ШОДАН

Юби кансетсу но ката — формы болевого воздействия на пальцы рук.

Котэ кансетсу но ката — формы болевого воздействия на сустав кисти.

Хидзи кансетсу но ката — формы болевого воздействия на сустав локтя.

Ката кансетсу но ката — формы болевого воздействия на сустав плеча.

Осае но ката — формы удержания болевым воздействием на сустав.

Кансетсу но ката-нэ ваза — базовые болевые приемы на суставы рук и ног лежа.

НИДАН

Аши кансетсу но ката — формы болевого воздействия на суставы ног.

Радишевский Е. А. «Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев»

Кубн кансетсу но ката — формы воздействия на шейные позвонки.

Котэ кансетсу наге но ката — формы воздействием на сустав кисти.

Хидзи кансетсу наге но ката (формы воздействием на сустав локтя).

Ката кансетсу наге но ката — формы воздействием на сустав плеча.

Кихон осае ваза — нидан — способы удержания без помощи рук.

Кансетсу но ката-нэ ваза — сложные болевые приемы на конечности лежа.

САНДАН

Юби кансетсу но ката — форма сложных воздействия на пальцы.

Хобаку — приемы специального назначения: методы конвоирования, захвата для обыска и пр.

Каеши но ката — форма болевых контрприемов.

ЙОНДАН

Ори наге но ката — форма бросков с воздействием на суставы рук.

Хиссацу ваза — приемы, приводящие к смерти.

Айки кансетсу но ката — болевые приемы, использующие энергию движения.

Базовые ката болевых воздействий на суставы в Бушин-кан дзю-дзюцу начинаются из положения мусуби дачи (сведя пятки и направив пальцы ног под 45 градусов в стороны). После проведения рэйхо (поклон, символизирующий взаимоуважение) оба демонстратора на несколько секунд становятся в хейко дачи (ступни на ширине плеч) и затем, одновременно шагая навстречу друг другу, принимают устойчивую стойку фудо дачи и позицию кумиучи (взаимного захва

та за локоть и плечо). Сделав короткую паузу, они начинают последовательное выполнение приемов.

Тренируя приемы, входящие в ката, следует держать позвоночник вертикально, голову ровно. После проведения приема следует зафиксировать партнера на несколько секунд приемом из раздела осае ваза, потом отойти на один или два шага и принять позицию готовности камае, позволяющую, при необходимости, продолжить поединок с другим противником. Готовность сохраняется все время, пока партнер поднимается в стойку и еще несколько секунд после этого. Пос-jfc падения опрокинутый партнер встает в такую же, как и у вас, боевую стойку, символизируя готовность продолжать тренировку или поединок. Во время подъема в стойку необходимо сохранять готовность защищаться от возможного продолжения вашей атаки. Следует понимать, что, выполняя ката, тренируются оба партнера. Один из них отрабатывает приемы из раздела кансетсу ваза, а другой — технику реагирования на болевое воздействие и смягчение его с помощью принятия правильного положения тела.

Ката завершается таким же, как и вначале, ритуалом выражения взаимоуважения рэйхо и принятием естественного положения шизэнтай.

Существуют несколько ката раздела кансетсу ваза на уровне шодан, выполняющихся без позиции кумиучи. Это юби кансэтсу но ката — болевые воздействия на суставы пальцев руки и кансетсу но ката-нэ ваза — болевые приемы лежа. На уровне нидан также изучается аши кансетсу но ката-нэ ваза — болевые приемы на суставы ног стоя.

В форме юби кансэтсу первые три приема демонстрируются из позиции хейко дачи (ступни на ширине плеч) с немного приподнятыми и раскрытыми руками. Четвертая техника выполняется из позиции мунэ дори — захвата одежды на груди. Пятая техника выполняется из уширо шитатэ -обхвата корпуса под руками сзади.

Такая форма выполнения приемов создана для удобства демонстрации их технических аспектов.

ЮБИ КАНСЕТСУ НО КАТА

1. Юби are — рычаг пальцев подъемом вверх. В этом приеме нужно направить усилие снизу вверх, заставляя партнера подняться на носки.

2. Юби отоши — рычаг пальцев опусканием вниз. В этом техническом действии нужно направить усилие сверху вниз, заставляя партнера присесть.

3. Юби тарами — скручивание пальцев узлом. В этом приеме, кроме рычага пальцев снизу вверх, проводится их скручивание.

4. Ойя гороши — сжимание согнутого большого пальца. Выполняя эту технику, нужно уйти с линии возможного удара свободной рукой противника. В ката прием нужно проводить очень аккуратно, т.к. с его помощью легко можно травмировать партнера.

5. Ко гороши — выворачивание мизинца. Эта техника применяется из многих положений. Усилие в ката должно быть минимальным, т.к. суставы пальцев легко травмируются даже при небольшой нагрузке.

КОТЭ КАНСЕТСУ НО КАТА

1. Котэ гаеши/тэнбин осае — дожимание кисти в сторону естественного сгиба, опрокидывание на спину и болевое удержание скручиванием кисти и давлением колена на локтевой сустав. Выполняя освобождение от захвата, нужно использовать неустойчивое положение противника, при котором он вытягивается под 4S градусов вперед.

2. Котэ маваши/ура удэ осае — скручивание кисти в вертикальной плоскости, опрокидывание на живот круговым движением и болевое удержание давлением ладони на локтевой сустав.

Как и в первом приеме этой ката, для выполнения техники следует провести кузуши и заставить противника потерять равновесие под 45 градусов вперед.

3. Котэ отоши/ура удэ осае (аши ваза) — рычаг кисти давлением сверху вниз, опрокидывание на живот и болевое удержание давлением ногами на локтевой сустав. При выполнении удержания нужно принять боевую стойку, демонстрируя возможность продолжать поединок с другим противником, не теряя контроля над опрокинутым.

4. Котэ хинэри/гьяку ура удэ осае — выкручивание кисти в горизонтальной плоскости, наклон противника и болевое удержание давлением колена на плечо, ладонью на локоть и скручиванием кисти.

В этом приеме необходимо все время держать противника в положении, при котором он не может нанести вам удар свободной рукой. Для этого надо постоянно использовать технику выведения из равновесия, постоянно изменяя направление воздействия. В начале выполнения котэхинери вы применяете кузуши под 45 градусов вперед для освобождения от захвата и скручивания кисти. Затем меняете направление и проводите болевой прием с помощью кузуши под 45 градусов назад. Выполняя переход на удержание, вы опять наклоняете противника под 45 градусов вперед, как бы опрокидывая его. В ката вы не опускаете партнера на живот, а фиксируете его коленом в согнутом положении.

5. Котэ тарами — дожим кисти узлом. Этот прием начинается так же, как и первый прием в ката. Выполнив выведение из равновесия, вы проводите захват руки и скручиваете кисть. После проведения опрокидывания нужно зафиксировать партнера в позиции лежа на боку и прижать к полу давлением коленями на почку и шею. Укладывание проводится под 45 градусов назад.

ХИДЖИ КАНСЕТСУ НО КАТА

1. Ваки гатамэ — рычаг локтя боком. Это один из наиболее распространенных приемов кансетсу ваза, существующий почти во всех стилях японского дзю-дзюцу. Выполняя ваки гатамэ, следует помнить о свободной руке противника. Поэтому, проведя прием, нужно зафиксировать его в положении, при котором его равновесие нарушено. Применяя удержание лежа, эта же техника выполняется давлением всего тела на лежащего на животе противника.

2. Хнджи макикоми — рычаг локтя захватом руки на плечо. В этом приеме проводится давление предплечьем на локтевой сустав сверху вниз.

Опрокидывание выполняется с помощью кузуши под 45 градусов вперед. Болевое удержание проводится на коленях в позиции сэйдза.

3. Каннуки гатамэ — рычаг локтя захватом руки под плечо. В этой технике следует переместиться в сторону захваченной руки противника, чтобы избежать возможной атаки свободной рукой. Давление на локоть осуществляется предплечьем снизу вверх. Опрокидывание с помощью кузуши выполняется под 45 градусов назад. После проведения опрокидывания нужно прижать противника к полу давлением ладони на шею и болевым воздействием на локтевой сустав.

4. Удэ дзюдзи гатамэ — рычаг локтя крестообразным захватом руки. В этом техническом действии вы скручиваете тело, уходя с линии возможной атаки , и, выполнив крестообразный захват руки, проводите давление на локтевой сустав.

Направление давления на захваченную руку снизу вверх, как бы пытаясь воткнуть ее в небо. Находиться при этом нужно сзади и сбоку от противника. Этот же захват используется при необходимости удерживать или конвоировать захваченного противника.

5. Ката гатамэ — рычаг локтя перегибанием руки через плечо. В этом приеме проводится давление на сустав локтя плечом снизу вверх.

Необходимо зайти за спину противнику с помощью перемещения тенкан и вывести его из равновесия, чтобы он не

смог притянуть к себе или выдернуть из вашего захвата атакуемую руку. При необходимости удерживать или конвоировать захваченного противника используется почти такой же захват. Обычно этот способ конвоирования применяют при необходимости вести человека высокого роста. При этом для избежания возможной контратаки следует одной рукой обхватить тело и свободную руку захваченного и конвоировать его, развернув спиной вперед.

1. Они кудаки — «разрушение демона». Этот прием сохранил древнее название. Его применение, как и применение других приемов этой ката, очень болезненно для партнера. Чтобы успеть вовремя приостановись свое воздействие на плечо партнера и не довести его до травмы, требуется полный контроль и мгновенная реакция от проводящего эти технические действия. Болевое удержание проводится в позиции на одном колене, прижимая свободную руку партнера другой ногой.

2. Гедзя дори — «захват воина». Как и предыдущий прием, гедзя дори считается одной из древнейших техник японского дзю-дзюцу.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев