ТЕХНИКА БРОСКОВ

Броски являются наиболее зрелищными приемами боевого искусства. При мощном выполнении многие броски могут привести к тяжелой травме противника и даже к летальному исходу. Разделенная по принципам применения, эта техника чрезвычайно многообразна.

Практически каждому броску предшествует какая-либо форма кузуши, которая приводит к выведению его из равновесия и ставит в положение, при котором он не в состоянии использовать свою физическую силу. Только это позволяет провести правильный амплитудный бросок реально сопротивляющемуся сопернику. Древние принципы выполнения такой техники и основанные на них современные варианты дают возможность даже слабому физически человеку легко побеждать гораздо более сильного противника.

Арсенал бросковой техники в Бушин-кан дзю-дзюцу очень широк и включает большое количество действий, выполняемых разными частями тела. Техника изучения бросков методически выстроена по степени сложности и объединена в комплексы — ката. Эти комплексы представляют собой наборы технических приемов, объединенных по общему признаку, например броски через плечо, броски захватом за ноги, броски при помощи болевого воздействия на сустав и многие другие. В зависимости от уровня подготовленности ученик последовательно изучает базовые формы бросковой техники на ^сопротивляющемся партнере в ката

и затем совершенствует их, комбинируя их в свободной динамичной наработке — дзю ваза.

В программу техники уровня шодан входят 42 броско-вых приема. Здесь ученик изучает простые технические приемы ката, выполняемые на неподвижно стоящем партнере. Нидан включает еще несколько десятков техник, входящих в ката, и различные варианты их выполнения — хэнко ваза. В этот перечень не входит большое количество способов опрокидывания — отоши ваза, которые включены в другие технические разделы. Здесь он учится комбинировать изученные приемы, тренируясь с партнером, который движется и не дает провести первую запланированную атаку. На уровне сандан (3-й дан) совершенствуются все уже изученные приемы, отрабатываются сложные варианты их выполнения и способы применения в форме каеши ваза -контрприемов. Изучаются также различные способы защиты от бросков и контратакующая техника. На этом же уровне начинает осваиваться техника присоединения к движению партнера и использования динамики его движения. На уровне йондан (4-й дан) большинство ранее изученных брос-ковых приемов выполняются без остановки движения партнера с применением принципа ки но нагарэ, т.е. с использованием энергию его движения. На этом же уровне изучается опасная бросковая техника ори наге ваза, предполагающая перелом конечности в момент броска и приводящая к тяжелым травмам, вплоть до летального исхода.

РАЗДЕЛЫ БРОСКОВОЙ ТЕХНИКИ БУШИН-КАН

ДЗЮ-ДЗЮЦУ

ШОДАН

Аши наге но ката — форма бросков ногами, форма подножек.

Аши барай но ката — форма бросков ногами, форма подсечек.

Аши дорн но ката — форма бросков захватом за ноги.

Коши наге но ката шодан — форма базовых бросков через бедро и поясницу.

Сеои наге но ката шодан — форма базовых бросков через спину и плечи.

Сутэми наге но ката шодан (йоко сутэми) — форма бросков с падением на бок.

Сутэми наге но ката шодан (ма сутэми) — форма бросков с падением на спину.

Тэ гурума но ката — форма бросков переворотом при помощи корпуса и рук.

Аши гаке но ката — форма бросков зацепом ноги

НИДАН

Коши наге но ката нидан — форма сложных бросков через бедро и поясницу.

Сеон наге но ката нидан — форма сложных бросков через спину и плечи.

Котэ кансэтсу наге но ката — форма бросков воздействием на сустав кисти.

Хидзи кансэтсу наге но ката — форма бросков воздействием на сустав локтя.

Ката кансэтсу наге но ката — форма бросков воздействием на сустав плеча.

САНДАН

Юби наге но ката — формы бросков с воздействием на пальцы.

Шиме наге но ката — форма бросков со сдавливанием тела.

Каешн но ката — техника бросков, использующаяся в контратаке.

ЙОНДАН

ч

Ори наге но ката — форма бросков с переломом конечностей.

Айки наге но ката — форма бросков, использующих энергию движения.

Все бросковые ката Бушин-кан дзю-дзюцу до уровня йон-дан начинаются из положения мусуби дачи (сведя пятки и направив пальцы ног под 45 градусов в стороны). После проведения рэйхо (поклон, символизирующий взаимоуважение) принимается позиция хейко дачи (ноги на ширине плеч). Сделав короткую паузу, нужно начать последовательное выполнение бросковых приемов. После падения 1 — 2 секунды следует лежать без движения, зафиксировав положение укеми. Затем упавший партнер встает в такую же, как и у вас, боевую стойку, символизируя готовность продолжать тренировку или поединок. Даже во время подъема в стойку он демонстрирует готовность защищаться от возможного продолжения атаки. Следует понимать, что, выполняя ката, тренируются оба партнера. Один из них отрабатывает бросок, а другой — технику укеми (спасения тела приемами самостраховки).

Тренируя приемы, входящие в ката, следует держать позвоночник вертикально. После проведения техники необходимо принять устойчивое положение, позволяющее при необходимости продолжить поединок с упавшим или другим противником. Для этого используют такие позиции ног как киба дачи, шико дачи, фудо дачи или зэнкуцу дачи. В ката, после выполнения приема, нужно отойти на шаг от лежащего партнера и принять позицию готовности. Готовность сохраняется все время, пока партнер поднимается в стойку и еще несколько секунд после этого. Затем принимается естественное положение шизентай для следующего приема или проведения ритуала окончания ката.

Первые базовые ката бросковой техники, изучаемые на уровне шодан (1 -й дан), представляют собой комплексы приемов, выполняемых подсеканием, подбивом, подножкой или

зацепом ног партнера при выведении его из равновесия од-ним из изученных способов.

АШИ НАГЕ НО КАТА

1. О сото гари — отхват. Перед выполнением этого приема следует провести выведение противника из равновесия под 45 градусов назад на одну ногу. Обычной ошибкой является постановка ноги для подножки без смещения проекции центра тяжести противника за пределы площади его опоры.

2. О сото гурума — большой наружный переворот. В этом приеме бедром и лодыжкой подбиваются обе ноги противника. Техника выведения из равновесия в этом приеме почти такая же, как и для задней подножки под одну ногу.

3. Йоко аши наге — переворот через ногу в сторону. Выведение из равновесия в этой технике проводится одновременно с подходом вплотную к противнику. При этом руками производится скручивающее движение и смещение центра его тяжести на одну ногу.

4. О учи гари — зацеп голенью изнутри. При выполнении этого приема выведение из равновесия производится под 45 градусов назад (ханко кузуши). Зацеп ногой применяется одновременно с толчком руками. Основной ошибкой в этом техническом действии может явиться проведение приема против незагруженной ноги противника.

5. Тай отоши — передняя подножка. В этом приеме выведение из равновесия в проводится перед, скручивая про

тивника и наклоняя его над своей согнутой ногой. Одновременно с разгибанием ноги выполняется рывок руками.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев