СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКИХ, ТРАНСФОРМИРОВАННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ ДЗЮ-ДЗЮЦУ

В наше время дзю-дзюцу развивается в трех основных направлениях: древней, неизменной форме, в виде трансформированных школ, сохранивших, тем не менее, классические методы и характеристики, и в форме современных, сильно видоизмененных стилей.

Ниже представлена краткая история и характеристика одной из древних школ традиционного бу-дзюцу — Хонтай Йо-шин Рю, остающейся неизменной до сегодняшнего дня современной школы классического дзю-дзюцу Ханко Рю, созданной на основе древнего Дайто Рю и обогащенной знаниями эзотерической медицины, а также нескольких современных направлений дзю-дзюцу Хоку Шин Рю и Джуко Рю, созданных европейскими и американскими мастерами на основе опыта занятий традиционными школами японского боевого искусства, но адаптированных для современных условий.

Выбранные для очерка школы являются одними из наиболее ярких представителей указанных направлений. ispeak-school

ХОНТАЙ ЙОШИН РЮ ДЗЮ-ДЗЮЦУ И КОБУДО

КУКИШИН РЮ БО-ДЗЮЦУ

ИСТОРИЯ

Хонтай Иошин Рю («Школа прямой передачи светлого сердца») была создана в 17-м веке и состояла из техники и тактики ближнего боя для самураев.

Основатель школы, Ориемон Шигетоши Такаги (Oriemon Shigetoshi Takagi), родился 2-го января 1635 года. Он был сыном Санзаемона (Sanzaemon), лидера клана Осу-Шираиши (Osu-Shiraishi) в северной части Японии. Его детское имя было Умон (Umon). С детства он изучал искусство владения коротким мечом школы Муфо Рю Кодачи (Mufo Ryu Kotachi) и искусство боя копьем школы Киочи

19

Радишевский Е.Л. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

Рю Содзюцу (Kyochi Ryu Sojutsu), под руководством Муто Дануемона (Muto Danuemon).

Умон еще в юности добился мастерства в обоих этих искусствах. Его отец был преподавателем искусства фехтования мечом в провинции Шираиши, но был убит. Использовав на практике слова отца о принципах гибкости «йо» (уо) и о том, что «йобоку» (yoboku) — гибкая ветвь ивы -может быть сильнее, чем крепкое и высокое дерево, которое уязвимо и легко ломается, Умону удалось отомстить убийцам своего отца. После победного сражения именно эта философия заставила Умона назвать свою школу Ио-шин Рю, а себя Такаги Ориемон Шигетоши. Он использовал свое имя в названии своего боевого искусства для реализации принципов, которые усвоил от отца.

Его преемник, Уманосуке Шигесада Такаги (Umanosuke Shigesada Takagi), разработал методы подавления безоружного противника и изменил название школы на Хонтай Йо-шин Рю Такаги Рю Дзю-дзюцу (Hontai Yoshin Ryu Takagi Ryu Ju-jutsu). Он был представлен в книгах об истории Японии как добрый, сердечный человек и выдающийся мастер боевого искусства. Такаги Уманосуке Шигесада известен также как преподаватель, развивший один из ранних стилей рукопашного боя для самураев.

Третьим мастером был Генношин Хидэшиге Такаги (Gennoshin Hideshige Takagi), четвертым — Кихэй Шигенобу Окуни (Kihei Shigenobu Okuni). Последний прославился на всю Японию тем, что был непобедим в рукопашных поединках и в совершенстве владел алебардой — Нагината (Naginata), палкой — ханбо (Hanbo) и шестом — бо (Во). С этого времени оба искусства (дзю-дзюцу и бо-дзюцу) объединились, и Хонтай Такаги Иошин Рю Дзю-дзюцу и Кукишин Рю Бо-дзюцу (Kukishin Ryu Bojutsu) стали изучаться совместно.

Четырнадцатый соке школы, Такео Масацугу Ишийя (Takeo Masatsugu Ishiya), родившийся в 1845 году, был известен в Японии как мастер мастеров боевых искусств эпохи

«10

Радищевский Е.Л. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

Эдо (Edo). Его наиболее известным принципом обучения было развитие «мягкости снаружи и твердости внутри». Это выражение сохранилось как главный принцип школы Хонтай Иошин Рю до наших дней.

Таким образом, Хонтай Йошин Рю Такаги Рю Дзю-дзю-цу и Кукиш ин Рю Бо-дзюцу через века были переданы семнадцатому носителю традиции — Сабуро Минаки (Saburo Minaki), а его усилиями и современному мастеру Иноуэ Тсу-еши Мунетоши, ныне живущему носителю традиции.

Тсуеши Иноуэ родился 30 января 1925 года. Его отец Сатору Иноуэ (Satoru Inoue) был 25-мтлавой Дома Иноуэ. Когда ему было 12 лет, он начал регулярно заниматься дзюдо (judo), японским фехтованием на мечах кэндо (kendo) и искусством владения штыком дзюкендо (jukendo). Его спортивная карьера на соревнованиях дзюкендо была великолепной, и он неоднократно становился чемпионом.

После окончания в 1941 году средней школы Тсуеши Иноуэ в течение всей Второй мировой войны работал офицером военной полиции.

После многолетней практики многих стилей будо и длительной работы преподавателем дзюдо он стал студентом Сабуро Минаки (Saburo Minaki), 17-го соке Хонтай Иошин Рю Дзю-дзюцу. С 1955 года Иноуэ очень быстро продвигался в изучении стиля, ив 1971 году он становится одним из ведущих инструкторов школы и получает степень мэнке кайдэн (menkyo kaiden). Также он получает мэнке кайдэн в Кукишин Рю Бо-дзюцу.

Обычно титул соке или грандмастера переходит от отца к сыну, однако соке Минаки старел, поэтому и решил выбрать соответствующего преемника из числа своих лучших учеников. Он выбрал Тсуеши Иноуэ, и другие ученики согласилась с этим выбором. В традиционной самурайской церемонии посвящения в 1982 году Тсуеши Иноуэ был возведен в ранг 18-го соке и добавил имя Мунетоши к своему имени.

Соке Иноуэ известен не только как выдающийся преподаватель боевых искусств, но также и как очень сердечный

21

и открытый человек. Он всегда подчеркивает важность международного сотрудничества, и его вклад в развитие японского кобудо (kobudo) в западных странах был замечателен.

С 70-х годов двадцатого столетия соке Иноуэ начинает проводить огромную работу по обучению тактике и технике своей школы в Европе и Америке и открывает представительства в разных странах.

Титулы соке Иноуэ: Хонтай Иошин Рю — ханши, 9-й дан, Тояма Рю Иайдо — ханши, 9-й дан, дзюкендо — киоши, 8-й дан, танкендо — киоши, 7-й дан, дзюдо — 5-й дан.

ТЕХНИКА ХОНТАЙ ЙОШИН РЮ

Основой техники Хонтай Иошин Рю являются ката, которые изучаются и отрабатываются в парах. Выполняя ката, вы обучаетесь корректному поведению, развиваете чувство дистанции и правильное поведение в реальной боевой ситуации. Технические действия, входящие в ката, являются базовыми упражнениями, которые следует практиковать каждый день. Основа этой школы дзю-дзюцу заключается в разрушении баланса противника и использовании его собственной энергии. Все приемы Хонтай Йошин Рю состоят из трех аспектов: разрушения баланса, работы руками и работы ногами. Мастерство дзю-дзюцу лежит в овладении этими тремя принципами.

Техника Хонтай Иошин Рю состоит из атак в нервные узлы «атэ», болевых воздействий на суставы «гьяку», бросков «наге”, удушающих приемов «шиме» и техники восстановления и реанимации «катсу». К рукопашному бою добавляется обучение владению традиционными видами оружия, в том числе приемы из школы Кукишин Рю Бо-дзюцу, включающие в себя: длиннный меч «катана», короткий меч «кода-чи», нож «танто», длинный шест «чобо» и палку «ханбо». Хон-тай Иошин Рю имеет и большой раздел иайдо — искусства мгновенного обнажения меча и использования его против нескольких противников.

22

КАТА ХОНТАЙ ЙОШИН РЮ ДЗЮ-ДЗЮЦУ

Гьяку но ката — форма болевых воздействий на суставы.

Hare но ката — форма бросков.

Оку но ката — форма глубокого овладения техникой.

Танто дори но ката — форма обезоруживания противника, атакующего ножом.

Йошин но ката — форма «светлого сердца».

Шиме но ката — форма удушающих приемов.

КАТА ХОНТАЙ ЙОШИН РЮ КОДАЧИ ДЗЮЦУ

Кодами но ката — форма боя коротким мечом против противника, вооруженного длинным.

ТЕХНИКА КУКИШИН РЮ

Основным методом тренировки в Кукишин Рю Бо-дзю-цу является парная отработка технических действий с древ-ковым оружием различной длины для защиты от атаки мечом. Все приемы школы собраны в базовые ката, которые носят названия, соответствующие используемому оружию. В основном изучаются приемы боя с «року сяку бо» — шестом длиной 182 см и «ханбо» — 90-сантиметровой палкой.

Так же, как практически любая школа боевых искусств, Кукишин Рю включает в свою программу навыки рукопашного боя без применения оружия, акцентируя при этом внимание на «муто дори» — способах обезоруживания противника, атакующего мечом.

Выполняя ката с оружием, вы развиваете чувство ритма и дистанции, обучаетесь правильному реагированию в реальной боевой ситуации. Приемы боя с оружием, входящие в ката, являются базовыми, и их нужно практиковать каждый день.

КАТА КУКИШИН РЮ БО ДЗЮЦУ

Бо но ката — форма приемов, с шестом, используемых для защиты от атаки мечом.

7

Радищевский Е.А. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

Ханбо но ката — форма приемов с палкой, используемых для защиты от атаки и угрозы мечом.

24

Радищевский Е.А. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

ХАККО РЮ дзю-дзюцу

ИСТОРИЯ

Школа «восьми лучей света» Ханко Рю была основа-на в 1941 году мастером Окуяма Иошихару, также известным как Окуяма Рюхо (1901 — 1987). Она представляет собой классическое боевое искусство японских самураев. Школа ведет свою историю с 8-го века и продолжает военную традицию японской системы борьбы, основанной принцем Тейджуном Фудзивара, шестым сыном 56-го императора Японии Сейва Фудзивара (850 — 880). Эта техника была развита сыном Тейджуна, Цунетомо, получившим впоследствии имя Минамото, и долгое время была секретным семейным искусством. В течение длительного времени члены клана Минамото считались наиболее сильными воинами во всей Японии.

Шодай соке Рюхо Окуяма был учеником Тошими Хо-саку Мацуда, одного из ведущих инструкторов школы Дайто рю и ученика прославленного Сокаку Такеда. Будучи одним из наиболее талантливых студентов в Шобукан додзе шихана Мацуда, Окуяма был лично представлен руководителю Дайто Рю мастеру Такеде для получения индивидуальных наставлений и обучения всем аспектам школы.

Кроме Дайто Рю, во время своих длительных путешествий по стране Рюхо Окуяма изучал иай-дзюцу школы Ха-сегавако Рю у шихана Киичи Ямагучи в Саппоро, шурикен-дзюцу (метание оружия) и дзе-дзюцу (технику боя палкой) в горах Ниигата, технику боя серпом и цепью кусаригама в Исе, Нито Рю кен-дзюцу в Кумамото и со-дзюцу (фехтование на копьях) и кю-дзюцу (искусство стрельбы из лука) в своей родной провинции Ямагата.

Одновременно Окуяма изучал традиционную восточную медицину у нескольких известных мастеров того времени. Первым его учителем был мастер Риозан Хираяма, обучавший теории Инь-Ио и использованию ее в практике

25

кейраку терапии — работе с энергетическими меридианами. После этого мастер Окуяма изучил принципы и технику пульсовой диагностики и методы физиогномики, точечный массаж шиацу, классический массаж амма и диетологию. Кроме мастера Риозана Хираяма, учителем Окуяма Рюхо был известный практик и преподаватель одного из наиболее эзотерических направлений медицины мастер Хайзан Минами, с которым основатель Хакко Рю познакомился в 1934 году.

В 1936 году мастер Окуяма получил лицензию преподавателя Дайто рю и стал ассистентом шихана Таке да. В это время он был допущен к изучению Окудэн — секретной техники школы. Так как Такеде было уже 80 лет, Окуяма все больше и больше привлекался к работе в его ассоциации и вскоре стал постоянным преподавателем Дайто Рю. В это же время в додзе Такеды обучался основатель айкидо Морихей Уешиба, прозанимавшийся под личным руководством Такеды около 100 дней до получения инструкторской лицензии.

Закончив обучение у Такеды, в 1938 году Окуяма издает первый из своих текстов о боевых искусствах «Дайто Рю Гошин-дзюцу». Вскоре после этого Окуяма учреждает все-японскую самурайскую ассоциацию Дай Ниппон Шидокай и открывает свой первый додзе в Асахикава — Ниппон Шидокай Рюбукан. Там он обучает Дайто Рю Хидэн Шидо — секретному самурайскому пути Дайто Рю.

Постепенно он вводит в программу обучения известные ему, как врачу и мастеру, медицинские аспекты и акцентирует внимание на работе с энергетическими меридианами и биологически активными точками, что несколько отводит его от генеральной линии Дайто Рю. В это же время Окуяма приступает к формированию своей собственной школы.

Философия Хакко Рю, как и в Дайто Рю, основана на идее единства человека со Вселенной, позволяющем аккумулировать космическую энергию в организме. Эта энергия течет по

26

строго локализованным каналам и имеет три источника: высший, ментальный, направляющий работу мозга и порождающий интеллект, средний-определяющий физические функции организма, и низший — определяющий связь с землей и живой природой. Человек в философии Хакко Рю рассматривается в аспекте взаимодействия сил Неба и Земли.

1 июня 1941 года в синтоистском монастыре в Шиба (округе Токио) была проведена официальная церемония провозглашения рождения Хакко Рю. В этот день мастер Окуя-ма получил имя Рюхо — сущность дракона.

В 1945 году, совместно с небольшой группой последователей мистического учения Сюгендо, соке Окуяма провел специальный ритуал для развития нации и укрепления мира и открыл Хакко Джуку Хонбу додзе в городе Омия в префектуре Сайтама. В этом додзе проводились занятия по боевому искусству и традиционной восточной медицине.

На сегодняшний день в штаб-квартире Хакко Рю и открытых впоследствии международных филиалах и ответвлениях обучалось уже около миллиона человек.

После смерти основателя в 1987 году его последователем и вторым соке стал его сын Тоши Окуяма, принявший согласно традиции имя отца — нидай соке Рюхо Окуяма.

В начале 90-х годов один из ведущих учеников основателя школы и наиболее авторитетный шихан хонбу додзе мастер Ясухиро Ирие, имеющий высшую степень посвящения Сан Дай Кичу, совместно с ведущими иностранными мастерами такого же уровня из Европы (Антонио Гар-сиа) и Америки (Майкл Ла-Моника) создал крупную международную организацию Кокодо Рэнмэй и ответвление Хакко Дэн Шин Рю дзю-дзюцу, в которую за несколько лет существования вошли множество японских и иностранных мастеров и влились многие филиалы основной школы. Хакко Дэн Шин Рю ставит во главу угла прикладной аспект самообороны и культивирует ортодоксальную технику Школы в практически неизменном виде.

27

ТЕХНИКА ХАККО РЮ

Технический арсенал Хакко Рю дзю-дзюцу в основном состоит из болевых воздействий на суставы, сухожилия и болевые точки на руках, но также включает броски, удушающие приемы и элементы ударной техники. Основной задачей Хакко Рю является полная иммобилизация и контроль над противником, по возможности, без причинения ему травмы. Следует отметить, что техника Хакко рю считается одной из наиболее болезненных в японских боевых искусствах. В программу школы входят приемы боя с несколькими нападающими и разнообразные способы обезоруживания. Хакко Дэн Шин Рю включает также раздел иайдо (Гошин Иай Ката) и методы использования разных видов оружия.

ИЕРАРХИЯ ШКОЛЫ

В Хакко Рю базовая программа начального уровня расчитана на уровень шодан (1-й дан). На этом уровне ученик носит черный пояс, черные хакама и белую куртку кимоно. Если он получает при этом квалификацию инструктора, он должен носить черную куртку.

На уровне шихан (после 4-го дана) адепт школы одевает синие хакама, синее кимоно и фиолетовый пояс. Категории степени «шихан» бывают следующими: шихан, ренши-шихан, кайдэн-шихан (мэнке кайдэн) и сан дай кичу — высший уровень в Хакко рю. Все обладатели степени «шихан» являются членами Хакко Рю Шихан Кай и проходят специальную церемонию посвящения.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев