ФОРМЫ ЗАХВАТОВ

В процессе борьбы часто возникают ситуации, в которых бойцу нужно соединить руки или ноги для защиты или проведения какого-либо приема. Этот короткий раздел демонстрирует несколько основных позиций рук и ног при обхватах тела и конечностей противника в борьбе лежа.

Существуют следующие позиции для соединения рук: соединение рук замком, соединение рук захватом запястья, соединение рук ладонь в ладонь.

Позиции для соединения ног: соединение скрещиванием ног, соединение ног зацепом ступни в подколенный сгиб.

ОСАЕКОМИ ВАЗА (Сковывания и удержания)

В качестве отдельных приемов способы удержания используются только в спортивной борьбе, т.к. по правилам дзюдо и самбо правильно проведенное удержание противни-. ка на лопатках в течение определенного времени дает возможность заработать дополнительные очки или приводит к победе. В реальном поединке, или в борьбе с малыми ограничениями, эта техника может быть использована только как промежуточное положение для проведения болевого или удушающего приема или удара.

В современной борьбе разработано множество методов удержания соперника на спине, однако, данное пособие ориентировано на людей, не ограниченных правилами и понимающих, что такое удержание не приводит к победе. Поэтому мы

рассмотрим только несколько наиболее часто встречающихся приемов из раздела осаекоми. Кроме того, в этот раздел включены несколько способов сковывающих захватов в положении на спине, которые не практикуются в спортивной борьбе, поскольку там такое положение считается проигрышным.

1. Кеса осае — удержание сбоку захватом руки и головы. Это одна из наиболее распространенных техник удержания в дзюдо и самбо. Из этого положения можно перейти к удушающим или болевым приемам. Выполняя кеса гатамэ, важно вытянуть ногу в направлении головы противника и плотно прижаться к нему всем телом, чтобы избежать отталкивания. Руку соперника при этом нужно крепко прижимать к своему боку, контролируя его шею.

2. Йоко шихо осае — удержание поперек. Это техническое действие часто применяется в спортивных схватках дзюдо или самбо. Выполняя этот прием, нужно прижаться грудью к телу противника и контролировать его движения, удерживая за одежду или пояс между ногами и за ворот(ксй-коги). Также возможно захватить руку противника между его ногами, что значительно усложнит для него выполнение контрприемов. Для большей устойчивости нужно расставить ноги и прижать голову к телу соперника.

3. Ками шихо осае — удержание со стороны головы. Для проведения этого способа удержания соперника в положении лежа на спине нужно прижаться к нему’всем толом, расставить ноги для большей устойчивости и захватить его обеими руками за пояс или одежду на правом и левом боках. При этом нужно прижать своими предплечьями плечевые части рук противника к его туловищу. Можно также проводить это удержание, поставив локти к подмышкам противника и прижимая предплечья непосредственно к его бокам.

4. Татэ шихо осае — удержание верхом. Для выполнения этого приема нужно сесть на противника, лежащего на спине, поставив колени на татами. Нагнувшись вперед, следует прижаться грудью к груди соперника и захватить одежду позади

его шеи. При попытках противника сбросить вас с себя нужно выставлять ногу или руку в направлении рывка противника.

5. До Дзимэ — удержание снизу. Эта техника не входит в арсенал приемов спортивной борьбы, т.к. предполагает’ положение лежа на спине, которое считается проигрышным в большинстве спортивных направлений. По своей су ги это положение скорее относится к сковывающим захватам, чем к техникам удержания. Японское название этого приема — «до дзимэ» -означает «сдавливание корпуса». Для его выполнения нужно плотно обхватить корпус противника обеими ногами и скрестить их у него на пояснице. Воздействуя на его тело во время выдоха, можно вызвать травму надпочечников. Это положение можно применять в поединках с использованием ударов, т.к. оно позволяет контролировать дистанцию и отталкивать противника в случае необходимости. Существует также множество способов выхода на болевые и удушающие приемы.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев