ТЕХНИКА БОЛЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СУСТАВЫ

Характерным отличием многих школ классического и современного дзю-дзюцу от других направлений боевого искусства является обучение огромному разнообразию приемов болевого воздействия и контроля суставов рук и ног и воздействиям на позвоночник. Техника этих приемов включает в себя множество форм давления на конечности против естественного сгиба суставов, дожимая и выкручивания их в разных направлениях. Болевые приемы выполняются из разных положений стоя, сидя, лежа и с падением. Многие традиционные школы дзю-дзюцу выделяют технические приемы болевого воздействия на суставы в отдельные разделы — ката. Эти разделы считаются необходимыми и включают в себя не только приемы, служащие для травмирования противника, но и множество способов удержания (осае) и конвоирования (хобаку). Сейчас большое количество такого рода технических действий взято на вооружение специальными подразделениями разных стран мира. Именно техника раздела кансетсу сделала дзю-дзюцу наиболее подходящим видом боевого искусства для использования в тренировках полицейских спецподразделений.

Для избежания травм на тренировках технику этого раздела следует проводить плавно, немедленно прекращая выполнение приема после подачи сигнала партнером. При первом же болевом ощущении партнер должен подать сигнал хлопком по телу или по татами, или, если он лишен такой возможности, подать сигнал голосом. Для облегчения взя-

Ш

тия противника на болевой контроль следует провести какую-либо форму кузуши — выведения из равновесия. Только поставив соперника в положение, при котором он не может Использовать свою физическую силу и сопротивляться, вы сможете легко применить нужный вид болевого воздействия.

В школе Бушин-кан дзю-дзюцу техника болевых приемов на суставы составлена в базовые формы — ката и разделяется по степени сложности воздействия на противника и по месту его приложения.

На уровне шодан (1 -й дан) изучаются 20 приемов техники кансетсу в стойке, 5 способов контроля лежачего противника и множество методов проведения болевых воздействий лежа (в разделе соревновательной техники):

Начальные 5 болевых приемов на суставы пальцев выполняются только как демонстрация направления болевого воздействия, а не как цельные техники. Базовые приемы кансетсу ваза, выполняемые в борьбе лежа, демонстрируются из разных позиций, в положении сверху, сбоку или снизу относительно противника. Все 20 технических приемов в стойке, входящие в базовые ката, завершаются укладыванием противника на татами с применением болевого удержания осае ваза или взятием его на болевой контроль с целью конвоирования. В обоих случаях противник должен быть

Радишевский Е.Л. «Джиу-джитсу. Боеаое искусстшо самураев»

лишен возможности контратаковать вас свободной от захвата конечностью. В принципе способом контроля противника может служить любой болевой прием, не доведенньїй до конца, т.е. не приведший к перелому. При попьітке противника вирваться или контратаковать нагрузка на сустав может бьіть увеличена и может привести к травме. Очень важно вьіполнять контроль так, чтобьі противник, даже по-жертвовав конечностью, не мог нанести вам удар. Ведь если ви травмируеге ему локоть, а он нанесет вам удар ^ьіхваченньїм свободной рукой ножом, вьі останетесь в про-игрьіше. Всегда необходимо помнить, что дзю-дзюцу не спорт, и создавалось оно для решения реальних боевих задач. Позтому приемьі, не учитивающие возможности противника ударить спряганннм ранее оружием, укусить вас, схватить за пах, уши или волоси или ткнуть в глаза, не долж-нн использоваться в реальной схватке. Например: класси-ческая форма удержання лежащего противника из дзюдо -кеса гатамз оставляет ему свободной одну руку. В спортив-ной схватке зто несущественно, т.к. спортсмен уверен, что его не ударят и хватать будут только за одежду, что оговорено правилами. В реальной жизни можно мгновенно отогнуть голову противника, упершись пальцами ему в глаза, нос, схва-тив и потянув за ухо или, нащупав свободной рукой камень, ударить им по голове. Неумение моделировать такие ситуа-ции лишает человека возможности сражаться против нео-граниченного никакими правилами специалиста и вирабатьі-вает неверний стереотип действий, основанний на ложной уверенности в своей боевой технике.

На уровне нидан (2-й дан) техника кансетсу завершает-ся броском наге ваза. На зтом уровне изучается множество технических и тактических способов противодействия не-скольким противникам. Кансетсу наге (броски болевим воз-действием на сустав) предназначенн для того, чтоби бро-сить одного противника на другого, одновременно травми-руя его, или закрьіться им от удара другого нападающего,

7 Джиу-Джитсу

сталкивая их и подставляя одного из них под удар. На нидан изучаются те же технические действия, что и на первом уровне, но в усложненном варианте, с броском. Кроме этого, добавляется целый ряд новых технических действий, направленных против ног и шеи противника, усложненные способы удержания (осаеТваза). Также на этом уровне изучается много способов рендзоку ваза-техники комбинирования приемов. Эта техника используется для введения противника в заблуждение, имитируя один вид атаки и тут же переходя на другой, или в случае, когда противник не дает провести запланированную технику, но при этом имеется возможность заменить ее другим приемом.

На уровне сандан (3-й дан) изучаются новые методы болевых воздействий на суставы, включающие сложные приемы воздействия на пальцы юби кансетсу, а также способы защиты от противника, нападающего изученными ранее болевыми приемами. Этот раздел называется каеши ваза. На этом же уровне в разделе хобаку изучаются приемы специального назначения, предназначенные для конвоирования идо гатамэ ваза.

Иондан (4-й дан) характеризуется применением приемов кансетсу ваза в динамике (не прерывая движения противника), используя принцип ки но нагарэ. Этот раздел называется айки кансетсу ваза. Здесь также изучаются травмирующие захваты для проведения опасных бросков ори ваза. Мастера, достигшие 4-го дана, допускаются к изучению хиссацу ваза -приемов, выполнение которых приводит к летальному исходу.

Техника Бушин-кан дзю-дзюцу не ограничивается только базовыми приемами из раздела кансетсу ваза, а включает в программу обучения большое количество вариантов их выполнения — хэнко ваза. Нужно отметить, что все приемы базовых ката на уровне шодан оканчиваются различными способами иммобилизации (осае ваза) лежа или стоя (для конвоирования), что делает их применимыми в различных жизненных ситуациях.

Многие варианты приемов этого раздела используются в технике обезоруживания буки дори, изучение которой является важнейшей частью процесса обучения практически всех видов боевого искусства. В дзю-дзюцу школы Бушин-кан в разделе обезоруживания представлены способы отбора нескольких, наиболее часто встречающихся в реальной ситуации видов оружия (нож — танго, дубинка — танбо, палки различной длины — ханбо, дзе, а также пистолета — кендзю). Кроме этого, на более высоких ступенях овладения техникой изучаются древние методы обезоруживания противника, вооруженного самурайским мечом катана. Этот раздел существует почти во всех традиционных школах японского боевого искусства и называется муто дори.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев