо (Гошин Иай Ката) и методы использования разных видов оружия.

ИЕРАРХИЯ ШКОЛЫ

В Хакко Рю базовая программа начального уровня расчитана на уровень шодан (1-й дан). На этом уровне ученик носит черный пояс, черные хакама и белую куртку кимоно. Если он получает при этом квалификацию инструктора, он должен носить черную куртку.

На уровне шихан (после 4-го дана) адепт школы одевает синие хакама, синее кимоно и фиолетовый пояс. Категории степени "шихан" бывают следующими: шихан, ренши-шихан, кайдэн-шихан (мэнке кайдэн) и сан дай кичу — высший уровень в Хакко рю. Все обладатели степени "шихан" являются членами Хакко Рю Шихан Кай и проходят специальную церемонию посвящения.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев