ХЭНКА ВАЗА

Обладатели степени сандан (3-й дан) также демонстрируют оку но ката в вариантах шодан или нидан, но выполняют сложные технические действия для окончание каждой серии движений. Например, проведя технику ваки гатамэ в базовом варианте ката, можно продолжить ее не броском или простым контролем, а болевым удержанием двумя ногами в стойке или на одном колене (ура удэ осае риоаши ваза), демонстрируя возможность продолжать поединок с другим противником и сохраняя полный контроль над поверженным. В варианте сандан, контратакуя технику котэ гаеши, можно выполнить не рычаг локтя боком, как в базовой ката, а бросок из раздела кош и наге или сеое наге. Таких вариантов может быть множество, и демонстрация их показывает умение нстандартно мыслить и объединять в комбинации сложные тактико-технические действия.

РЭНЗОКУ ВАЗА

(Способы комбинирования технических действий)

Техника комбинирования приемов является неотъемлемой частью любого вида боевого искусства. Тренировка этого раздела предполагает хорошее освоение базовой техники школы и продолжается длительное время, занимая свое место на различных уровнях мастерства.

Базовая методика комбинирования технических действий в школе Буши-нкан дзю-дзюцу осваивается на уровнях шо-дэн, чудэн и окудэн. Она включает в себя несколько различных форм сложных тактико-технических действий.

РЭНЗОКУ ВАЗА ШОДЭН Техника комбинирования первого уровня

На начальном этапе изучения рэнзоку приемы просто следуют один за другим. Это стандартные формы техники гошин-дзюцу, представляющие собой комбинации защит, ударов и бросков с болевыми или удушающими приемами. В этом случае каждое действие является гармоничным продолжением предыдущего приема. На уровне шодан такие формы комбинирования представлены в разделе кансэцу, где начавшийся в стойке болевой прием оканчивается какой-либо формой удержания упавшего противника. Подобные комбинации изучаются в разделах обезоруживания и задержания противника.

Главной особенностью этого метода изучения техники комбинирования приемов является условие полноценного применения каждого входящего в комбинацию элемента. Например, после выполнения защиты и удара, расслабляющего противника и выводящего его из равновесия, следует бросок с переходом на удушение или болевой прием. Невыполнение любого элемента комбинации лишает возможности провести следующий прием и требует мгновенного изменения позиции и техники. Неудачное выполнение удара не

приведен противника к потере равновесия и не позволит про-вести бросок. Соответственно, невозможно будет применить и последующие приемы.

Изучая и отрабатывая комбинации такого рода, нужно воспринимать каждый отдельный прием не только как базу для применения дальнейших техник, но и как одиночное действие, которое может быть последним.

На этом уровне проводятся тренировки рэнзоку ваза, в которых первое техническое действие только имитируется, вводя противника в заблуждение и облегчая проведение Ъами последующего приема. Например: можно показать

атаку подножкой в одну сторону, а провести ее в противо-

«

положную. Или можно имитировать атаку в верхний уровень, а провести ее в средний или нижний. Этот принцип касается как бросковой техники, так и техники ударов, удушений и болевых приемов.

РЭНЗОКУ ВАЗА ЧУДЭН Техника комбинирования среднего уровня

На продвинутом уровне метод отработки комбинированных технических действий изменяется в корне. Приемы выполняются с учетом реакции противника на применяемое вами действие и его возможного сопротивления, не дающего возможности довести прием до конца. В зависимости от реакции выбирается наиболее оптимальная форма следующего технического приема. В программу Бушин-кан дзю-дзюцу рэнзоку ваза нидан входит множество базовых комбинаций в стойке и лежа, включающих несколько продолжений практически на каждый прием, входящий в кихон ката. Существует также множество дополнительных вариантов продолжения базовых приемов, входящих в раздел хэнка ваза. Демонстрация этих дополнительных техник в рамках аттестационной программы не является обязательной, но тренировка их и подобных им комбинаций весьма

желательна для расширения общего багажа технических действий и, соответственно, для развития динамического стереотипа ведения поединка. Практически все предлагаемые комбинации составлены из простых технических приемов. входящих в базовые ката школы.

Базовые комбинации бросковой техники дзю-дзюцу школы Бушин-кан состоят из приемов, выполняемых с выведением противника из равновесия под 45 градусов вперед (хандзен кузуши) или назад (ханко кузуши). Например, в ответ на попытку проведения броска о сото отоши из раздела аши наге, противник может сделать шаг назад, убирая атакованную ногу, и поменять позицию, развернувшись другим боком.

В первом случае, в момент такого передвижения, нужно использовать неустойчивое положение его тела и, легко потянув руками, вывести из равновесия под 45 градусов вперед. Не прерывая движение, надо применить любой технический прием, удобный для поражения противника. Аттестационная форма школы предлагает использовать какой-либо прием из раздела сеои наге, но здесь возможно выполнение любой техники, которая будет достаточно рациональной в этом случае. Отводя ногу назад и оставаясь при этом в захваченном положении, противник сам помогает вам лишить себя баланса, поэтому кузуши проводится одновременно с его движением.

Во втором случае, одновременно с изменением про-

к

тивником позиции, проводится толчок в сторону его движения и выведение из равновесия под 45 градусов назад. Используя его неустойчивое положение, можно применить любой прием, опрокидывающий противника назад. Аттестационная форма предлагает о учи гари как один из наиболее подходящих в этой ситуации приемов.

В третьем случае противник не убирает ногу, а просто упирается ею в пол, приняв широкую устойчивую стойку и несколько опустив свой центр тяжести вниз. Выполнение подножки в таком положении становится затруднительным. В этом случае, не прилагая особой физической силы, можно перейти на йоко вакарэ из раздела сутеми наге. В этом приеме ваш центр тяжести опускается гораздо ниже, чем у противника, что облегчает выполнение вами любого броска. Под тяжестью вашего тела противник перелетает через вас, выполняя укеми.

Комбинации приемов в разделе кансэцу ваза предлагают различные варианты продолжения приемов, применение которых возможно в случае сопротивления противника, попытки выдергивания захваченной конечности или отталкивания.

Вариантов комбинирования приемов может быть множество. Технические действия, использующиеся в комбинациях такого рода, могут меняться в зависимости от ситуации, реакции противника и цели. Например, если учесть, что противник вооружен ножом, применение о учи гари в варианте, предлагаемом выше, становится опасным, т.к. тре-•бует особенного контроля вооруженной руки. В случае, когда вы находитесь возле стены, применение сеои наге может стать просто невозможным. Крайне затруднительно выполнение любого приема сутеми, если поединок проходит на острых камнях, на скалах или если противников несколько. Часто необходимо использовать ударную технику после неудавшейся попытки применить бросок. Эта ситуация возможна в случае поединка с несколькими противниками одновременно, хотя и здесь можно применять борцовские техники, бросая одного противника на другого. Выполняя приемы «на уничтожение”, можно использовать атэми ваза, шиме ваза или куби кансэцу ваза. Если необходимо задержать противника, не травмируя его, следует использовать прием из раздела кансэцу ваза и осае ваза.

Комбинации приемов, выполняемых сидя или лежа, также строятся в зависимости от реакции противника на первую проведенную вами атаку. Эти комбинации составлены из приемов, входящих в разделы удэ кансэцу ваза, аши кансэцу ваза и шиме ваза.

Главным фактором подбора технических действия в комбинацию является их рациональность и простота. Преимущество в выборе отдается приемам, изученным ранее в базовых ката. Комбинации, предложенные для изучения в школе Бушин-кан, не являются единственно возможными и служат выработке динамического стереотипа, позволя-

ющего плавно переходить с одного технического действия на другое, не нарушая общего рисунка поединка. Тренировка этих комбинаций развивает ощущение присоединения к движению противника (ки но нагарэ), чувство дистанции (ма ай) и своевременность (до ай).

РЭНЗОКУ ВАЗА ОКУДЭН Техника комбинирования глубокого

Комбинирование на уровне окудэн в школе Бушин-кан не имеет четко очерченных границ. Это развитие возможности программировать действия противника, предугадывая его возможную реакцию на проводимые вами действия.

В этом разделе сознательно выполненное вами техническое действие атаки или контратаки привлекает к себе внимание успешно защищающегося противника, что открывает какое-либо незащищенное место (суки), позволяющее вам нанести решающий удар или провести завершающий прием.

Например, выполненный для защиты от прямого удара рукой в корпус уход в сторону с одновременной имитацией удара уракен ура учи в голову, вызывает у противника естественную реакцию закрыться от удара свободной рукой, что позволяет вам провести ура удэ наге, ура удэ осае или любой другой, подходящий в этом случае, прием. Еще более простым примером служит имитация любой ударной атаки в уровень дзедан, заставляющей противника поднять руки и перенести внимание в этот уровень для защиты. Это движение раскроет для вашей атаки нижний и средний уровни его тела. Глубокий уровень предполагает также умение проводить ложные атаки, позволяющие противнику контратаковать известным способом. Например, амплитудная атака ударом шомэн учи может вызвать у противника попытку провести захват вашей ударной руки для применения какого-нибудь приема наге ваза или кансэцу ваза, что позволит вам эффективно использовать изученную технику болевых приемов для защиту от захвата за руку на верхнем уровне.

На высоком уровне овладения этим искусством необходимость в имитации каких-либо приемов для вызова запланированной реакции у противника отпадает. Любое движение мастера, будь это наклон головы, смена позиции или просто взгляд, приводит к нужной ситуации и выстраивает поединок по желаемому для него сценарию.

КАЕШИ ВАЗА (Техника контрприемов)

Сложные способы искусства противодействия приемам противника и контратаки находятся в ряду аттестационных разделов дзю-дзюцу школы Бушин-кан на уровне сандан. Логическим продолжением в совершенствовании базовой техники и методов ее комбинирования является умение использовать изученные технические действия в форме контрприемов, как ответ на проведенную противником атаку. Разумеется, любое действие гошин-дзюцу, изучаемое на уровне шодан или нидан, также является способом касши, т.с. контратаки, но, постигая технический арсенал 3-го дана, адепт Бушин-кан дзю-дзюцу изучает базовые формы контратакующих действий всеми приемами, изучаемыми на более ранних стадиях. Как и в других технических разделах школы, высшей формой выполнения приема каеши ваза считается действие, использующее динамику движения противника, проведенное к тому же без пауз, на одном движение. Атака и контратака сливаются в этом случае в единое целое, т.к. остановки движения почти не существует. Такая форма выполнения каеши ваза предполагает владение принципом ки но нагарэ (присоединение к движению противника), что возможно после развития специальных навыков и освоения ба-

зовых приемов предыдущих разделов.

Аттестационная программа Бушин-кан дзю-дзюцу сандан включает широкий арсенал приемов контратаки против партнера, атакующего всеми техническими действиями базовых ката, изучаемых на уровне шодан и нидан. Предпола

гается, что простые формы противодействия освоены ранее, поэтому раздел каеши ваза представляет собой только контратакующие технические действия из разделов атэми ваза, наге ваза, кансэцу ваза и шиме ваза.

гошин-дзюцу

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев