КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ

БУШИН-КАН КОБУ-ДЗЮЦУ

1. РОКУ СЯКУ БО — «шест длиной в 6 сяку» (около 182 см). В основном этот вид оружия используется на длинной дистанции, хотя существуют техники его применения и в ближнем бою, например, в случае, когда противник провел захват.

2. ДЗЕ — 120 сантиметровый шест-посох.

3. ХАНБО — «половина бо» (около 90 см). Используя это оружие, можно с одинаковой легкостью применять как ударную технику, так и технику удушающих захватов, болевых приемов и бросков.

4. ТАНБО — короткая дубинка (50-60 см). Используется для ведения боя на средней дистанции с использованием захватов и ударов.

5. ТАЧИ — длинный самурайский меч. Упражнения с этим оружием выведены в два больших раздела: кен-дзюцу (фехтование на мечах) и иай-дзюцу (мгновенное выхватывание меча и нанесение смертельного удара).

6. КОДАЧИ — короткий самурайский меч. Это оружие может применяться изолированно от других или может быть использовано вместе с тачи (длинным мечом).

7. ТАНТО — нож. Универсальное оружие, одинаково легко применяемое в нападении и в обороне. Также может быть использовано как метательное оружие.

8. САИ — короткий трезубец. Традиционное окинавское оружие, с успехом используемое в древности для обезоруживания вооруженного мечем или шестом противника. Саи применяется и для болевых контролей с целью обездвиживания или конвоирования.

9. КУСАРИ — цепь. Это оружие имеет несколько модификаций. Манрики кусари — «цепь силой десяти тысяч” или «всесильная цепь». Длина этого оружия составляет от 70 до 100 см, по обоим концам цепи расположены металлические грузики, которые могут быть использованы как ручки. Оружие используется для ударной техники, техники захватов и связывания, а также для метания.

10. КУСАРИ ФУНДО — короткая цепь с грузиками на конце, используемая в основном для выполнения ударной техники.

11. НАВА — веревка. Используется для проведения бросков, болевых и удушающих приемов, а также для связывания и конвоирования противника.

12. НУНЧАКУ — двухсекционный цеп. По одной из легенд, это оружие создали крестьяне, использовавшие его подобие в повседневной жизни для обмолотки риса и другой сельскохозяйственной продукции. Оружие применяется на разных дистанциях и предназначенно для выполнения ударной, бросковой, удушающей и болевой техники. Эта гипотеза о происхождении нунчаку часто встречается в книгах европейских и американских авторов, но не пользуется успехом на его родине — Окинаве, где придерживаются идеи благородного происхождения в среде дворян самураев.

13. ТОНФА — по одной из версий создания этого оружия оно берет происхождение из рукоятки мельничного жернова. Однако эту гипотезу не поддерживает большинство мастеров окинавского кобудо. Какие-либо письменные источники, указывающие на «простонародное» зарождение этого вида оружия вовсе неизвестны. Сейчас тонфа, имеющая многовековую историю, является специализированным орудием полиции и специальных военных подразделений и используется практически для всех видов техники.

14. ШУРИКЕН — «клинок, выпускаемый из руки». Это оружие представляет собой плоское лезвие удлиненной формы, используемое для метания. Похожее лезвие, но имеющее многоугольное или круглое сечение, называется бо-шурикен. В разделе метательного оружия изучается также шаксн.

15. ШАКЕН — «лезвие в виде колеса». Это метательное лезвие в виде звезды, которая может иметь разное количество лучей и, соответственно, разную форму. Это оружие также называют хира-шурикен.

16. ЯВАРА — короткая палочка, скрывающаяся в кулаке и используемая как кастет для ударной техники. Применяется она и для техники захватов с воздействием на болевые точки. Это же оружие может быть использовано как массажная палочка для лечения или профилактики различных заболеваний. Относится к кагегории «скрытого оружия».

17. СЮКО — «когти». Это оружие используется для ближнего боя и представляет собой закрепленные на ладони металлические когти, оставляющие пальцы свободными для проведения захватов.

Вышеперечисленные виды оружия являются основными, но не единственными, изучаемыми в школе Бушин-кан кобу-дзюцу.

Как и в тай-дзюцу (искусстве бо>гбез оружия), изучение кобу-дзюцу предполагает последовательное овладение ка-

33X1

мае (позиций), кихон ваза (базовой техники), рэндзоку ваза (комбинирования) и ката (запрограммированной формы выполнения классических приемов в одиночку или в паре). Используется и много специальных парных упражнений (куми-буки), при которых один из партнеров атакует реально и на полной скорости заранее определенной техникой, а другой -проводит реальную контратаку. Техника связывания (ходзе-дзюцу) так же является важным разделом, входящим в программу Бушин-кан кобу-дзюцу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Психологические принципы подготовки в боевом искусстве основаны на древних концепциях восточной философии • и понимания поединка.

МИЗУ НО КОКОРО (Ум, подобный воде)

Ум мастера должен быть спокоен, как гладкая поверхность воды. И подобно тому, как на непотревоженной поверхности водоема отражаются все окружающие предметы, в уравновешенном состоянии духа мастер боевого искусства чувствует все движения и намерения противников и свои ответные действия. В этом состоянии ума адепт достигает полной адекватности ситуации как в атаке, так и в защите.

Как на взволнованной поверхности водоема исчезают или искажаются отражения предметов, так и в занятом мыслями о нападении или защите уме нет места для восприятия реальных замыслов и действий противника.

ЦУКИ НО КОКОРО (Ум, подобный луне)

Как луна ровным светом освещает все окрестности, так и ум мастера боевого искусства максимально воспринимает вес движения и намерения противника, не фиксируясь на чем-либо конкретном. Отчаяние и нервозность мешают определить реальные действия противника подобно тучам, скрывающим луну и оставляющим участки земли без лунного света.

НАГАРЭ

(Текучесть)

Принцип текучести предполагает плавное изменение технических действий, смену тактики, немедленно видоизменяющую рисунок боя в зависимости от ситуации, как вода, мгновенно заполняющая каждую вновь появившуюся пустоту.

Мастера боевых искусств считают, что этого можно достичь, обладая большим арсеналом технических действий и умением применять их в любой, даже самой нестандартной ситуации. Важным аспектом этого является применение принципа текучести для своего сознания, которое не должно фиксироваться на мыслях о каких-либо технических приемах или фазах ведения поединка.

КИМЭ

(Фокусировка)

Мгновенную концентрацию всей энергии тела для выполнения какой-либо задачи называют фокусировкой физических и психических усилий. Скорость и усилия мышц, участвующих в выполнении приема, должны быть точно сбалансированы, причем нельзя жертвовать скоростью за счет напряжения конечностей и тела. Огромную роль играет контроль дыхания: в момент выполнения приема необходимо произвести резкий выдох. Нс менее важно и психологическое состояние мастера. Оно отражает общую концентрацию усилий. Эффект «фокусировки»приводит к тому, что скорость в конечной точке удара трансформируется в мощь, и усилия всего тела на мгновение концентрируются в одной точке. Чем короче время напряжения мышц и чем больше мышц участвуют в движении, тем эффективнее выполняется прием.

Для такой концентрации физических сил необходим мощный ментальный импульс, представляющий собой сфокусированный заряд мысленных усилий.

Максимальное напряжение сохраняется только на мгновение. После этого мышцы расслабляются, делается вдох и принимается позиция готовности для следующего приема! Боевое искусство без умения фокусировать энергию в одной точке превращается в танец.

Е.Радишевский — Джиу-Джитсу. Боевое искусство самураев