ТАНТО НО КИКЕН

(Защита и контратака от угрозы ножом)

Приемы этого раздела представляют собой комплексные действия, состоящие из техники перемещения, блокировки, болевого воздействия на суставы и бросков, изученных ранее в базовых ката дзю-дзюцу. В этой ката изначально предполагается, что противник держит нож в правой руке и приставляет его к какой-либо части вашего тела. В момент вашего движения он пытается нанести удар без зама

ха, поэтому важнейшей частью каждого приема обезоруживания является уход с линии атаки. Необходимым также является плотный захват вооруженной руки противника во все время выполнения приема, вплоть до отбора оружия.

Многие мастера боевого искусства считают, что, начиная обучение приемам обезоруживания с защиты от угрозы ножом, они создают базу для дальнейшего роста мастерства учеников и облегчают им путь к искусству отбора оружия при атаках ударами. В школе Хоку Шин Ко Рю дзю-дзюцу различные способы танто но кикен являются базой для освоения мастерской программы черного пояса. В Бу-шин-кан дзю-дзюцу приемы этого раздела начинают изучаться на уровне иккю (1 -го кю).

1. Хара — защита при захвате за предплечье и упоре ножа в живот. В этом приеме после выполнения ухода с линии атаки (каваши) проводится ударное воздействие (атэми), выведение из равновесия давлением на нос (кузуши), опрокидывание на живот с болевым воздействием на локоть вооруженной руки (тэнбин) и контроль противника в положении сидя с отбором оружия (ура уде осае).

2. Кубн — защита при захвате за одежду на груди и давлении ножа в шею. При выполнении этого приема следует провести скользящее ударное воздействие ладонью в лицо противника, захватить его вооруженную руку и применить болевой контроль на локоть с выведением из равновесия (хид-жи гатамэ). После этого нужно провести контроль на плечо заведением руки за спину (ура ката ха) и отобрать оружие. Противника нужно уложить лицом вниз и зафиксировать, надавливая коленом в предплечье согнутой руки.

3. Миги учи ваки — защита при упоре ножа в корпус сбоку перед рукой при атаке справа. Для выполнения этой техники нужно уйти с линии атаки противника, блокируя его вооруженную руку. Одновременно с этим следует захватить его за предплечье своей левой рукой. Затем, нанеся противнику удар локтем в плавающие ребра (йоко эмпи учи), нужно провести бросок через бедро (уки гоши). Отобрав оружие, нужно провести болевой контроль руки давлением на локоть сверху (хиджи отоши).

4. Миги сото вакн — защита при упоре ножа в корпус сбоку за рукой при атаке справа. В этом приеме уход с линии атаки должен быть проведен одновременно с поворотом тела на 90 градусов. После проведения захвата нужно выполнить опрокидывание болевым воздействием на кисть, выкручивая ее в сторону естественного сгиба (котэ гаеши). Продолжая выкручивание кисти, надо отобрать оружие.

5. Хидари учи ваки — защита при упоре ножа в корпус сбоку перед рукой при атаке слева. Для выполнения этого приема нужно уйти с линии атаки одновременно с захватом вооруженной руки противника и провести удар локтем в плавающие ребра (йоко эмпи учи). После этого следует выполнить болевое воздействие на локоть противника снизу, выводя его из равновесия (ката гатамэ). Далее, используя это неустойчивое положение, проводится опрокидывание скручиванием кисти (котэ гаеши маки) и болевой контроль локтя с отбором оружия (хиджи отоши).

6. Хилари сото ваки — защита при упоре ножа в корпус сбоку за рукой при атаке слева. В этом приеме после ухода с линии атаки и шокирующего удара ладонью в нос выполняют бросок задней подножкой (о сото отоши) с болевым контролем локтя хиджи кансецу. Затем выполняется переворот противника на живот и болевое удержание ногами (ура уде осае аши ваза) с отбором оружия.

7. Уширо хара — защита от угрозы ножом в живот при подходе сзади и захвате предплечьем горла. Для применения этого приема сначала следует уйти с линии атаки и блокировать вооруженную руку противника. Одновременно с ударом локтем в плавающие ребра (уширо эмпи учи) нужно потянуть захваченную руку вперед. После этого нужно нанести удар предплечьем в локтевой сустав вытянутой руки противника для выбивания ножа и провести бросок через плечо (иппон ссои наге или ката отоши). Оканчивается прием болевым контролем локтя давлением сверху вниз (хиджи отоши).

8. Уширо коши — защита при давлении ножом в поясницу при атаке сзади и захвате предплечьем горла. В этом техническом действии, резко развернувшись на месте, нужно предплечьем плотно прижать вооруженную руку противника к его боку. Затем, воздействуя ребром ладони на основание носа, нужно опрокинуть его, контролируя при этом вооруженную ножом руку. Используя давление на локоть сверху (хиджи отоши), нужно отобрать оружие.

9. Уширо коши — защита при давлении ножом в поясницу при атаке сзади и захвате за воротник. Для проведения этого приема нужно резко развернуться и уйти с линии атаки, обеими руками захватив предплечье нападающего. Шагая вперед, следует всем телом нанести удар в локтевой сустав захваченной руки, бдновременно потянув ее на себя (удэ ори). Затем надо выбить оружие из руки противника, травмируя ему локоть. После этого нужно опрокинуть его, воздействуя на кисть приемом котэ гаеши, и выполнить контроль локтя (омогэ тэнбин осае). В случае, если нож всеже остался в руке противника после болевог о воздействия на локоть, отбор осуществляется скручиванием кисти в сторону естественного сгибе.

10. Уширо куб и — защита при упоре ножом в шею при подходе сзади. В этом приеме, тщательно контролируя вооруженную руку захватом, нужно вывернуться и, после удара локтем в солнечное сплетение или плавающие ребра (уширо эмпи учи) нападающего, провести рычаг локтя (гья-ку ура уде осае). После удара ногой в корпус или голову согнувшегося противника (мае кеаге) нужно опрокинуть его и отобрать оружие, выполняя контроль локтя с помощью ног (гьяку ура уде осае аши ваза).

ТАНЮ ДОРИ

(Защита и контратака от ударов ножом)

На начальном этапе изучения танто дори в Бушин-кан дзю-дзюцу обучаются защите и обезоруживанию противника, атакующего простыми ударами ножа. Для этого используются приемы, изученные ранее в базовых ката. Как и в предыдущем разделе, основное внимание уделяется уходу с линии атаки и контролю вооруженной руки противника. На продвинутых уровнях владения искусством обезоруживания в программу школы входят приемы выбива-

ния ножа и использования оружия противника против него самого без отбора. Эти приемы представляют собой способы изменения траектории движения вооруженной руки так, ч1т>бы в конечной фазе нож поражал своего владельца. Раз-» дел Бушин-кан дзю-дзюцу, обучающий приемам такого типа, является закрытым для начинающих и относится к мастерскому уровню 3-го дана.

К начальным приемам танто дори относятся несколько способов обезоруживания противника, атакующего ударами ножа снаружи вовнутрь, наотмашь и уколом в корпус и голову.

1. Чоку цуки — прямой колющий удар ножом.

Существуют два основных способа нанесения прямого удара ножом. В первом случае проводят удар «на пронос», направленный в глубину (цуккоми). Такой удар обычно наносят противнику, одетому в плогную одежду, т.к. этот удар

обладает большой проникающей способностью. Во втором случае наносят колющий удар с резким отдергиванием (цуки). Этот удар, безусловно, слабее, но он дает возможность быстрого применения последующей техники и удобен в скоростной комбинированной атаке. На начальном уровне обучения Бушин-кан дзю-дзюцу изучаются несколько технических действий самообороны против обоих видов атаки.

В случае нанесения длинного прямого удара в корпус или шею нужно уйти с линии атаки, не останавливая движение противника, и провести рычаг локтя боком (ваки гата-*мэ). Проведя болевое воздействие на локоть животом (хара гатамэ) следует отобрать оружие, контролируя противника с зри дзимэ. В случае, когда противник пытается выдернуть захваченную руку или отдергивает ее еще до того, как вы провели захват, нужно присоединиться к его движению и, заходя сбоку, провести опрокидывание болевым воздействием на кисть (котэ гаеши). После этого отобрать оружие.

2. Ура йокомэн кири — режущий удар ножом наотмашь. Как и в предыдущем приеме, противник может нанести удар «на пронос» или попытаться отдернуть захваченную руку. Для хорошего владения техникой обезоруживания необходимо тренировать контрприемы для каждого из этих вариантов.

В первом случае нужно зайти ему за спину, используя перемещение по кругу (ирими-тенкан) и нс прерывая его движения, и выполнить опрокидывание за счет выведения из равновесия круговым движением (ура уде отоши) и воздействия на предплечье и локоть выкрученной руки (ура уде осае). Выполнив контроль вооруженной руки с помощью ног (ура уде осае аши ваза), нужно отобрать оружие. В случае попытки отдернуть захваченную руку следует, нс сопротивляясь этому движению, присоединиться к нему и опрокинуть противника на спину болевым воздействием на плечо согнутой руки (удэ тарами). Затем, переместив болевое воздействие на кисть (котэ тарами), нужно отобрать нож. Этот прием можно применять и в том случае, когда вам удалось бло

кировать атаку противника во время его замаха, до того, как он нанес удар. В этот момент вы можете атаковать его руку, не давая ее разогнуть. Выведя противника из равновесия, можно провести болевой прием вращением согнутой руки (удэ тарами), комбинируя его с задней подножкой (о сото отоши).

На продвинутом уровне обучения можно заставить противника, атакующего комбинацией ударов, принять удобное для проведения контрприема положение, имитируя атаку рукой в голову. При правильной атаке он инстинктивно закроется от удара вооруженной ножом рукой, тем самым «отдавая» ее вам. В Бушин-кан дзю-дзюцу такая техника изучается только юданша, т.е. обладателями мастерских степеней.

3. Омотэ йокомэн кири — режущий удар ножом снаружи вовнутрь. Существует множество приемов самозащиты от этого удара. Если вам удалось быстро сблизиться с противником и остановить его руку в момент замаха или в самом начале удара, когда он еще не достиг максимальной скорости и силы, можно применить заднюю подножку (о сото отоши) с ударом рукой в лицо и, опрокинув его, выполнить переворот на живот и отобрать оружие. Если же противник все же успевает нанести удар, нужно блокировать его руку и, после нанесения удара локтем в солнечное сплетение или грудь, выбить нож резким ударом предплечья в локтевой сгиб захваченной руки.

Одновременно с этим рука, захватившая вооруженную кисть, производит отталкивающее движение, усиливая тем самым нагрузку на. локоть. Затем следует выполнить бросок через плечо (сеои наге). Возможно, противник не выронит нож после удара в локоть, поэтому нужно помнить о необходимости постоянно контролировать его руку во время броска. После паления нужно провести ему болевое воздействие на локоть (хиджи отоши) и отобрать оружие.

Если дистанция до противника велика, и вы чувствуете, что можете не успеть сблизиться с ним для проведения одного из вышеуказанных приемов, следует использовать перемещение по кругу (ирими-тенкан) и, не прерывая его движе

ние, применить круговой бросок с выведением из равновесия (маваши наге). Перевернув упавшего противника на живот, нужно отобрать у него оружие. Если противник успеет упереться, нужно провести одну из подножек или они кудаки. Этот бросок считается приемом из раздела айки наге и в различных вариациях изучается в Бушин-кан дзю-дзюцу после получения сандан (3-го дана), т.к. требует идеального чувства дистанции, точного выбора нужного момента и умения присоединяться к движению противника. Однако изучение этого приема начинается на базовом уровне. В этом же разделе изучаются и другие броски и болевые приемы, необходимые для защиты от ударов ножом и выполняемые без остановки движения противника,.

В реальном поединке может случиться ситуация, когда места для амплитудных передвижений не окажется. Для выхода из такой ситуации следует тренировать приемы, которые можно применить в ограниченном пространстве. Здесь удобно будет сблокировать вооруженную руку противника в начальной фазе его движения, а затем, нанеся контрудар локтем в корпус или голову, провести крестообразный рычаг локтя (уде дзюдзи гатамэ) или опрокинуть его болевым воздействием на плечо согнутой руки (они кудаки). Этот и другие, подобные ему, приемы хоть и изучаются, но не входят в аттестационную программу Бушин-кан дзю-дзюцу. Они могут демонстрироваться в виде свободной техники дзю ваза.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев

ДЗЕ ДОРИ

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев

(Обезоруживание противника, атакующего 120-

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев

сантиметровой палкой)

В аттестационную программу Бушин-кан дзю-дзюцу на уровне нидан (2-й дан) входит пять базовых способов отнятия оружия у противника, атакующего прямым колющим ударом палки. Основное внимание во всех этих технических действиях защиты следует обратить на отработку ухода с

линии атаки. Каваши тренируется в динамике, против многократно повторяющихся атак, меняя позиции и используя различные передвижения. Для реальности исполнения этих упражнений следует использовать защитный жилет — до.

1. Дзе даоши — отбор палки толчком на встречном движении. В этой технике, после ухода с линии атаки с крюкообразным блоком (каги уке), следует захватить оружие левой рукой и нанести удар локтем правой руки по предплечью противника сверху вниз (отоши эмпи учи). Это действие заставит его отпустить оружие и, после удара той же рукой в нос ^уракен учи), позволит нанести удар его же оружием, толкая дзе ему в лицо. После этого нужно правой рукой потянуть палку к себе и отобрать ее.

2. Ура ката ха — загибание руки за спину. Для выполнения этого технического действия нужно уйти с линии удара с крюкообразным блоком (каги уке) правой рукой. Захватив палку левой рукой, сбейте захват руки противника ударом правого локтя сверху вниз (отоши эмпи учи) или ударом предплечья по лучезапястному суставу (ванто отоши учи). Не прерывая движения, проведите болевое воздействие на плечевой сустав загибанием руки за спину. Одновременно с этим нанесите противнику удар подушечкой стопы или коленом в пах. У согнувшегося противника легко отобрать оружие, наступив стопой на предплечье его руки.

3. Тэнбин наге — бросок рычагом локтя («коромысло»). Для выполнения этого приема нужно уйти с линии атаки, двигаясь наружу, одновременно с ударом выдвинутой фалангой среднего пальца в плавающие ребра (накадатэ иппон кен цуки). Захватив дзе по обе стороны руки противника на расстоянии 1 — 2 кулаков от его кисти, следует, воздействуя предплечьем на локтевой сгиб, вывести его из равновесия и бросить, заставив отпустить оружие и выполнить самостраховку кувырком вперед (мае кайтэн укеми). Для применения этой техники нужно приблизиться к нему снаружи и сбоку его обороны.

4. Цукэ ири — «ввинчивание во внутренности». В этом приеме следует уйти с линии атаки противника и захватить палку правой рукой большим пальцем вверх. Заставив его отпустить оружие с помощью удара обратной частью кулака по болевым зонам кисти (уракен учи), нужно рывком за эту руку вывести противника из равновесия и сделать ему рычаг локтя, надавливая на руку его же оружием. Этот прием применяется из фронтального положения перед противником.

5. Ко сото барай — сметание ног снаружи Для выполнения этого приема нужно с нижним блоком уйти с линии атаки противника наружу (гедан барай), провести захват оружия и нанести удар ребром ладони наотмашь в шею или лицо (шуто йокомэн -ура учи), завершая прием подсечкой под пятку впереди стоящей ноги (ко сото барай).

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев